Греч Косм Онт Антр Софисты

Внимательно прочитайте текст и найдите в нём 5 ошибок (их нумеровать)

Начало в исследовании проблемы человека положили софисты – Протагор (ок.480-410 до н.э.), Горгий (ок.483-375 до н.э.) и другие, а также Сократ. Слово «софист» вначале понималось в буквальном смысле – как мудрец, затем стало обозначать платного учителя мудрости и красноречия. Софисты предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни. Они обучали грамматике, стилистике, риторике, умению вести дискуссию. Главным их искусством было искусство слова, и именно они выработали нормы литературного греческого языка.

Исходный принцип софистов был сформулирован Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Это означает, что всё содержание мышления, представления о добре, о прекрасном, справедливом зависят только от мыслящего человека и не зависят от объективной действительности. Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением доказывать всё, что они считали необходимым, выгодным данному человеку. Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, они опровергали казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали порой самые необычные воззрения.

Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий. Логическая доказуемость (а не соответствие действительности) считалась у них главным свойством истины. Софисты считали, что доказать можно не всё, что угодно, а только то что истинно. Всё остальное будет псевдодоказательством. Для поиска истины необходимы ум, знания и красноречие. «Какой мне кажется каждая вещь, - говорил Протагор, - такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя». Софисты отличали истину от индивидуального мнения. Мнений, они полагали, может быть много, но истина одна. Она общезначима и вырабатывается на трудном пути познания в результате вычленения объективных моментов, которые могут содержаться в отдельных мнениях, и их объединения.

Софисты преувеличивали и даже абсолютизировали относительность знания, его зависимость от человека и конкретных условий, не учитывали наличия в любом знании объективных (правильных, соответствующих объекту) моментов. Поэтому их учение можно квалифицировать как гносеологический релятивизм. Последний служил им для обоснования и нравственного релятивизма. Софисты критиковали тех философов, которые отстаивали условность любых правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Они полагали, что нравственные нормы общезначимы для данной социальной группы, и в её пределах добро является добром для всех её членов, а есть нормы, общезначимые и для всего человечества.

В 4 в. до н.э. произошло вырождение деятельности софистов: они стали прибегать в споре к различным уловкам, приёмам, получивших название софизмов, - неверных доводов, замаскированных внешней правильностью, например: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты рогат». Поэтому Аристотель назвал их учителями мнимой мудрости. С этого времени слово «софистика» используется в нарицательном смысле – для обозначения замаскированных нарушений правил логики.

Греч Косм Онт Антр Сократ

Внимательно прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом, был Сократ. Он выступил против релятивизма истины софистов. Мерилом всех вещей для него является не субъективно произвольный человек, а человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят своё выражение общие законы. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это мышление, разум. Разум способен дать не просто индивидуальное мнение, - на чём останавливались софисты, - а всеобщее, общеобязательное знание. Но знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Знание должно родиться. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика (от греч. «повивальное искусство»). Сократ полагал, что, помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей матери, повитухи Фенареты. Началом метода Сократа служит ирония, благодаря которой он побуждал у людей сомнения в общепринятых истинах. «Так ли это? – всегда вопрошал Сократ, - давайте подумаем вместе». О самом же себе он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Тем самым он приглашал людей к рассуждению, к самому глубокому и непредвзятому анализу любого положения.

Конкретно это выражалось в точной постановке вопросов по предмету беседы, обсуждении вариантов возможных ответов на них, обнаружению и устранению противоречий. При этом Сократ исходил из установки, что все знания у человека возникают из опыта – наблюдений и экспериментов. Сократ стал основоположником эмпиризма. Свой метод он называл майевтикой.

Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, в чём заключается долг человека и др. Знание не отождествлялось им с добром. Он полагал, что для того чтобы быть добродетельным человеком недостаточно знать, что именно хорошо, а что плохо. Необходимо ещё иметь твёрдое убеждение совершать только добродетельные поступки. Позиция Сократа по вопросам морали именуется этическим рационализмом (от лат. «рационалис» – разумный), поскольку решающая роль в формировании нравственных норм отводится им разуму и знаниям.

Но Сократа не поняли и не приняли его сограждане. В 70-летнем возрасте он был обвинён в том, что развращает молодёжь, не признаёт богов и подрывает устои государства. Суд приговорил его к смертной казни. Философ имел возможность бежать из Афин, но он предпочёл смерть и в присутствии своих учеников и друзей умер, выпив кубок с ядом. Этим Сократ показал, что он не подрывал и не подрывает, а признаёт над собой законы и устои государства. Тем самым сама смерть Сократа была демонстрацией истины, состоящей в том, что он служил людям и государству. Самоубийство Сократа российский философ В.А.Лекторский справедливо назвал философским поступком.

