Проблемы детерминизма в науке 20 века и их проявление в этиологических концепциях современной медицины.
Детерминизм — общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности процессов материального и духовного мира. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода — они нацелены на анализ, понимание и обоснование исследуемых процессов в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерности. С развитием познания представления о детерминизме развивались и обогащались.
В медицине одной из конкретно-исторических форм детерминизма выступал монокаузализм (греч.mono —один, единственный и лат.causalis – причинность) как результат абсолютизации причинного фактора, сведение этиологии к учету только причины, без учета условий и факторов, их универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Так, попадание бактерий в организм (причина) монокаузализты считали равнозначным развитию аналогичной болезни (следствие). Хронологически возникновение монокаузализма приходится на период развития микробиологии и бактериологии. Практика опровегла умозрительные выводы монокаузализтов. Было научно доказано, что при проникновении инфекционного начала в организм не всегда возникает болезнь. Еще одним подходом к пониманию и оценке детерминизма и причинности в медицине явился кондиционализм (лат.condicio – условие) как позитивисткое методологическое течение мысли, в принципе отрицающее объективность причинно-следственных связей. Его последователи в отличие от монокаузализтов впали в другую крайность — стали полностью отрицать роль причинного фактора в возникновении болезни. Кондиционализм и сейчас представляет собой метафизическое отрицание причинности на основе ее механистического понимания. Болезнь, по их мнению, возникает при наличии совокупности условий, а выявление главных и второстепенных условий — это якобы пустая трата сил. Кондиционалисты представляли себе медицину как формализованную описательную дисциплину. Они лишали болезнь ее качественного своеобразия, порождаемого специфической причиной при наличии благоприятных для ее возникновения условий.
Таким образом, понятие «этиология» на протяжении почти двух тысячелетий сохраняло свой исходный и первичный смысл слова, т. е учение о причинах болезней (И.В. Давыдовский). Этиология как учение о причинах и условиях возникновения болезней возникла только в 19 столетии.
2) античность: становление первоначальных форм теоретической науки.
зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью. Хотя Древний Восток, Индия, Китай и удивляют нас чудесными изобретениями, но знания здесь носят специфический характер. Так, в древнеегипетской цивилизации возник сложный аппарат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения, обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мистической форме, и только жрецы могли читать священные книги и как носители практических знаний имели власть над людьми. Они накапливали знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии, искусно владели гипнозом.
Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произведенного продукта, расчет выплат, налогов; использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорционально социальным и профессиональным рангам. Для практического употребления создавалось множество таблиц с готовыми решениями.
специфика освоения мира шумерской и другими цивилизациями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения являющегося используются аналогии из жизни людей[1].
Формирование зачатков научных знаний и методов связывают с тем культурным переворотом, который произошел в древней Греции. «Великая колонизация», охватившая VIII-VI вв. до н.э., заключавшаяся в основании греческих поселений на чужой территории, дала возможность грекам выйти из изоляции, способствовала развитию предприимчивости, изобретательности, воспитывала терпимость к иным взглядам, обычаям, культурам. В это время ремесло начинает отделяться от сельского хозяйства, возникает товарное производство, развиваются товарно-денежные отношения, расцветает культура, философия, зарождается натурфилософия.
В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться «наука доказывающая», недаром термины «теорема», «аксиома», «лемма» - греческого происхождения. Древние греки пытались описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей, его составляющих. Эти их представления получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в целостности, опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.