Знакомство с писателями И.В. Гете и М. А. Булгаковым

Иоганн Вольфганг фон Гёте — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Писатель мирового масштаба, который благодаря своему творчеству внёс весомый вклад в литературу. Наиболее известным произведением Гёте является «Фауст», над которым он работал в течение всей жизни. Трагедия ставит перед читателем основные вопросы, связанные с осознанием смысла человеческого бытия. «Фауст» актуален до сих пор, так как проблемы человечества никуда не исчезли. Множество тем и идей переплелись в одной драме, главные из которых:

● Тема любви и жертвования

● Тема поиска человеком смысла жизни

● Идея в утверждении величия человека

● Идея Высшего Равновесия, гармонии

Сейчас на дворе XXI век, технологии стремительно развиваются, наука помогает человеку открывать всё новые и новые факты о Вселенной в целом, но простых обывателей до сих пор интересует вопрос: «Как зародилась жизнь?». Человек – часть природы, часть жизни, он её дитя, если угодно… Экая дразнящая загадка для всего человечества. Скорее всего, чтобы ответить на вопрос «как?» необходимо отыскать ответ на другой, не менее важный, вопрос «почему?». Почему, несмотря на кровь и боль, войны мирового масштаба есть и сейчас? Почему никогда ни о ком не заботящаяся особа вдруг решает пожертвовать собой, пусть даже и не во имя великой цели? Почему любой поступок возвращается бумерангом?

«Тактика» Гёте в том, что он не преподносит маленькие истины на блюдце; он описывает жизнь конкретно взятой личности и показывает через перо его духовный рост либо падение. Как бы парадоксально не выходило, но каждое переплетение судеб есть распутанный клубок таинств и секретов. Нет лишних героев, нет бесполезных диалогов.

Нет ничего удивительного в том, что людей, читавших «Фауста», завораживает это произведение. Здесь есть: противостояние добра и зла, вечная борьба человека с самим собой, любовь и предательство, несчастья и радости. Всякий найдёт своё, то, что ему необходимо. Создатель романтической философии Ф. Шеллинг писал: "...в силу своеобразной борьбы, которая возникает сегодня в знании, это произведение получило научную окраску, так что, если какая-нибудь поэма может быть названа философской, то это характерно лишь к "Фаусту" Гёте. Блестящий ум, соединяющий глубокомыслие философа с силой незаурядного поэта, дал нам в этой поэме вечно свежий источник знания..."

Но для современных людей не менее привлекательным оказался роман «Мастер и Маргарита».

Михаил Афанасьевич Булгаков—русский писатель, драматург, а также автор множества повестей и рассказов. Его же «стратегия» совершенно иная. Он прописывает мелкие детали не случайно. Так он погружает читателя в глубоко продуманный мир, заставляя окунуться с головой и прочувствовать ту или иную эпоху. У читателя возникает ощущение «реальности», будто он в данную минуту прогуливается по Патриаршим прудам, к примеру. Роман повествует о человеческих грехах, но примечательно, что образ Бога не афишируется. Он незрим и недосягаем, хотя и в некоторой зависимости от злых сил. Отрицательные герои—Воланд и свита — кажутся положительными, потому что играючи изобличают все пороки москвичей. Они коварны и хитры, они видят людей насквозь. Они лживы и равнодушны к переживаниям и горестям — игра с людьми их интересует чуть более, чем сам люд.

Булгаков стремится заглянуть в душу человека, в то время как для Гёте превыше всего самопознание бытия, устрой мира. Герои обоих авторов не стоят на месте, ищут и развиваются, постепенно или рывками, несмотря ни на что логику их поступков постепенно узнаёт знакомившийся с их историей.

Нет сомнений в том, что на каждого из нас влияет окружение. Родиться в XVIII веке, самый расцвет Эпохи Просвещения (одной из ключевых эпох в истории европейской культуры) - значит при особом воспитании и, конечно, желании иметь возможность добиться немало успехов в интеллектуальной деятельности. "Как можно познать самого себя? Только путем действия, но никогда — путем созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя, - писал Гёте. Пожалуй, этим всё сказано. Работать над самим собой приоритетно всегда и везде.