Образ Сократа вошёл в сознание последующих поколений как высочайший пример кристально честного, независимого мыслителя, ставящего искание истины выше всех других побуждений.

Греч Косм Онт Антр Сократ

Внимательно прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

Учеником софистов в начальный период своего творчества, а затем их непримиримым оппонентом, был Сократ. Он выступил против релятивизма истины софистов. Мерилом всех вещей для него является не субъективно произвольный человек, а человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят своё выражение общие законы. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа. Основополагающая способность человека, по Сократу, - это мышление, разум. Разум способен дать не просто индивидуальное мнение, - на чём останавливались софисты, - а всеобщее, общеобязательное знание. Но знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Знание должно родиться. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика (от греч. «повивальное искусство»). Сократ полагал, что, помогая рождению истины в других людях, он продолжает в духовной области дело своей матери, повитухи Фенареты. Как и софисты, Сократ считал, что доказать можно любое положение: для этого только нужно приложить достаточные усилия и знания.

Началом метода Сократа служит ирония, благодаря которой он побуждал у людей сомнения в общепринятых истинах. «Так ли это? – всегда вопрошал Сократ, - давайте подумаем вместе». О самом же себе он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Тем самым он приглашал людей к рассуждению, к самому глубокому и непредвзятому анализу любого положения.

Конкретно это выражалось в точной постановке вопросов по предмету беседы, обсуждении вариантов возможных ответов на них, обнаружению и устранению противоречий. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Сознание черпает из самого себя всё понимание истины. Задача философа – лишь помочь человеку найти истину. У каждого истина, по Сократу, своя, а общезначимой истины нет. Проводя большую часть жизни на площадях и улицах, Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним.

Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, в чём заключается долг человека и др. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. Знание отождествлялось им с добром. Сократ считал, что если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, то он не обязательно поступит хорошо: кроме знания добра человек должен ещё иметь убеждение творить добро. Поскольку всё знание тогда было сосредоточено в философии, то изучение философии, по Сократу, - средство формирования добродетельного человека. Позиция Сократа по вопросам морали именуется этическим рационализмом (от лат. «рационалис» – разумный), поскольку решающая роль в формировании нравственных норм отводится им разуму и знаниям.

Но Сократа не поняли и не приняли его сограждане. В 70-летнем возрасте он был обвинён в том, что развращает молодёжь, не признаёт богов и подрывает устои государства. Суд приговорил его к смертной казни. Философ имел возможность бежать из Афин, но он предпочёл смерть и в присутствии своих учеников и друзей умер, выпив кубок с ядом. Этим Сократ показал, что он не подрывал и не подрывает, а признаёт над собой законы и устои государства.

Плат Арис Эпик Стоики Платон

Внимательно прочитайте текст Найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

В отличие от элеатов бытие у Платона множественное. И здесь он близок Демокриту. Демокрит понимал бытие как материальные, физические атомы, составляющие тела; у Платона бытие – это идеи, модели вещей или сущности, которые материальны. Действительность, по Платону, разделяется на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным, истинно существующим, Платон назвал мир идей, вечных и неизменных. Вторичным, производным от идей, он считал мир чувственно воспринимаемых вещей, которые представляют собой конкретные воплощения идей, их подобия, бледные тени. По его учению, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что имеется причина, цель, т.е. идея, которая делает вещь именно такой. Например, деревья, по Платону, существуют потому, что есть идея дерева, стол – потому, что существует идея стола, произведения искусства создаются благодаря идее прекрасного и т.д. Всё множество идей представляет собой единство. Высшей, главной идеей, объединяющей все другие идеи, служит идея блага, или высшего добра. Она есть идея всех идей, источник красоты, гармонии, соразмерности и истины. Благо – это единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, доброго и приятного. Идея блага стягивает всё множество идей в некоторое единство; это единство цели, поэтому всё в мире направляется к благой цели. Для объяснения существования чувственно воспринимаемого мира Платон вводит понятие материи. Материя – это первичный материал, то, из чего создаются все чувственно воспринимаемые вещи. Материя мертва, пластична, может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, как бы только возможность, а не действительность. Материя была сотворена Демиургом. Но каким образом материя принимает вид той или иной вещи, как она оформляется? Для объяснения этого Платон вводит ещё одно начало – душу Космоса, мировую душу. Она никем не создавалась, это - динамическая и творческая сила, источник движения, жизни, одушевлённости. Душа Космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Она заставляет вещи подражать идеям, а идеи – присутствовать в вещах. Платон развивает учение о творении Богом Космоса (упорядоченного мира) из первобытного Хаоса – нестройного и беспорядочного движения. Творца Космоса Платон называет демиургом (от греч. «демиургос» – мастер). Застав мир в беспорядке, демиург привёл его в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого. Наиболее адекватный вариант истолкования текстов Платона: демиург создаёт идеи и неоформленную материю, а мировая душа из неоформленной материи) формирует 4 стихии – землю, воду, воздух, огонь. Из их смешения образуется телесная природа, оживлённая мировой душой и оформленная в конкретные вещи идеями.

