Типы заданий (практическая часть)

1. Приведите примеры содержательности художественных форм.

2. В предложенных произведениях (фрагментах из них) определите виды вторичной условности.

3. Объясните, как «нулевой» персонаж в повести Ю. Тынянова «Подпоручик Киже» становится образом? Как создаётся «полнокровный» образ в отсутствии привычного персонажа?

4. В предложенном стихотворении определите:

а) ритмические особенности (метр, размер, характер рифм, способ рифмовки, строфу и др.);

б) выразительные средства;

в) форму лирического высказывания.

5. В предложенном произведении (его фрагменте) выявите особенности субъектной сферы.

6. Определите форму высказывания (особенности субъектной организации) в предложенных стихотворениях.

7. Определите виды «чужого» (неавторского) слова и их роль в предложенных текстах.

8. Определите род и жанр предложенного произведения. Аргументируйте свой ответ.

IV. Вопросы для самопроверки

Чем словесный образ отличается от образов в других искусствах?

Какова структура художественного образа?

На чём может быть основана классификация словесных образов?

Дайте определения и приведите примеры образов-мотивов, топосов, архетипов; аллегорий, символов и других (каких?) видов образа.

Что такое ассонансы и аллитерации?

Чем аллегория отличается от символа?

Обозначьте границы и охарактеризуйте функции вымысла.

Чем вторичная условность отличается от первичной?

Назовите виды вторичной условности, приведите примеры.

Что такое цикл? Назовите циклообразующие факторы.

Приведите примеры циклов эпических, драматических, лирических произведений.

Назовите фрагменты, воспринимаемые как самостоятельные произведения.

Как соотносятся понятия цикл, фрагмент и произведение?

Какие компоненты произведения относятся к его раме?

Приведите примеры эпиграфов к произведениям русских классиков.

Приведите примеры содержательности художественной формы.

Почему настоящие поэты – всегда «фанатики фонетики» (Д. Сухарев. «Диалог»)?

Как соотносятся литературный язык и язык художественной литературы?

Приведите примеры фигур прибавления, убавления, переосмысления слов.

Какие фигуры являются тропами? Приведите примеры каждого тропа.

Почему метафора – «генеральный троп риторики»?

Какие фигуры и тропы понимаются в широком смысле – как ритмические, композиционные особенности произведений?

Что такое ритм, в чём его эстетическая функция?

Чем стихи отличаются от прозы?

Каковы особенности тонических стихов?

Назовите основные носители ритма, приведите примеры.

Почему в ямбах и хореях неизбежны пиррихии?

Что такое скользящая анакруза?

Дайте определение рифмы. Назовите виды рифм, приведите примеры.

Назовите виды рифмовки, приведите примеры.

Почему тот или иной способ чередования рифм относится к строфике?

Что такое строфа? Назовите основные виды строф в русской поэзии.

Какие строфы относятся являются твёрдыми?

Какие произведения называются астрофическими?

Назовите основные виды сонета, в чем их особенности?

Почему из всех твёрдых строф сонет наиболее популярен?

Каковы особенности онегинской строфы?

Почему надо разграничивать термины «сюжет» и «фабула»?

В чём некорректность выражения «лирическое отступление»?

Что такое субъектная организация произведения?

Назовите основные и переходные виды субъектной организации произведения, приведите примеры.

Назовите повествовательные уровни эпического произведения.

Дайте определение несобственно-прямой речи, приведите её примеры.

Назовите формы высказывания в лирике, приведите примеры.

Каков объём понятия хронотоп?

От чего зависит та или иная пространственно-временная организация произведения?

Как соотносятся автор и лирическое «я» (лирический герой)?

Объясните, почему выражение «поэзия и проза» – неточное.

Являются ли синонимами понятия драма и театр?

Приведите примеры произведений, сочетающих признаки разных родов.

Каким предстаёт человек в эпосе, лирике и драме?

Как соотносятся понятия жанр и род?