Если Иоганн Вольфганг Гете мог открыто и без стеснения слова писать, то Михаил Афанасьевич Булгаков подвергался гонениям со стороны высшего руководства страны и претерпевал неудачи в виде запрета обнародования своих повестей. Булгаков не принял революцию. Несмотря на непосредственное участие в ней со временем его отношение к революции становилось отрицательным. Разруха, горе вызывали в писателе отвращение вместе с отторжением, что отражалось в большинстве его пьес и рассказов. Булгаков стал сатириком как раз в то время, когда настоящая сатира в СССР была абсолютно немыслима.

Сейчас, в наше время жёсткой цензуры нет, и это прописано в Конституции. Для большинства было бы упущением не знать мистическое, бессмертное произведение Булгакова. Замечено, чтобы понять самого себя и ближних, достаточно учиться на собственном и чужом опыте. Чтение общепризнанных книг вынуждает, хоть неосознанно, понимать психологию окружающих через образы и действия не только главных героев, но и второстепенных. «Фауст», «Мастер и Маргарита»- прямое тому доказательство вышесказанного. Чтобы это понять, следует переходить к анализу столь необычных произведений.

Самое время самостоятельно оценить книги, попробовать понять замысел каждого произведения, разобраться, вникая в различные значительные мелочи.

2.История проникновения «Фауста» И. В. Гете в русскую литературу

Концепция героя в духе просветительского утопизма и веры в величайшие возможности Человека представлена в трагедии Гете.

По мнению исследователя, «фаустианская сюжетная линия имеет библейские корни и в ряде случаев существенно видоизменяется под влиянием фольклора, прежде всего народной сказки о глупых чертях и использующих их хитрых мужиках.»

В статье прослеживается тенденция в истолковании гетевского произведения, связанная с социальными условиями конкретно-исторического времени.

Весь русский XX век, воспринимающий и осмысляющий трагедию Гете, занят радикальным пересмотром его просветительской концепции человека и в этой связи дегероизацией созданного им образа Фауста.

Начальному этапу освоения трагедии Гете в России дал XX век. В первые десятилетия прошлого века в русской литературе налицо несколько типов художественного восприятия итогового произведения веймарского мыслителя:

· в духе ницшеанской философии сверхчеловечества (К. Бальмонт, Ф. Сологуб);

· социал-демократической теории (А. Луначарский);

· в качестве поэтического выражения мистицизма (Вяч. Иванов, Андрей Белый, Эллис и другие младосимволисты);

· как основание для погружения в таинства губительной для человека любви – черного Эрота (В. Брюсов).

· Характерно, что все названные способы осмысления гетевского «Фауста» покоятся на единой идее Ф. Ницше о гении, который находится «по ту сторону добра и зла». Таковы, в частности, и герои романов «Огненный ангел» Брюсова, «Творимая легенда» Сологуба, драмы «Фауст и Город» Луначарского.

После Октябрьской революции рецепция «Фауста» Гете существенно трансформируется. С одной стороны, в советской литературе появляются фаустианские персонажи – «буржуазные герои», овагнеризировавшиеся в процессе своей регрессивной эволюции и потому с закономерностью терпящие поражение перед лицом новой жизни («Конец мелкого человека» Л. Леонова, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького). С другой стороны, в годы первых советских пятилеток очень популярным становится прием идеологической адаптации одного из вечных сюжетов мировой литературы. В этом смысле особенно показательны трилогия Андрея Белого «Москва» и повесть А. Платонова «Котлован».

Критик отмечает: «Важное место в истории отечественной фаустианы XX в. занимает М. Булгаков. В романе «Мастер и Маргарита», который пересматривает гетевскую традицию и продолжает общесоветскую линию изучения истории падения дегероизированного Фауста-Вагнера, писатель сумел подняться на неведомую прежде высоту осмысления проблемы с точки зрения христианской этики. Так были заложены основы нового фаустианского архетипа». /2/

3.Связь «Фауста» И.В. Гете и «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова

3.1.Опыт сопоставительного анализа героев драмы «Фауст» и романа «Мастер и Маргарита»

Так уж есть, что всё что угодно имеет обратную сторону медали. Плюсы и положительные явления чередуются с отрицательными, и это известно всем и абсолютно каждому. Чтобы знать это, нет нужды быть сверхгением. Это угадывается даже в повседневности. Скачкообразный прогресс со временем может обернуться регрессом, приводя к деградации , остановке развития. Жить в мире потребления, не поддаваясь соблазнам, как оказалось, сложно. Иногда кажется, что в разные годы, эпохи жизнь кардинально меняется, а вместе с ней — люди. Так ли это?