Плат Арис Эпик Стоики Аристотель

Внимательно прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (нумеровать)

Учеником Платона был Аристотель. Обучаясь в его «Академии», он увидел уязвимые места платоновской философии. Уважая Платона, он сказал: «Платон мне друг, он не прав, но дружба дороже истины». Аристотель считал, что возникновение любой вещи обусловлено четырьмя причинами. Пример: при создании скульптуры присутствуют 1)замысел ваятеля (образ скульптуры – формальная причина), 2)медь (материальная причина) , 3)цель ваятеля (целевая причина - зачем?), 4)его действия (движущая причина). Аристотель полагал, что в деятельности человека имеются все 4 причины. Но в неживой природе, по его мнению, целевая причина отсутствует. Аристотель критиковал телеологию. Например, он считал, что утверждение: «Дождь идёт для того, чтобы рос хлеб» неправомерно. Дождь идёт и всё, никакой цели в этом нет. В космологических взглядах Аристотель стоял на позициях гелиоцентрической системы: он считал, что Космос имеет форму громадного шара, в центре которого Солнце, а вокруг него вращаются планеты и звёзды.

Аристотель не принял «идеальное государство» Платона, отметив, что целое не может быть счастливо, если все его части несчастливы. По Аристотелю, не только человек должен служить государству, но и наоборот. Высшая цель государства – добродетельная, счастливая жизнь его граждан (рабы к их числу не относились). Мысли Аристотеля о соотношении частных и общих интересов стали по новому актуальными в XX веке, когда возник ряд невиданных ранее мощных тоталитарных режимов, полностью подчинивших личность государству.

Плат Арис Эпик Стоики Платон

Внимательно прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (нумеровать)

По Платону, сотворив души, Бог (Демиург) поместил их на небесах в мире идей. У каждой души своя звезда. Число душ велико, но конечно: души более не творятся. В установленный срок душа воплощается в человеческое тело. После смерти человека душа отделяется от тела и некоторое время существует без тела. А после Страшного суда она вновь соединяется со своим телом, человек воскресает и попадает в рай или ад. Теория познания Платона основывалась на его учении о душе и мире идей и может быть названа теорией врождённого знания. Находясь до вселения в человеческое тело в мире идей, душа созерцала их во всём их совершенстве и красоте, но, попав в тело, забыла об этом. Познание заключается в припоминании душой идей, которые она ранее созерцала. Только разум, мышление даёт знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах, иллюзорное знание. Платон даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму. В связи с этим процесс познания определяется Платоном вслед за Сократом как диалектика, т.е. искусство вести устную речь, ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. На этом принципе была построена работа созданного Платоном учебного заведения – Академии. С учением о душе тесно связана теория государства Платона. По его учению, душа состоит из трёх частей: 1)вегетативной (растительной), 2)животной (чувственной) и 3)разумной. В зависимости от того, какая часть души преобладает, человек будет относиться либо к философам (правителям), либо к воинам, либо к крестьянам и ремесленникам.

Согласно Платону, идеальное государство – это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а государство, в свою очередь, обязано заботиться о каждом человеке и обеспечивать всем достойную жизнь. Он полагал, что власть военных (тимократия), богатых (олигархия), большинства (демократия), тирана (тирания) противоестественны. Поэтому Платон попытался построить такую модель социального неравенства (равенство вообще не нужно), которая основывалась на природном неравенстве людей и особенностях их душ. В этом Платон усматривал справедливость.