Почему жанр называют хранителем «памяти искусства» (М. Бахтин)?

Каков объём понятия стиль?

Метод и стиль: соотношение понятий.

Как соотносятся понятия художественного метода и литературного направления?

К каким литературным направлениям принадлежали Ж.Б. Мольер, Н.М. Карамзин, Д. Байрон, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, В. Набоков, М. Шолохов?

V. Примерный список литературы,

необходимой при освоении курса «Введение в литературоведение»*

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве»

Русская литература XVIII века

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

Г.Р. Державин. «Фелица», «Бог», «Водопад», «На смерть князя Мещерского», «Жизнь званская», «Властителям и судиям», «Памятник»

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Россию»

Н.М. Карамзин. Бедная Лиза

Литература первой половины XIX века

В.А. Жуковский. «Невыразимое», «Море», «Светлана», «Лесной царь»

А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

А.С. Пушкин. «Узник», «Анчар», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...", «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Осень», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «...Вновь я посетил...»;

«Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Медный всадник»

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Болящий дух врачует песнопенье», «Разуверение», «Хлое» («Приманкой ласковых речей…»), «Недоносок»

М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Как часто, пёстрою толпою окружён...», «Выхожу один я на дорогу...»;

«Мцыри», «Герой нашего времени», «Песня про ... купца Калашникова»

Н.В. Гоголь. «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель».

Литература второй половины XIX века

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «Она сидела на полу», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

А.А. Фет. «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Я пришел к тебе с приветом…»

Н.А. Некрасов. «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Школьник», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Крестьянские дети», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Памяти Добролюбова», «На Волге», «Размышления у парадного подъезда», «О Муза! я у двери гроба…»;

«Мороз Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо»

А.Н. Островский. «Гроза», «Лес»

И.А. Гончаров. «Обломов»

И.С. Тургенев. «Отцы и дети», «Русский язык»

Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Коняга», «Господа Головлёвы»

Л.Н. Толстой. «После бала», «Война и мир».

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»;

«Вишневый сад»

Русская литература XX века

А.М. Горький. «Старуха Изергиль», «На дне»

И.А. Бунин. «Листопад», «Одиночество» («И ветер, и дождик, и мгла…»), «Песня» («Я – простая девка на баштане…»), «Вечер», «Слово», «Последний шмель», «Старая яблоня», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»;

«Антоновские яблоки», «Захар Воробьев», «Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»

А.И. Куприн. «Чудесный доктор», «Гранатовый браслет», «Поединок»

Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек», «Большой шлем»

И.Ф. Анненский. «Смычок и струны», «Старая шарманка», «Мучительный сонет», «Среди миров»

В.Я. Брюсов. «Сонет к форме». «Грядущие гунны».

К.Д. Бальмонт. «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце», «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Н.С. Гумилев. «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство»

М.А. Волошин. «Закрыт нам путь проверенных орбит…», «Усобица»

В.Ф. Ходасевич. «Не матерью, но тульскою крестьянкой…», «Не ямбом ли четырехстопным…»

А.А. Блок. «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Сытые», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…»;

«Двенадцать»

С.А. Есенин. «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»; «Во весь голос»

А.А. Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Смятение», «Все расхищено, предано, продано…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...»;

«Реквием»

М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…», «Бабушке», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Русской ржи от меня поклон», «Тоска по родине! Давно…», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»), «О слезы на глазах!» (из цикла «Март».8)

О.Э. Мандельштам. «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Нет, не луна, а светлый циферблат…», «Бессонница. Гомер, Тугие паруса…», «Сестры – тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы», «Возьми на радость из моих ладоней…», «Нет, никогда ничей я не был современник…». «За гремучую доблесть грядущих веков…»

Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Любить иных – тяжелый крест...», «Июль», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво», «Единственные дни»

М.А. Шолохов. «Родинка», «Судьба человека»

