Бытие и познание как промысел Бога
Философия Киевской Руси, испытавшая влияние Европейской средневековой философии, повторяет основные признаки и черты последней: теоцентризм, креационизм, монизм (см. тему “Средневековая философия”).
Главным принципом построения картины мира является идея “божественного устройства”, целесообразности всего сущего. Основные положения религиозно-идеалистической картины мира отражены в “Повести временных лет”, в относительно самостоятельной части этой летописи, которая называются “Речь философа”.
“И начал философ говорить:
В начале, в первый день, сотворил Бог небо и землю. Во второй день сотворил твердь посреди воды. В тот же день разлились воды - половина их взошла на твердь. В третий день сотворил он море, реки, источники и семена. В четвертый день - солнце, луну, звезды и украсил Бог небо. Увидел все это первый из ангелов - старейший чина ангельского и подумал: “Сойду на землю, и овладею ею, и буду подобен Богу, и поставлю престол свой на облаках северных”. И тотчас же был свергнут с небес и вслед за ним пали те, кто находился под его началом - десятый ангельский чин. Было имя врагу - Сатанаил, а на его место Бог поставил старейшину Михаила... Затем, в пятый день, сотворил Бог киты, рыбы, гады и птицы пернатые. В шестой день сотворил Бог зверей, скотов, гадов земных создал и человека. В седьмой же день, т.е. в субботу почил Бог от дел своих. И насади Бог рай на востоке в Едеме и ввел в него человека, который создал, и заповедал ему есть плоды каждого дерева, а плодов одного дерева - познания добра и зла не есть. И был Адам в раю, видел Бога и славил его вместе с ангелами... И подчинил Бог Адаму звери и скоты, и обладал он всеми и все его слушались. Дьявол же, увидев, как почтил Бог человека, стал ему завидовать, преобразился в змия, и пришел к Еве и сказал ей: “Почему не едите от дерева, растущего посреди рая?”. И сказала жена змию: “Сказал Бог: не ешьте, если же съедите, то смертью умрете”. И сказал жене змий: “Смертью не умрете, ибо знает Бог, что в день тот, в который съедите от дерева этого, откроются очи ваши и будете как Бог, познав добро и зло. И увидела жена, что дерево съедобное и взяла плод, и дала мужу своему, и ели оба, и открылись очи обоих и поняли они, что наги, и сшили себе перепоясание из листвы смоковницы. И сказал Бог: “Проклята земля за твои дела, в печали будешь насыщаться все дни жизни твоей” ... И изгнал Господь Бог Адама из рая...”[48].
Мир как творение бога - это в первую очередь мир разума, мир гармонии, поэтому основным пафосом христианской антологии является восхищение мудростью творца, мудрым устройством сотворенного мира.
Целесообразность сущего является основой познания бытия, человека и Бога.
Климент Смолятич выделяет два рода познания истины: первый - благодатный - непосредственное откровение истины святыми и апостолами; второй - приточный (от слова притча). Притча, знак не есть образ, а лишь прообраз, который необходимо толковать. Бог будучи непознаваем сам по себе, может быть познан через свою “тварь”, “через внешний порядок”. Познание разумности природы трактуется как путь к познанию бога и высший смысл человеческой жизни. Если целесообразность и разумность окружающего нас мира - результат “Божьего промысла”, то через свои поступки, обращенные и не обращенные к богу, в свою очередь, на человека. Никифор, митрополит Киевский, обосновывает возможность богопознания через разум на основании того, что человеческий разум - лишь часть всеобщего разума Бога.
В философии Киевской Руси чудесным образом переплетаются рационализм (т.е. опора на разум в познании мира) с литературно-художественным, притчевым стилем философских сочинений, с символико-аллегорическим методом познания и описания мира. Эта особенность станет в одной последствии одной из главных характерных черт как украинской, так и русской философии.
4. Что есть человек?
Антропоцентризм, видение человека как микрокосмоса, как цели философских постижений, обращение к внутреннему миру человека характерны с самого начала для украинской философии. Кирилл Туровский в “Слове о расслабленном” в уста Иисуса Христа вкладывает такое обращение к человеку: “Тебе всю тварь в услужение создал. Небо и земля тебе служат: ты влагой, а это плодами. Ради тебя солнце светит, греет, и луна с звездами ночь освещает! Для тебя облака землю дождем напоют, и земля в службу тебе взращивает всякую траву семенную и дерево плодовитое! Ради тебя реки приносят рыбу, а пустыни питают зверей”[49].
