Кинематограф. Отечественное киноискусство

Кинематограф – вид искусства, основанный на технологии фиксации и передачи движущихся изображений. Этот вид художественного творчества появляется в конце XIX в. и быстро завоевывает весь мир. Датой рождения кинематографа принято считать 1895 г., когда в Париже состоялись первые показы коротеньких репортажных лент братьев Люмьер – «Прибытие поезда» и «Политый поливальщик».

Отличительными особенностями кино являются: 1) визуальность – зритель воспринимает изображения глазами, что доступно и неграмотному человеку, и интеллектуалу; 2) массовость – одновременное обращение к большому числу зрителей; 3) технологичность – зависимость от уровня развития кино- и звукозаписывающей аппаратуры, химической промышленности, производящей кинопленку, и т.д. Не случайно кинематограф очень быстро превращается в киноиндустрию, сочетающую производство, прокат кинолент и технологическую базу.

С технической точки зрения история кинематографа делится на несколько периодов. Первый длился с 1895 по рубеж 1920–1930-х гг. То была эра немого кино. В конце 1920-х гг. в кино появился цвет и звук. Эти новшества потребовали от режиссеров и операторов новых приемов построения кадра, света, образного решения картин. На рубеже 1980–1990-х гг. еще одна техническая революция будет связана с освоением кинематографом новых цифровых технологий, которые принципиально изменили способ записи и корректировки изображения, создания визуальных спецэффектов.

Существует несколько видов кинематографа. Документальное или неигровое кино создает «документальный» образ реальности, в нем снимаются подлинные события и лица. Художественное или игровое кино представляет вымышленный образ, разыгранный актерами. Это деление сегодня условно, т.к. в кинематографе существует и псевдодокументальное кино, имитирующее реальные события (т.н. «мокьюментари» или подделка под документ), и художественно-документальные ленты, в которых с помощью актеров реконструируются события прошлого. Самостоятельным направлением кино являются учебные и научно-просветительские фильмы.

Мультипликация или анимация – искусство «оживших» рисованных картинок – старше кинематографа. Технические принципы мультипликации были изобретены в 1877 г., однако настоящая популярность к «мультикам» приходит только в начале ХХ в. Существует множество анимационных техник. Помимо рисунков и кукол мастера мультипликации создают движущиеся картинки из пластилина, песка, спичек, лент, проволоки и других материалов. Сегодня мультипликация – динамично развивающаяся ветвь кинематографа, ориентированная как на детскую, так и на взрослую аудиторию.

И все же самым распространенным, популярным и влиятельным направлением в кинематографе является игровое кино, без которого невозможно представить жизнь современного общества.

Кинематограф экспортируется в Россию в конце XIX в., первая самостоятельная отечественная художественная кинолента «Понизовая вольница» (о Стеньке Разине) появляется в 1908 г. В 1913 г. в Российской империи действовало 1412 кинотеатров, в том числе 134 в Петербурге и 67 в Москве. До революции сформировалась кинопроизводственная база и система проката российского кино, появились настоящие кинозвезды, кумиры публики – Вера Холодная, Иван Мозжухин, влиятельные продюсеры (А.А. Ханжонков, О.А. Дранков).

Кинематограф играл исключительно важную роль в истории советской культуры. Власть всегда осознавала колоссальные возможности воздействия кино на зрителя. Уже в годы Гражданской войны использовались агитационные кинова­гоны. Не случайно крылатым стало высказывание В.И. Ленина «Для нас важнейшим из искусств является кино…». Фабрика советских грез первоначально включала частные и государст­венные киностудии и кинотеатры, допускался прокат зарубежных фильмов. Как и во всем мире, в СССР особой популярностью пользовалась продукция Голливуда, работы Ч. Чаплина.

1920-е гг. – время сосуществования развлекательного, пропагандистского и фантастического кинематографа. Одни из самых значительных достижений отечественного кино связаны с деятельностью группы авангардных режиссеров. Экспери­менты С.М. Эйзенштейна, А.П. Довженко, Д.А. Вертова, Л.А. Кулешова заложили основы современного монтажного кинематографа. Они разрабатывали новые приемы чередования крупных планов и массовых сцен, неожиданных точек зрения и спецэффектов. Так, в образном кинематографе А. Довженко порой не было последовательного сюжета, а в полнометражном документально-художественном фильме «Человек с киноап­паратом» Д.А. Вертова не было ни одного слова или подписи: изображение говорило само за себя.

С. Эйзенштейн (автор классической ленты «Броненосец Потемкин») писал о том времени: «Мы проходили как бедуины или золотоискатели. На голое место. На место, таившее невообразимые возможности». Другой новатор – Дзига Вертов – утверждал: «Мы объявляем старые кинокартины… прокаженными. Не подходите близко! Не трогайте глазами! Опасно для жизни! Заразительно!».