А. Серафимович. «Железный поток»; Б. Лавренев. «Сорок первый»; И. Бабель. «Конармия»; А. Фадеев. «Разгром» (1 произведение на выбор студента)

М. Светлов. «Гренада», «В разведке»; Н. Тихонов. «Праздничный, веселый, бесноватый…», «Перекоп», «Мы разучились нищим подавать»; Э. Багрицкий. «Птицелов», «О Пушкине»

М.А. Булгаков. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

Е.И. Замятин. «Мы». «Сказки о Фите»

В.В. Набоков. «Облако, озеро, башня»

А.П. Платонов. Епифанские шлюзы, «Возвращение», «Котлован».

Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок», «Читая стихи», «Я воспитан природой суровой…», «Не позволяй душе лениться», «Поздняя любовь»

К. Симонов.«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…»; С. Гудзенко. «Нас не надо жалеть…»; Н. Майоров.«Мы»; С. Орлов. «Его зарыли в шар земной…».Ю. Друнина. Зинка.

А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Василий Теркин»

В. Быков. Сотников.

К. Воробьев. Седой тополь

Ф.А. Абрамов. «Пелагея». «Алька»

В.И. Белов. «Привычное дело»

В.Г. Распутин. «Прощание с Матерой»

В.П. Астафьев. «Последний поклон»

Ч.Т. Айтматов. «Пегий пес, бегущий краем моря»

В.М. Шукшин. «Чудик», «Срезал», «Алеша Бесконвойный», «Микроскоп»

А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»

Ю.О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей»

Г. Владимов. «Верный Руслан»

В.Ф. Тендряков. «На блаженном острове коммунизма»

Ф. Искандер. «Пиры Валтасара», «Кролики и удавы»

Ю.В. Трифонов. «Обмен», «Другая жизнь».

В. Маканин. «Человек свиты»

А.А. Тарковский. «Словарь», «Пушкинские эпиграфы», «Верблюд», «Кухарка жирная у скаред…»

Б.А. Слуцкий. «Голос друга» («Давайте после драки…»), «Анализ фотографии»

Д.С. Самойлов. «Из детства», «Сороковые», «Мне выпало счастье быть русским поэтом»

Ю.Д. Левитанский. «Ну, что с того, что я там был», «Как показать лето», «Диалог у новогодней елки».

Ю.П. Мориц. «На Мцхету падает звезда», «В юности, в пасти огня…», «Когда мы были молодые…», «Рождение крыла», «Не бывает напрасным прекрасное»

Б.А. Ахмадулина. «Влечет меня старинный слог», «По улице моей который год…»

Б.Ш. Окуджава. «Песенка о Моцарте», «Батальное полотно», «Музыкант», «Песенка об Арбате»

Н.М. Рубцов«В горнице»,«Тихая моя родина»,«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…»,«Звезда полей», «Зеленые цветы»

В.Н. Соколов.«Как я хочу, чтоб строчки эти…», «Вдали от всех парнасов…», «Я устал от двадцатого века…»

Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги…», «Со мною вот что происходит…», «Молитва перед поэмой» («Поэт в России - больше, чем поэт»)

В.С. Высоцкий. «Охота на волков», «Песня о земле», «Кони привередливые»

А.А. Вознесенский. «Гойя», «Ностальгия по настоящему», «Видеомы»

И.А. Бродский.«Рождественский романс», «Стансы», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»

А.Н. Арбузов. «Жестокие игры»

В.С. Розов.«Кабанчик»

А.В. Вампилов.«Старший сын». «Утиная охота»

А.М. Володин. «Пять вечеров». «Осенний марафон»

Г.И. Горин. «Тот самый Мюнхгаузен»

Э. Радзинский. «Лунин, или Смерть Жака…»

*Данный список составлен на основе перечня писателей и произведений, взятого из кодификатора ЕГЭ к демонстрационному варианту 2012 года с официального сайта ФИПИ. fipi.ru

Наши рекомендации