Вопрос 2. Без основ православия, в русском государстве, нелепо вводить и бессмысленно поддерживать аксиомы демократии.

Кризис, приводимый государство к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, является в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а в основе своей духовный. Трудности хозяйственные и политические могут возникнуть и накопиться везде и могут обрушиться на каждое государство. Но каждому народу даются духовные силы именно для того, чтобы преодолевать эти трудности и творчески справляться с ними, не впадая в разложение и не отдавая себя на соблазн и растерзание силам зла. Один из основных принципов возрождении росского государства являются духовно нравственное существование государства и общества. Главной составляющей духа на Руси является русское православие, основанное на доброте, отзывчивости, благородстве и бескорыстии. При этом нужно заметить, что материальное далеко не является определяющим фактором формирования русского общества. Именно Православная вера на Руси является базисом, на основании и с согласия, которой могут создаваться надстройки. Поэтому уничтожая из развитого общества религиозного, т.е. духовного элемента, по сути, является убиением души и сердца и превращение людей, в кукол или роботов – не управляемых либо управляемых. В этом случае происходит ловкая замена ценностей, так запад, выдавливая православие, подменяет его демократией. И хотя само понятие демократии логично и справедливо, но в действительности является всего лишь ширмой, за которой нам несут «троянского коня», раскрытие его происходит только после принятия. Суррогат этого происхождения называется «массовой культурой», которая несет не саму демократию, а ее культ. Различия между истинными понятиями и внедряемыми авторитетами очень велико. Создавая логическую последовательность можно сказать, что богословие формирует духовность, в свою очередь возникающий сущий дух создает культуру. Основываясь на этом становится понятно, что культура имеет аристократическое происхождение, а не демократическое, как в этом убеждают нас массовые информации.

Здесь нужно отметить, что основы православия, включают в себя здоровые аксимы демократии.

Билет №7. Вопрос 1.

Согласно православному учению Бог является одновремен­но и трансцендентным и имманентным. У В.Н.Лосского есть такие красивые слова: "в имманентности ОткровенияБог ут­верждает Себя трансцендентным творению", то есть, открывая Себя в энергиях Бог тем самым утверждает , что по существу Он является неприступным.

Понятие о двух путях богословия — положительном и отрицательном - введено и обосновано автором так называемых "Ареопагитик", т.е. сочинений, обозначенных именем святого епископа Дионисия Ареопагита, но ставших известными не ранее 2-й половины V века. Сборник этих сочинений Corpus Areopagiticum содержит, в частности, трактаты "О небесной иерархии", О божественных именах" и "О мистическом богословии (а "О церковной иерархии"?). В трактате "О мистическом богословии" содержатся суждения о свойствах Божиих и о неизреченности существа Божия.

Ареопагитик воспринят всей Церковью как внушенный Духом Святым.

Дионисий различает возможность двух возможных богословских путей: один есть путь утверждения - богословие катафатическое или положительное, другой путь отрицания - богословие апофатическое или отрицательное. Прекрасную интерпретацию этому тексту дал профессор Лосский (Мистическое богословие. БТ, №8). Первый путь ведет нас к некоторому знанию о Боге, это путь несовершенный. Второй приводит нас к полному незнанию, это путь совершенный и единственно по своей природе подобающий мысли, устремленной к непознаваемому. Катафатическое богословие возможно потому, что Бог проявляет Себя Своими нетварными энергиями в мире, где отображаются, хотя и в ограниченных формах (тварь может вместити, якоже можаху). Его совершенства, а также в феофаниях, о которых свидетельствует СП. "Мы, - говорит Дионисий, — познаём Бога не из Его природы, которая непознаваема и превышает всякую мысль и разум, но из установленного им ёпричине всяческих, очищая при этом возникающие у нас представления о Боге и его свойствах от ограниченности, наблюдаемой нами в существах тварных".

Катафатическое богословиене пытается говорить о Боге в Самом Себе, о Его непостижимой сущности, оно ведет к уразумению лишь того, что Василий Великий, а позже тысячелетие спустя Григорий Палама называли энергиями Бога, нетварными силами, нисходящими и изливающимися в мир, а святой Григорий Богослов характеризовал как то, что около сущности Божией. Катафатическое богословие, на основе которого формулируется так называемое учение о существенных свойствах Божиих, есть, по выражению отца Георгия Флоровского, "богословие божественных имен", т.е. наименований, которые извлекаются из СП: Господь, Творец, Промыслитель. Вседержитель, Жизнь, Бог, Премудрость, Благость и др.

Апофатическое богословиеесть путь противопоставления Бога миру, требующий отрицаний, но апофатическое отрицание гораздо глубже отрицания, применяемого в богословии катафатическом. Катафатика сопоставляет свойства Божий с их ограниченными проявлениями в тварном мире, например, "Бог есть любовь, но без той греховности, которая присутствует в человечестве", "Человек изменчив, а Бог не изменяется" (Числ. 23,19). Но само понятие изменения положено в основу сравнения, т.е. все те прекрасные качества, которыми мы можем выражать свои мнения, присущи Богу в качестве сравнения в превосходной степени. "Разум человека ограничен, разум Господень неизмерим" (Пс. 146,5),но само свойство разумности приписывается и Богу, как существу, безгранично Превосходящему человека, и человеку, как существу ограниченному. Апофатическое же "не" - это совершенно своеобразное "не", это "не" несоизмеримости. Если в катафатике разум — превосходная степень -премудрость, а здесь "не" означает несоизмеримость и несопоставимость, а не наличие какого-то свойства у Бога в превосходной по сравнению с человеком степенью. Божество, согласно Дионисию, выше всех умозрительных имен и определений. Бог не есть ни душа, ни разум, ни мышление, ни жизнь. Бог даже не есть бытие, потому что Он создал бытие, Бог не есть предмет познания Он выше познания.

Наши рекомендации