Писатели-фантасты, мистики и другие нередко описывают мир антиутопии, и что самое интересное — они угадывают будущее практически до мелочей. Конечно, совпадения или случайности здесь нет. Частичное понимание мира приходит с опытом. Философы могут рассуждать о вечном, трактуя одно и то же по-разному, но, как сказал один из центральных персонажей Булгакова, факт — самая упрямая в мире вещь.

Одна из проблем духовной направленности — это филистерство. Как уже было сказано, современная действительность вынуждает на поглощение. Скорее всего, единственный способ сопротивляться регрессу внутреннего мира есть осознание себя. Например, возможно ознакомиться, на каком уровне пирамиды Маслоу ты находишься,и стремиться к наиболее престижной ступени, пока доступной. Стремление к саморазвитию и просвещению не возникает просто так, без толчка, потому что понять себя сложно, что уж и говорить о других. Судить кого-то бессмысленно, у каждого своё индивидуальное видение своего будущего. Мудрый человек начинает изменять мир с себя.

«Мастер и Маргарита». Одни считают книгу величайшим романом в истории человечества, других же полнейшим «бредом сумасшедшего». Массовому читателю трудно воспринимать текст целиком, со всеми загадками и секретами автора. Вечные темы, волнующие всё человечество, чаще вызывают раздражение и недоверие у недалёких обывателей, а между читателем и автором такого точно не должно быть. Современность не желает мириться с неясностями и подталкивает человечество к логическому объяснению. Всё будет пояснено.

Знания, голые факты и бесконечные цифры, статистика и исследования не могут ни приносить пользу. Главное, в столь кропотливой работе не прийти к результату Фауста, который в конце своей долгой, посвящённой одной науке жизни, разочаровался в ней и себе самом.

Противостояние между предначертанной судьбой и собственной дорогой, между Богом и Человеком до сих пор не окончено. Кто-то считает, что он сам ответственен за свои действия, а кто-то верит в трагическую или счастливую случайность, которая вот-вот наступит и перевернёт всё с ног на голову.

От незнания люди суеверны. Темы с чертовщиной, Высшей Праведной силой, Богами, слагаются людьми и не кем более, но и сейчас, несмотря на недоказанность и недомолвки, ничего из мифов не забывается. Одни легенды имеют поразительную схожесть с другими, а иногда, наоборот, из-за кардинальных различий культур одна вера пересекаются с другой, более радикальной. И тогда конфликтуют приверженцы, отрицательно настроенные, с уверенностью в своей правоте. Такие настроения абсурдны особенной тогда, когда и первая и вторая религия призывает к человеколюбию и гармонии с собой и окружающим огромным миром.

Итак, тема добра и зла захватывает воображение, и будоражит умы многих. Образ великого искателя истины, чернокнижника, связавшегося с сатаной, не мог не взволновать Гёте. Неравное противостояние героев, которые олицетворяют нечто большее, чем кажется на правый взгляд.

Михаил Афанасьевич Булгаков открыто в тексте не подчёркивает связь с «Фаустом» И. Гете, но она есть. Герои помогут это доказать.

Мефистофель и Воланд

Мефистофель дьявольски многолик. Он непрерывно общается с людьми — каждый раз в ином качестве. Среди людей он держит себя человеком: с гуляками он остряк, исполнитель веселых куплетов; с императором — маг и мастер развлечений; с Фаустом — сводник, слуга, телохранитель со шпагой и ядом наготове, философ-наставник — словом, «что прикажете». В мире чертей и духов он столь же пластичен и универсален: ведьмы, демоны и герои античности — с каждым находит он общий язык.