Но с конца 1920-х гг. частное кинопроизводство и прокат были полностью запрещены. Кинематографический процесс жестко контролируется государством путем прямых заказов, цензуры и вмешательства политических лидеров (знаменитые «кремлевские просмотры» – предварительные показы кинокар­тин вождям и высшему руководству). В начале 1930-х гг. появляются первые советские звуковые фильмы, в 1935 г. производство немых кинокартин прекращается.

В кинематографе 1930-х – 1950-х гг. самыми популярны­ми темами становятся, во-первых, героическая борьба советского человека за идеалы социализма на войне, стройках, в экспедициях, в будничной жизни («Чапаев» реж. братьев Васильевых, «Семеро смелых» С. Герасимова, «Радуга» М. Донского, «Два бойца» Л. Лукова); во-вторых, культ И. Сталина («Клятва», «Падение Берлина» М. Чиаурели); в‑третьих, музыкальные комедии («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» Г. Александрова, «Свинарка и пастух» И. Пырьева). Огромное внимание уделялось историческому жанру, т.к. новому государству были необходимы новые версии его исторического прошлого. «Петр Первый» В. Петрова или «Александр Невский» С. Эйзенштейна для нескольких поколений советских людей были источником представлений о российской истории.

В тех случаях, когда режиссерское решение не соответствовало представлениям высшего руководства, судьбы картин складывались драматично. Так, первая серия картины С. Эйзенштейна «Иван Грозный» получила высшую государст­венную награду, а вторая подверглась несправедливой грубой критике, надолго была запрещена к показу. Эта история послужила причиной ранней смерти выдающегося мастера мирового кинематографа.

Новая страница в истории отечественного кинематографа связана с процессами десталинизации середины 1950-х – 1960‑х гг. Кино этого времени отличалось вниманием к непарадным ситуациям, негероическим профессиям, к обычной жизни обычных людей. В кино приходит новое поколение режиссеров и актеров, пафос и казенный язык прежних лет сменяет ирония и живая речь персонажей. В искренности, непарадности, достоверности кроется секрет долгой популярности у зрителей таких лент, как «Дело было в Пенькове» С. Ростоцкого, «Девчата» Ю. Челюкина, «Я шагаю по Москве» Г. Данелия, «Карнавальная ночь» Э. Рязанова.

Трагедия Отечественной войны талантливо запечатлена в кинолентах, получивших широкое международное признание («Летят журавли» М. Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Иваново детство» А. Тарковского).

Новаторский язык оттепельного кино вызывал резкую критику со стороны властей и цензуры. Знаковым явлением того времени стало «полочное кино» – законченные кинопроизведения, запрещенные к показу.

Кинематограф 1970-х – 1980-х гг. представлен традицион­но успешными у массового зрителя жанрами мелодрамы, комедии, детектива и экшн. Образы и реплики из фильмов «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и других лент Л.И. Гайдая; «Джентльмены удачи» и «Мимино» Г.А. Данелия; «Ирония, судьбы или с легким паром!» Э.А. Рязанова; «Белое солнце пустыни» В.Я. Мотыля стали частью современного фольклора.

Кино последних десятилетий советской власти много размышляло о проблемах нравственного выбора человека, соответствия долга и личного интереса, одиночества и психоло­гии межличностных отношений.

Своя, и весьма многочисленная, аудитория была у сложного метафоричного авторского кино режиссеров А.А. Кайдановского, К.Г. Муратовой, А.А. Тарковского, А.Ю. Германа.

Творчество многих советских кинематографистов получило заслуженное признание международных экспертов, некоторые киноленты были чрезвычайно популярны у массового западного зрителя. Но в целом к середине 1980-х гг. советская индустрия в техническом отношении сильно отстала от мирового качества кинопленки, звуковоспроизведения, всей технической базы. Творческая несвобода и архаичная техника мешали развитию советского кинематографа.

Рыночные революционные преобразования 1990-х гг. превратили кино в кинобизнес. Исчезли ранее успешные киностудии, школы, традиции, началась вестернизация и коммерциализация кинодела. Невостребованными оказались представители нескольких поколений режиссеров, артистов, операторов. Отечественный кинематограф оказался в глубочайшем творческом и финансовом кризисе первой половины 1990-х гг. Постепенно ситуация выровнялась.

На сегодняшний день в России сложилась современная система кинопроката из многозальных высокотехнологичных мультиплексов, в кино вернулось государство в качестве одного из заказчиков. Наиболее бурно развиваются жанры коммерче­ского кино – триллер, фантастика, мелодрама, комедия. Сохранилось авторское кино (артхаус). Делаются попытки осмыслить российскую действительность эпохи перемен (работы С. Балабанова, С. Бодрова-младшего, В. Тодоровского, Ф. Бондарчука), по-новому взглянуть на российское прошлое.

Наши рекомендации