Развитие материалистических идей на Украине.
Философия И. Франко
Обоснование и распространение материалистического мировоззрения связано с деятельностью революционеров-демократов: Т. Г. Шевченко, Марко Вовчок, Н. Гулак, Панас Мирный, Ю. Федькович, М. Драгоманов, И. Фесенко, А. Потебня, И. Франко, С. Подолинский, П. Грабовский, О. Терлецкий, М. Павлик, Леся Украинка, М. Коцюбинский. Для их взглядов характерен материализм, атеизм, рационализм и в некоторых случаях - позитивизм, и тем не менее, даже через рационализм прослеживается экзистенциальный характер и иррационалистические особенности стиля украинской философии. Пример тому - философия И. Франко.
Иван Яковлевич Франко (1856-1916) родился в селе Галичине, закончил сельскую школу и гимназию в Дрогобыче, учился на философском факультете Львовского университета, высшее образование закончил в Черновицком университете. Со студенческих лет и до конца своей жизни принимал активное участие в революционной освободительной борьбе. Его революционно-демократические взгляды основывались на диалектических идеях: “Настоящее экономическое положение, - писал он, - не есть вечное неизменное. Оно возникло в форме исторического развития и также должно упасть, освободить место другому, более усовершенствованному, более человечному общественному строю. Я убежден, что великая мировая революция постепенно снесет настоящий порядок и устанавливает новый”[98]. В своих философских сочинениях: “Мысли об эволюции в истории человечества”, “Что такое прогресс?”, “Искренность тона и искренность убеждений”, “Несколько слов о том, как упорядочить и вести нами народные издания”, “Наука и ее отношение к трудящимся классам”. Франко стремится соединить материализм с диалектикой. Причина существования, единства и изменения мира, по Франко, одна - самодвижущаяся материя: “Мы теперь знаем, - пишет он, что ни тьма ни свет не являются изолированными телами, а только сильным или более слабым движением частиц материи, заполняющий весь мир, мы знаем теперь, что если была в мире материя, то не было необходимости отдельно создавать свет, ибо, двигаясь, материя должна была светиться”[99]. Отстаивая философский монизм, Франко утверждал, что необходимо отбросить двойственность в природе и стоять в единстве (монизм), то есть должно признавать, что материя и сила - одно суть, что дух и тело – одно суть. Процесс развития материи философ понимал как противоречивый процесс превращение простого в сложное. Достигнув определенного этапа в своем развитии, материя приобретает свойство мыслить. Обращаясь “к материи-природе”, поэт писал:
“Тот максимум, который смогла создать ты -
То человек”[100].
Познание философ рассматривал как сложный процесс отражения объективного мира в сознании людей. Источников наших знаний, по его мнению, являются чувственные данные (сенсуализм), на основе которых возникают абстрактные понятия. Но в ряде случаев он склоняется к рационалистическому толкованию источников познания, утверждая, например, что математика создает все свои правила сама из себя.
Поэт - гражданин и патриот тяжело переживал социальный и национальный гнет своего народа:
Як я люблю тебе, мій рідний краю,
Як я красу твою, твій люд.
Як гаряче молюся і бажаю
Для твого щастя свій віддати труд!
Як радо я життя свого зречуся,
ІI щастя, і вдохновлення, й житла.
Прийму все горе, в муках і скінчуся,
Щоб тільки ти не знав руїн й зла[101]
И. Франко, разделявший взгляды революционеров-демократов так в поэтической форме обосновывает необходимость революционного изменения общества:
“Вы так боитесь, чтобы наводненье
Кровавое не обвивало дом
Блестящего прогресса, лишь каменья
Кой где оставив на пути своем?
Не бойтесь! Шелуху, а не ядро
Не сгинет мысль, и правда, и добро:
Привольнее им, светлее на просторе.
Не бойтесь! Шелуху, а не ядро
Волна расколет, гневно поднимаясь, -
Ядро лишь крепче станет, очищаясь”.[102]
Франко видел диалектику социального и национального освобождения. Социальный идеал он рассматривает в то же время и как нравственный. Целью общественного развития, считает философ, является личность, ее свобода; создание такого общественного устройства, где исключалась бы любая власть человека над человеком, где были бы достаточные условия для проявления изначально доброй природы человека. Этику франко считает одной из главных наук о человеческой культуре: “Етика вчить людину жити по-людськи - вона керує завжди і всюди її кроками: вона змінює тварин у природу людини і облагорожує, - і в такий способ робити її здатною до сприйняття щастя як внутрішнього самозадоволення, так і суспільного, що ґрунтується на узгодженій праці всіх людей і на братській взаємній любові”[103].
Научно-литературная и общественно-революционная деятельность Ивана Франко оказало большое влияние на освободительное движение, развитие материалистической философии и украинской культуры.