И в том и другом произведении они — прототипы Дьявола. И тот, и другой всегда говорят правду, потому что им нет нужды лгать, но окружающие считают такие речи бредом, обманываясь их открытостью. И не удивительно. Мефистофель является вторым «Я» Фауста. «Мефис» обозначает «разрушитель», «тофель»-«обманщик». «Фаустус» -удачливый, счастливый».

Странная, отталкивающая внешность сочетается с необычным поведением героев.

Не отстаёт от булгаковского дьявола Мефистофель Гёте. У него множество масок и он с лёгкостью может найти подход к каждому.

Обман Марты, которая ценит в людях, прежде всего, наличие денег, удался благодаря лжи и обаянию:

Мефистофель

О муж святой, ужель вы всех других честней

Хотите быть? Ужель ни разу не давали

Свидетельств ложных в жизни вы своей?

О боге, о земле, о том, что скрыто в ней,

О том, что в голове и в сердце у людей

Таится, вы давно ль преважно толковали

С душою дерзкою, с бессовестным челом?

А если мы вникать поглубже начинаем,

Сейчас же видим мы, что знали вы о том

Не более, чем мы о муже Марты знаем.

Марте хватило слов, чтобы удостовериться в смерти «милейшего дурачка». Она считает себя практичной.

Марта

По молодости все нам нипочем,

Свищи в кулак да по дорогам рыскай,

Когда ж к концу подступит дело близко,

Не сладко доживать холостяком.

Мефистофель

Представишь это, сердце жить не радо.

Марта

Об этом вовремя подумать надо.

И после недолгого знакомства начинает заигрывать с лукавым, обманываясь:

Марта

Неисправимые холостяки!

Как обратить вас в истинную веру?

Показателен и второй случай. Во второй части пьесы, написанной Гёте в конце его жизни, Фауст и Мефистофель посещают дворец императора. Его осаждают казначей и управляющие, которые сообщают о необходимости выплатить жалованье солдатам и слугам. Мефистофель предлагает императору выход из сложившейся финансовой проблемы. Конечно, раздача бумажных денег, которые не стоили ни грамма золота, приводят к ещё худшим последствиям.

Ловкость в убеждениях поразительна, удивительно, как Мефистофель маскирует свою уродливость. В этом ему помогает собственная сила, которая, тем не менее, может распознаваться некоторыми «чистыми» людьми. Слова Гретхен, которая их выдаёт, неосознанно подтверждая суть Мефистофеля, таковы:

Мне кажется, что неспроста

Такая в доме духота.

А также сцена в погребе Ауэрбаха в Лейпциге:

Ибель

Спасибо за поклон. (Взглянув искоса на Мефистофеля, в сторону.)

Но отчего прихрамывает он?

По библейской легенде, дьявол хромает, с тех пор как был свергнут богом с небес в преисподнюю. Он иногда изображается с одной лошадиной ногой, как бы свидетельствующей о его скотской природе.

«Росту он был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях.Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой»- таков портрет Воланда.

Действительно, дьявол имеет самую яркую, колоритную и необычную внешность в романе. Подобный портрет наталкивает нас на мысль о том, что внутренняя сущность Воланда должна быть противоположна: за маской нелепого иностранца М.А. Булгаков прячет дьявольские черты героя.

М. А. Булгаков соединяет в образе Воланда трудно совместимые, на первый взгляд, черты. С одной стороны, дьявол жесток, серьёзен, с другой – склонен к паясничеству.

«Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от любопытства:

− Вы − атеисты?!

− Да, мы − атеисты, − улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал, рассердившись: "Вот прицепился, заграничный гусь!»

− Ох, какая прелесть! − вскричал удивительный иностранец и завертел головой, глядя то на одного, то на другого литератора.

− В нашей стране атеизм никого не удивляет, − дипломатически вежливо сказал Берлиоз, − большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге.

Тут иностранец отколол такую штуку: встал и пожал изумленному редактору руку, произнеся при этом слова:

− Позвольте вас поблагодарить от всей души!

− За что это вы его благодарите? − заморгав, осведомился Бездомный.

− За очень важное сведение, которое мне, как путешественнику, чрезвычайно интересно, − многозначительно подняв палец, пояснил заграничный чудак».

