Периодизация философской проблематики античности

ВРЕМЯ (годы до Р.Х.) ПЕРИОД И ПЕРСОНАЛИИ ПРЕДМЕ Т ИЗУЧЕН ИЯ СТИЛЬ ФИЛОСОФСТ ВОВАНИЯ
600 - 450 Натурфилософский Фалес (624-546), Анаксимандр (610-546) Анаксимен (585-525) Пифагор (ок.580 – 500) Гераклит (ок 500) Парменид (ок 500) Эмпедокл (492-432) Анаксагор (498-428) Демокрит (460-370) «Внешнее » (природа) Утвердител ьный
450 - 400 Антропоцентрический Софисты: Горгий (483-374) Фрасимах (470-410 ?) Протагор (481-411) Сократ (470-399) Внутренн ее (познание, моральные нормы) Скептическ ий
400 - 300 Систематизирующий Платон (427 – 347) Аристотель (384 – 322) Внутренн ее и внешнее Сбалансиро ван ный

Тема 3. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ План

1. Основные черты средневековой философии

2. Апологетика и патристика (III – V вв.)

3. Схоластика (V – XV вв.)

Формирование предпосылок средневековой философии

Для Западной Европы начало периода средневековья приходится на V век н.э. и связывается с распадом Римской империи, а завершение относится к ХIV веку (начало эпохи Возрождения). В социально- экономическом плане этот период соотносится с эпохой феодализма.

Для философии это был период, когда изменились цель и характер философствования. Античности не было присуще в целом подчинение философствования тем или иным политическим режимам. Философы могли свободно создавать мировоззренческие концепции. Их религиозно-этическая ориентация была относительно автономной, что

объяснялось условиями политеизма (многобожия). Допускались относительно свободные трактовки «божеств», механизмов из связи с людьми, с природой, хотя иногда именно философам грозило суровое наказание за признание не тех богов, которые почитались в том или ином городе (это называлось «безбожием»). К началу средневековья

уже заканчивался процесс перехода от политеизма к монотеистической религии, которая предполагала принятие целого ряда новых «истин».

Особенность средневековой философии – её зависимость от религии

Философия – служанка богословия, преддверие христианской веры.

Греческая философия Философия средних веков
Связана с языческим многобожием (политеизмом) Связана с христианской идеей единобожия (монотеизмом)

Характерные черты средневекового мышления

Теоцентризм(лат. Teos – Бог ). В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. На этой идее основана средневековая онтология – учение о бытии.

Главный принцип средневековой философии – принцип

абсолютной личности.

Бог есть первопричина и первооснова мира. Высшая цель в жизни выражается в служении Богу. Господствующее направление в философии средневековья –

Идеализм.

Исходный пункт философских размышлений стали догматы

Священного Писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию.

Креационизм(от лат. creatio – «творение», «создание») тип

средневекового мировоззрения. В соответствии с ним, Бог стоит над природой, по ту сторону её ( в отличие от античных богов, которые были родственны природе) и потому является трансцендентным.

Провиденциализм– вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения.

Иррационализм–принижение познавательных возможностей

человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение, т.е. выходящие за пределы рассудочного познания формы.

1. Тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о человеке.

2. Философия, основанная на традиции, текстах Священного писания, была догматична, ей был чужд скептицизм.

3. Философия теоцентрична, поскольку определяющей реальностью всего сущего была не природа, а Бог.

4. Креационизм– главный принцип онтологии, а откровение

– главный принцип гносеологии.

Выдающиеся философы эпохи средневековья: Августин(354-

430),Боэций(480 -524), Пьер Абеляр(1079 – 1142), Роджер Бекон

(1214 – 1292), Фома Аквинский(1225 – 1274), Оккам(1285 – 1349)

2.Апологетика и патристика (III – V вв.)

Апологетика(от греч. apologia – защита) – раннехристианское философское учение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии.

Апологеты обосновали возможность существования философии на основе христианского вероучения.

1 подход. Вера обладает преимуществом в том смысле, что именно благодаря ей становится возможным мышление (верую, чтобы понять). Это означает, что без откровения и веры люди были бы слепы по отношению к важнейшим аспектам жизни. (Августин).

2 подход. Вера действительно обладает приоритетом, но только в отношении основных христианских истин. В основном же как вера (на

основе откровения), так и разум (на основе опыта) являются независимыми и обладают одинаковым статусом.

Латинская апологетика

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан:позиция «Верую, ибо абсурдно».

Положения веры несоизмеримы в сравнении с разумом, поэтому

они кажутся разуму абсурдными. Вера независима от разума.

Тертуллианнеодобрительно относился к философии. Эта точка

зрения выражает крайнюю позицию в понимании отношения религиозной (христианской) веры и мирской премудрости.

Греческая апологетика: Юстин Мученик (? – 165), Марциан

Аристид (середина II в), Климент Александрийский(150 – 215), Ориген (185 – 253) – считал, что истолкование Священного Писания есть основа христианской жизни. Создал многие положения христианской веры.

Греческая патристика

Патристика

Василий Великий (ок.330 – 379) Григорий Нисский (335 – 394)

Григорий Богослов (330 -390)– первым систематизировал

христианские догмы и учения. Считал, что Священное Писание надо использовать в качестве правила и закона для проверки любой теории.

Наши рекомендации