Антропология этого периода основывается на главном тезисе: человек создан богом, он состоит из духовного и телесного начал. Проблема взаимосвязи души тела в человеке является одной из центральных в философии Киевской Руси. Никифор, митрополит Киевский, например, считал, что между душой и телом идет постоянная вражда: плоть противится духу, дух - плоти. Совершенным Никифор считает такое состояние, когда дух господствует над плотью, укрощает телесные страсти. Сама душа сотворена “божественным вдохновением”, она бессмертна, находится в голове и обладает тремя силами: “словесной” (ум), “яростной” (чувства), и “желанной” (воля). Первое из них, по мнению философа, занимает словесная сила, которая “старее есть и выше всех”, она отличает человека от всех животных при ее помощи человек познает окружающий мир и бога; она же ведет людей к гордыне и идолопоклонству. Чувства - “яростная сила” - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус - “слуги” души, первое из них зрение.
Приоритет духовного, вечного, над сиюминутным материальным характерен для мировоззрения всех философов той поры. Но одни, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, например, доводят его до теории аскезы, необходимости подавления плоти; другие, Владимир Мономах, считает, что затворничество, аскетизм не единственный способ спасения души, что добрыми деяниями в миру можно искупить свой грех. Феодосий Печерский утверждает, что путь спасения лежит через подавление в человеке изначального присущего ему земного, греховного, связанного с миром дьявола, плотского естества. Служение Богу должно проявляться в “деятельных делах” - в терпении и страдании, милостыне и любви. Кирилл Туровский также смысл человеческой жизни видит в полном отказе от мирских, плотских наслаждений, в уходе от суетного и повседневного к вечному, то есть к промыслам о боге. На этом основана его иерархия человеческих добродетелей, которую философ представляет в виде дерева: “Что такое дерево жизни? Смиренномудрие, начало которому покаяние... Ствол того корня - благоверие... От того ствола много различных ветвей, много ведь, сказано, видов покаяния: слезы, пост, чистая молитва, милостыни, смирение, воздыхание и прочее. Тех ветвей добродетельный плод: любовь послушание, покорение, нищелюбье, - много путей спасенья”[50].
Человек умаляется перед лицом беспредельного Абсолюта - Бога, однако, его малость рассматривается не как повод для унижения, но как предпосылка для развития человека. Через осознание своей греховности, человек становится динамично направленным к нравственному совершенствованию. Идеал человека - это подвижник, борец за веру, страдалец за истину. Традиция нравственно-обостренного отношения к жизни и к самому себе пронизывает всю отечественную культуру и философию. Совесть, нравственная чистота, стремление творить добро, совершать духовные подвиги рассматривается как фундамент личностного самосознания. И сегодня для нас актуальны слова “Поучения” Владимира Мономаха: “Еде и питью быть без шума великого, при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви прибывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться; не неистовствовать словам, не осуждать речью, не много смеяться, стыдиться старших, с дурными женщинами не разговаривать, книзу глаза держать, а душу ввысь избегать их; не уклоняться учить падких на власть, ни во что ставить всеобщее почитании...”.
Научись, верующий человек, поступать благочестиво, научись по евангельскому слову, “глазами управлению, языка удержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, мысли чистоту блюсти, побуждая себя к добрым делам Господа ради. Лишаемый - не мсти, ненавидящий - люби, преследуемый - терпи, хулимый - моли, умертви грех”[51].
Еще раз прочите два последних абзаца и выделите пять главных добродетелей человека, отмечаемых первыми книжниками Руси. Вернитесь к таблице «Добродетели в истории культуры» и заполните в ней 4-ый столбец: главные добродетели в отечественной культуре.
Прочтите притчу К. Туровского «Слово о слепце и хромце» и ответе на такие вопросы:
ü какие нравственно - философские проблемы в ней затронуты?
ü как эти проблемы ставятся и решаются в других мировоззрениях и философских системах?
ü обратите внимание на символизм, аллегоризм языка древнерусских философов и попытайтесь “расшифровать” их символы.
Кирилл Туровский