Плат Арис Эпик Стоики Аристотель

Внимательно прочитайте текст Найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

Учеником Платона был Аристотель. Однако уже в «Академии» Платона он стал самостоятельным мыслителем и увидел некоторые уязвимые места платоновской философии. Позднее он скажет: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель считал, что возникновение любой вещи обусловлено четырьмя причинами. Пример: при создании скульптуры присутствуют 1)замысел ваятеля (образ скульптуры – формальная причина), 2)медь (материальная причина) , 3)цель ваятеля (целевая причина - зачем?), 4)его действия (движущая причина). В деятельности человека на самом деле имеются все 4 причины. Аристотель это подметил верно. Но он не прав в том, что это относится ко всему миру и всем его процессам. Здесь Аристотель допустил антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств на тела и явления природы. Он всерьез, например, считал, что дождь идёт для того, чтобы рос хлеб.

Формальная, движущая и целевая причины сводятся, в конечном счете, к одной, и таковой триединой причиной служит Бог. А поскольку задача «первой философии» – изучение первопричины, то философия должна быть по своей сути теологией – учением о Боге. По его мнению, Бог творит (создаёт) первоматерию, а из неё создаёт тела людей и все окружающие вещи.

В своих космологических взглядах Аристотель стоял на позициях геоцетризма (от греч. «ге» – Земля): Космос, как и Земля, которая является его центром, имеет форму шара. Он состоит из многих небесных сфер (оболочек), к которым жёстко прикреплены небесные тела. Космос, по Аристотелю, бесконечен в пространстве. Движение небесных тел происходит без вмешательства Бога – только под действием физических сил. Растениям, животным и людям присущи души.. Душа имеет три части: вегетативную, или растительную (способность к питанию), животную, или чувственную (способность к ощущению), разумную (способность к познанию). Растения имеют только первую часть, животные – первую и вторую, человек – все три.

Аристотель различал интеллектуальные и этические добродетели человека. К первым он относил мудрость, благоразумие, разумную деятельность, ко вторым – мужество, справедливость, щедрость, честность, великодушие, умеренность. Первые добродетели приобретаются путём обучения, вторые – путём воспитания, где решающую роль играет подражание примеру и привычка. Аристотель соглашался с мнением Сократа о том, что никто, обладая знанием о добре, не станет действовать дурно, знание – основа добродетели.

Плат Арис Эпик Стоики Эпикур

Внимательно прочитайте текст Найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

Учение Эпикура направлено на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения человеком счастливой жизни. Эпикур полагал, что достижению человеческого счастья мешают две причины: страх перед богами и страх перед смертью. Оба эти страха необоснованны. Богов бояться не нужно, их, по мнению, Эпикура, вообще не существует. Боги - это вымысел слабых и невежественных людей. Не следует бояться и смерти, - учил Эпикур, - ибо «всё хорошее и дурное заключается в ощущениях, а смерть есть лишение ощущений… когда мы существуем, смерть ещё не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем». Целью человеческой жизни Эпикур справедливо считал счастье, понимаемое как удовольствие. Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей человека. Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы безудержно предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греческих мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Поэтому неверно широко распространённое мнение об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно чувственным наслаждениям и ставящим их превыше всего. Эпикур и его ученики полагали, что действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага: познание, искусство, дружба. Важным для достижения счастья Эпикур считал умение избегать страданий и достигать атараксии – высшего состояния. Чтобы это состояние было доступно всем, Эпикур считал важным долгом человека активное участие в общественной жизни и борьбу за демократию. Он полагал также необходимым всемерно распространять атеизм и избавлять людей от религиозных взглядов.

Плат Арис Эпик Стоики Эпикур

Внимательно прочитайте текст Найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

Учение Эпикура направлено на обоснование идеи о возможности и необходимости достижения человеком счастливой жизни. Это возможно в результате наличия у человека свободы. Но Эпикур полагал, что достижению человеческого счастья мешают две причины: 1)страх перед природными и социальными катаклизмами (землетрясениями, ураганами, эпидемиями, голодом и др.) и 2)страх перед смертью. Оба эти страха необоснованны. Катаклизмов можно избежать, если хорошо просить богов, которые помогают людям. Не следует бояться и смерти, - учил Эпикур, - ибо «всё хорошее и дурное заключается в ощущениях, а смерть есть лишение ощущений… когда мы существуем, смерть ещё не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

Целью человеческой жизни Эпикур справедливо считал счастье, понимаемое как удовольствие. Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей человека. Однако подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы безудержно предаваться грубым чувственным наслаждениям. Действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага: познание, искусство, дружба. Важным для достижения счастья Эпикур считал умение избегать страданий. Высшее блаженство, по Эпикуру, - это состояние полного душевного покоя, невозмутимости – атараксия. Для её достижения люди должны активно участвовать в политических делах и создать идеальное государство.

