Лекция 14. Гегель. Конт. Позитивизм
16.04.97
Гегель представляет то крыло, которое лучше всего было бы назвать метанаучным, т. е. его философия формулирует знание о том, что есть научный подход и каков должен быть научный метод. При этом, Гегель считает науку высшим уровнем знания, искусство и религия ниже науки. Гегель считает, что науке подвластно все. Он решительно отвергает всякие агностицизмы. Гегель постарался создать философию, являющуюся метанаукой.
Он родился в семье чиновника, получил хорошее образование, восторженно принял Французскую революцию (Герцен: "Философия Гегеля — алгебра Французской революции"). Ездил в Швейцарию, где написал свои первые труды, редактировал газету, поддерживал Наполеона. Некоторое время был директором гимназии. Профессор, ректор Берлинского университета. Умер от холеры.
Ленин вслед за Энгельсом и Плехановым назвал немецкую классическую философию (в том числе и философию Гегеля) источником марксизма.
Во время войны философия Гегеля была объявлена аристократической реакцией на Французскую революцию и почти-что отождествлена с фашизмом. Только после смерти Сталина стал возрождаться интерес к Гегелю. У нас философия Гегеля называется высшей точкой буржуазной философии. Все, что было после Гегеля, было упадком.
Основные пункты его философии: историзм; идеализм; панлогизм; диалектика; сциентизм.
Историзм — важен не результат, а процесс. Идеализм — в основе всего существующего — некое абсолютное начало, которое есть дух. Нужно сначала понять его, а тогда историю. В конечном счете, этот абсолютный дух есть Бог. Бог — чистая сущность, превращающая себя в предмет. Бог — сущность, которая в своем превращении в другое превращается в себя самое. Отсюда вытекает важная особенность философии Гегеля — ее пантеистическая направленность. Абсолютный дух существует не сам по себе, а через сознание отдельных людей. Для Гегеля Бог — это сознание. Панлогизм — признание всеобщего характера законов логики. Гегель утверждал, что логике, в первую очередь, подчиняется наше сознание, имеющее языковую форму. Если логика — законы духа, а дух превращает себя в предметы, философский мир подчинен законам логики, законам духа. Логика нашла свое воплощение в причинно-следственных связях, в наличии законов природы и общества. Природа тоже имеет свою логику. Логика принадлежит культуре. Гегель показал, что наша мысль — это не просто сознание, она овеществлена в культуре. Таким образом, культура подчинена логике. Именно это обстоятельство лежит в основе панлогизма Гегеля. Логическое, по Гегелю — это, в конечном счете, надприродное, подчиняющее себе весь мир. Диалектика. Истинная логика предполагает свой переход в диалектику, как подъем на более высокий логический уровень. Гегель (и Энгельс) пытались доказать, что в природе тоже действуют диалектические законы. Гегель понимал диалектику как логику действия нашего разума, как инстанцию, надстроенную над рассудком. Исходный пункт диалектики Гегеля состоит в утверждении, что нашему познанию следует перейти через эту жесткую грань определения рассудка и понять, что каждое такое определение выражает частичную истину и поэтому включает в себя свое же собственное отрицание. Следовательно, противоречие — это характеристика рассудка. Рассудок действует абстрагирующим образом. Но надо идти дальше рассудка.
Гегель делает вывод, что диалектика — движущая сила всякого научного хода мысли. Диалектика — это способ, которым наше знание движется от абстрактного (одностороннего) к конкретному (многостороннему), т. е. к системе. В XX веке эта идея вылилась в системный подход.
Сциентизм. Лишь научная система может быть истинной формой существования истины. Главное намерение Гегеля — сделать философию наукой.
Существуют три основные ступени духа:
1. Логика (разработка законов).
2. Природа (воплощение).
3. Философия духа (познание самого себя).
Выражение духа:
— искусство (дух предстает в виде образов);
— религия (дух предстает в виде Бога);
— философия (дух предстает таким, какой он есть).
Дух един, природа множественна. Дух бестелесен, природа материальна. Проблема перехода знания в идею: истина — это только одна сторона движения духа, истина должна подняться до уровня идеи, т. е. единства понятия и объекта.
Если философия Гегеля может быть рассмотрена как метанаука, т. е. как знание, предметом которого является наука, то другая сторона сциентизма XIX века может быть представлена философией позитивизма.
Основателем позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). Получил хорошее образование, был секретарем у утописта Сен-Симона. В конце жизни решил создать новую научную религию.
Исходный пункт — определяющее значение науки для общества. Философия, построенная на науке, может и должна стать основой общественного порядка.
Современник эпохи крупных общественных изменений, он видел корень неустройства в отсутствии единого мировоззрения. Духовная стабилизация может обеспечить социальную стабилизацию. Это сделает позитивизм, который принесет порядок и прогресс. Прогресс он видел в удовлетворении народных интересов, которые зависят от воззрений и нравов. Позитивизм — это реальное знание.
Конт выдвигал идею трех стадий общественного развития: теологической; метафизической; позитивной.
Все эти стадии — производные от состояния человеческого ума, так как он тоже проходит три стадии: объясняет мир, выделяя сущности; обращение к абстрактным сущностям; наблюдение за происходящим и установление связей между вещами и событиями.
Человечество в целом проходит эти стадии: теологическую (до 1300 г.) (фетишизм (вера в духов), политеизм, монотеизм); метафизическую (1300-1800 гг.), позитивную (с начала XIX в.).
Подход Конта к науке — отвергает познание сущности, первопричин вещей. Это невозможно и не нужно, наши знание должно всегда оставаться относительным, наука должна не объяснять, а описывать эти опыты. Конт предлагал принцип простоты: из всех решений надо выбирать самое простое.
Позитивная наука объединяет известные группы явлений и констатирует связи по принципу сходства и последовательности. Сходство — статические факты. Последовательность — динамические факты. Вместе они дают нам законы природы.
Классифицировал науку по принципу простоты (более сложные — менее точные знания): математика (в том числе теоретическая механика), астрономия, физика, химия, биология, социология (новая, созданная О.Контом наука, в ней он выделял социальную статику и социальную динамику).
Роль философии — суммировать общие знания наук и согласовывать их. Цель философии — создать систему общих понятий. Фундамент научности — наличие неизменных естественных законов. Цель наших усилий — открыть эти законы и свести их до минимума. Конт искал последовательность, а Гегель — сущность.
На основе науки Конт мечтал создать всемирную федерацию народов со столицей в Париже. В конце жизни попытался создать новую религию. Мечтая о создании нового общества на основе науки, Конт видел силу, способную создать это общество, в пролетариате.