Берлиоз и Бездомный приняли Воланда за душевнобольного. Они не поверили не единому его слову, но дьявол как бы наказал обоих: циника Берлиоза - за гордыню, Ивана - за неверие ни в Бога, ни в Дьявола.

«Михаил Александрович… - Все сбылось, не правда ли? - продолжал Воланд, глядя в глаза головы. - Голова отрезана женщиной, заседание не состоялось, и живу я в вашей квартире. Это - факт. А факт - самая упрямая в мире вещь… Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, … хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие.»

« Это он свел с ума бедного поэта Ивана Бездомного, он заставлял его грезить и видеть в мучительных снах древний Ершалаим и сожженную солнцем безводную Лысую Гору с тремя повешенными на столбах.»

Мефистофель и Воланд, жизнь которых можно назвать вечной, отличаются во мнении, кто такой человек.

Посмотрим. Вот моя рука,

И скоро будем мы в расчете.

Вы торжество мое поймете,

Когда он, ползая в помете,

Жрать будет прах от башмака.

Мефистофель каждым своим словом даёт понять, как низок и беспомощен человек. В чём-то его суждения сходятся с мнением Воланда.

«Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?

− Сам человек и управляет, − поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.

− Виноват, − мягко отозвался неизвестный, − для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? <…>. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи»

Воланд не рубит с плеча. Он не презирает, ему лишь любопытно, ему хочется изучить москвичей (в узком смысле):

«Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

Гретхен и Маргарита

Гретхен отличается от Маргариты своей незрелостью, неопытностью и наивностью.

Простая девушка из народа, Гретхен обладает всеми качествами любящей женской души. Гретхен видит жизнь такой, какая она есть. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры греховными. Неудивительно, что позже она глубоко переживает своё «падение».

Гретхен оказывается грешницей как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Предрассудки не защищают девушку, а ,напротив, — делают из неё жертву, обречённою на погибель. В самый критический для неё момент, никого не оказалось рядом с юной красавицей: ни родных, ни Фауста.

Быстро вспыхнувший цветок любви лишает её счастья, душевного рассудка.

И та и другая Маргарита удивительно проницательны. Гретхен ощущает присутствие нечистого духа.

Маргарита

Мне кажется, что неспроста

Такая в доме духота.

Её набожность — влияние богомолки-матери на неё. Гретхен тяготит бедность и она думает, что богатства измеряются богато-расшитой одеждой блестящими украшениями.

Маргарита

О господи! Смотри-ка ты, смотри,

Я отроду не видела такого!

Убор знатнейшей барыне под стать!

Из золота и серебра изделья!

Кому б они могли принадлежать?

О, только бы примерить ожерелье!

(Надевает драгоценности и становится перед зеркалом.)

Ах, мне б такую парочку серег!

В них сразу кажешься гораздо краше.

Что толку в красоте природной нашей,

Когда наряд наш беден и убог.

Из жалости нас хвалят в нашем званье.

Вся суть в кармане,

Все – кошелек,

А нам, простым, богатства не дал бог!»

Маргарита Николаевна — одинокая зрелая женщина, которой благоустроенная жизнь вместе с обожавшим её богатым мужем не нужна. Многие женщины были бы не прочь поменяться с ней местами и променять бедную жизнь на роскошную и счастливую. Но Маргарита несчастна. Огромный особняк, в котором есть всё необходимое, Маргарита считает клеткой, чувствуя, что ей уготована совершенно иная судьба. Ее душа широка, внутренний мир богат, и для неё нет места в скучном мире обывателей, вынужденной пустоты и одиночества. Достаточно зрелая для того, чтобы понять своё предназначение и сделать выбор. То, что её решение не склоняется в пользу мужа — это даже не предательство или измена, нет. Она муза, вдохновитель, а не красивая статуэтка, украшающая особняк.

Как уже говорилось выше, Маргарита Николаевна не нуждается в материальном богатстве. Она, движимая страстью найти Мастера, готова на любую авантюру, даже на ту, которая не вселяет ни грамма доверия.

«Лезу я в какую-то странную историю, но, клянусь, только из-за того, что вы поманили меня словами о нем!»