Средние века

Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)

Господствующим философским учением в средневековой Западной Европе было христианство. В развитии христианской философии, которое начинается еще в конце античности, принято выделять этапы патристики (I-VII вв.) и схоластики (VIII-XV вв.). Основной чертой средневековой философии являлся антропоцентризм: главным предметом философских размышлений был человек, проблема его счастья и связи с Богом. В основе христианской философии лежат две важнейшие идеи: идея творения и идея откровения. Согласно первой, Бог частично может открываться человеку в своих творениях при их изучении человеком с помощью разума (природа – книга Божия). Бог являет себя человеку также в священных текстах Библии и через высшее озарение, духовный экстаз, сверхъестественную интуицию. Ещё один способ познания Бога – использование научных методов, особенно эксперимента. Главный христианский догмат заключается в том, что Бог сотворил мир из хаоса – неоформленной материи. В этом общность христианства с философией Платона. Божественное всемогущество продолжает же и каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое учение носит название креационизма (от лат. «креацио» – творение).

С идеей сотворения времени у христианских мыслителей связана и идея истории. Августин считает, что мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам, без вмешательства Бога. История, по мнению Августина, прогрессивна. Она выражается движением от «земного града» ко «граду Божиему» или от земных языческих царств (образцом которых являлся Рим) к царству Христа, прообразом которого служит церковь. Показатель прогресса – число истинно верующих. Особенно этот процесс усилился после того, как Христос явился миру, чтобы своими мучениями на кресте искупить грехи людей и содействовать их спасению. История, по Августину, завершится вторым пришествием Христа, который будет судить каждого человека за грехи. Если человек сумеет избавиться от грехов путем познания Бога, следования его заповедям (для чего надо использовать помощь церкви), то он сумеет войти в царство Божие и быть счастливым

Средние века

Прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей и творящей всё существующее, для него является Бог. Бог определяет все процессы, касающиеся как природы, так и общества и человека. Он же находится и в центре философского познания. В основе христианской философии лежат две важнейшие идеи: идея творения и идея откровения. Согласно идее откровения, Бог может открываться человеку в своих творениях при их изучении человеком, через Библию и высшее озарение.

Главный христианский догмат заключается в том, что Бог сотворил мир из неоформленной первоматерии, сотворил актом своей воли. Божественное всемогущество продолжает же и каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое учение носит название креационизма (от лат. «креацио» – творение). Сам же Бог был сотворён более старшим Богом, а тот Первобогом. Божественный замысел предопределяет историю людей, он пробивается через все события и факты. Такое учение именуется провиденциализмом.

В царстве Божием (в раю) все люди будут существовать в своей плоти. Перед этим душа переселяется из одного тела в другое, а затем человек воскреснет в своем первоначальном телесном облике. Это было наряду с идеей бессмертия души еще одним притягательным моментом христианства

Адам и Ева выбрали зло, ослушавшись Бога, съели яблоко с древа познания и тем самым совершили грехопадение. Теперь в человеке поселился грех. Каково же средство спасения? Оно даётся одной из важнейшей идеей христианства – идеей активной борьбы за свои интерес и, непокорности обстоятельствам и людям

Средние века

Прочитайте текст и найдите в нём 3 ошибки (их нумеровать)

К XIII веку возникла задача в рамках религии выработать средства противодействия свободомыслию, но в то же время учесть возросший авторитет науки. Наиболее лучшим образом, с точки зрения церкви, эту задачу решил Фома Аквинский. Мир Фома представлял как систему, порядок, согласно которому всё разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней бытия. Это - неорганические тела, растения, животные, люди. А самым высшим бытием, наисовершеннейшей реальностью являются ангелы.

В отличие от некоторых христианских мыслителей, чрезмерно принижавших природу, Фома утверждал, что природа – не злое, а доброе начало. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой. Смысл земной жизни человека заключается в том, чтобы получить как можно больше телесных наслаждений. И это, по мнению Фомы, вытекает из учения Христа, изложенного в Евангелии.

Фома продолжил учение Августина о «гармонии между верой и разумом». Он считал, что вера не должна противоречить разуму, и наоборот. Но как быть, если какие-то положения вероучения кажутся противоречащими науке? Например, идея творения из ничего не согласуется с научными, да и обыденными наблюдениями, которые свидетельствуют, что «что-то» всегда возникает из «чего-то». Фома считал, что такую идею надо объявить противоразумной и отказаться от неё: положения религии, которые противоречат научным данным, надо устранять из вероучения. В случае конфликта решающим должен признаваться авторитет науки, которая превосходит своей ценностью и достоверностью любые положения религии. За свои заслуги Фома после смерти был причислен к лику святых.

Наши рекомендации