Внутреннее чувство заставляет Маргариту и Гретхен остерегаться дьявола, не подпускать к себе. Однако Маргарита Николаевна сообщает Воланду свои мысли осторожно, в отличие от Гретхен. Обе не рискуют играть с нечистым духом, зная или предчувствуя, что будут раскрыты. Маргарита говорит:

«…я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек».

Гретхен не нравится Мефистофель во всех смыслах. Он её пугает, раздражает.

«При нем я постыжусь являться.

<…> При нём я разом холодею.

<…> Его коварный, острый взор.

Он так насмешлив и хитер.

И ни во что людей не ставит!

<…> Он за моей душой пришел, презренный!

Но стены божьего суда священны!

Скорее прочь уйти ему вели!»

Таким образом, обе героини связаны с нечистой силой, что сближает их с возлюбленными.

Фауст и Мастер

Фауст на фоне Мастера кажется более амбициозным, более решительным человеком. Мастер плывёт по течению, из-за этого очень похож на усталого Фауста, отчаявшегося победить благодаря своим прежним знаниям, которые он копил всё свою жизнь. Ни одно благое намерение ученого не привело ни к чему хорошему. Адские силы торжествуют в обоих случаях, но эта победа относительна. В итоге, подобно Мефистофелю, Воланд оказывается той силой, которая творит добро, желая зла. Сатана спасает Мастера и Маргариту, их любовь, «негорящие» труды.

Любовь у обоих искренняя, взаимная. Ни Мастер, Ни Фауст не желает зла своим возлюбленным, но Фауст проигрывает в поединке с Мефистофелем.

В поэме Гете «Фауст» главный герой ищет Истину, ту, которая устроит его и в то же время будет правдивой:

«Он рвется в бой, и любит брать преграды,

И видит цель, манящую вдали,

И требует у неба звезд в награду

И лучших наслаждений у земли,

И век ему с душой не будет сладу,

К чему бы поиски ни привели».

Образ Фауста у Гете обретает философскую глубину и величие, его жажда познания одушевляется стремлением к истине. Он наделен божественной искрой, верой в добро, в справедливость, в гармонию, все знает наперед.

Фауст -бурный гений и мятежная натура, он олицетворяет открытый протест против сложившегося общественного уклада, его духовных основ и предрассудков аскетической морали. Герой противоречив, он не удовлетворен всем существующим, не боится вступить в сделку с нечистой силой. Фауст –практик, в отличие от схоласта Вагнера. Он одинокий печальный мечтатель, наделенный активным, ищущим разумом, что всегда направлено на благо простых людей. Фауст символизирует все человечество, осознающее несовершенство мира. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»-восклицает он.

Мастер видит истину в том, что человек ответственен за свой выбор, который он сделал. Вступая в роковое противодействие с властью, герой не находит в себе силы бороться и смиряется, он сжигает свой роман. Мастер уходит из Москвы в мир вечности.

Каждому из персонажей свойственно разочаровываться и сомневаться, что и произошло с Фаустом и Мастером . Фауст — учёный, который в конце своей жизни задумался о себе, о своих знаниях и возможностях. Он на грани между жизнью и смертью. И как раз в этот момент появляется Мефистофель. В минуты отчаяния Фауст решается на сделку. Дьявол обещает дать герою все наслаждения мира до того момента, пока Фаусту больше ничего не надо будет от жизни, но герой уверен, что всегда будет стремиться к большему, к совершенству.

Злая критика Латунского (одного из гонителей Мастера) подтверждает тот факт, что Мастер не такой, как писатели МАССОЛИТа. Так называемые литераторы не имеют никакого отношения к творчеству, для них в приоритете обладание заветным членским билетом. Мастер не вписался в жизнь литературной Москвы. Его настолько поразила клевета и фальшь статей, что он начал бояться этой лжи:

«… Я лег заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах. Я стал человеком, который уже не владеет собой. Я вскрикнул, и у меня явилась мысль бежать к кому-то, хотя бы к моему застройщику наверх. Я боролся с собой как безумный…»

Итак, сопоставительный анализ героев показал, что не только имена их совпадают, но и мысли, стремления. Однако Булгаков представляет читателю более сложную картину жизни, связанную с проблемой выживания писателя в России в 20-30 годы 20 века.

Наши рекомендации