Ервый этап в развитии советской философии условно можно датировать 1920-1930 гг.
В философской жизни происходят многочисленные и бурные дискуссии. Советские философы и естествоиспытатели спорили о природе и специфике философского знания, о соотношении философии и политики, о связях между философией и естествознанием.
Наиболее яркой дискуссией 20-х годов была дискуссия между "механистами" и "диалектиками'' Первых представляли И. Скворцов-Степанов, Л. Аксельрод-Ортодокс, А. Тимирязев, А. Варьяш, В. Сарабьянов. Вторых - группа исследователей, сложившаяся вокруг журнала "Под знаменем марксизма" (Г. Баммель, Н. Карев, Я. Стэн и другие) возглавляемая А. Дебориным. В центре дискуссии находился вопрос о соотношении философии и естествознания. Несмотря на то, что "механисты" стремились опираться на данные естествознания, нетерпимо относ ились к априоризму и схоластическим рассуждениям, их слабым местом были некоторые позитивистские выводы, принижение роли философии по отношению к естествознанию.
"Деборинцы" уделяли значительное внимание диалектике, особенно гегелевской, справедливо критиковали "механистов" за нигилизм по отношению к философии, принижение ее значения для естествознания. Однако и они впадали в крайность, абсолютизируя метод материалистической диалектики в познании конкретных природных явлений, не совсем верно решали вопрос соотношения всеобщего философского метода и частных методов познания.
Однако после того, как в 1929 г. А. Деборин был избран академиком, на него и его группу обрушивается гнев И. Сталина. Деборинцам приклеивают ярлык "меньшивистствующих идеалистов", а от самого Деборина требуют публично заклеймить своих учеников и назвать их врагами народа. Деборин отказался от предательства. И все же вскоре все ученики и соратники его были арестованы и расстреляны.
С этого момента в советской философии на долгие годы утверждается единоличный авторитет И. Сталина. Каноном для всех, работающих в философии, становится философский раздел "Краткого курса истории ВКП(б)", изданного в 1938 г.
В итоге можно сказать, что советская философия этого этапа, несмотря на сильные проявления "левореволюционных" и пролеткультовских тенденций, наличие в ней немалой доли наивных и ошибочных моментов, в целом развивалась в прогрессивном направлении. Духовная атмосфера давала возможность творческим исканиям, ставшим впоследствии знаменитыми таким авторам, как М. Бахтину, А. Лосеву, Г. Шпету, Л. Выготскому, К. Мегрелидзе, В. Вернадскому и многим другим.
В рассматриваемый период шло активное философское осмысление проблем войны и мира. Большой вклад в их разработку внесли М. Тухачевский, М. Фрунзе, Б. Шапошников. С позиций диалектико-материалистических решались вопросы социальной природы войны, указывалось на причинную обусловленность экономическими факторами, осуществлялось предвидение характера и масштабов будущих войн. Существовало и немало утопичных, а порой и ошибочных идей, связанных, к примеру, с концепциями революционной войны, путями искоренения войн вообще и т. д.
Второй этап в истории советской философии– 1930-1953 гг. Он печален и бесславен. Хотя в это время возникает целый ряд формальных философских структур: создаются философские факультеты в МГУ и ЛГУ, начинает издаваться теоретический журнал "Вопросы философии". Вместе с тем, резко уменьшились возможности для творческого поиска, усилился идеологический контроль. Все больше в теоретической работе применяются политические методы, главенствующим становится вульгаризированный принцип партийности.
Внимание философов было привлечено к исследованию ленинского идейно-теоретического наследия, прежде всего положения о совпадении в марксизме диалектики, логики и теории познания, закона единства и борьбы противоположностей как "ядра" диалектики, теории отражения.
Более успешно, чем другие разделы, развивалась в этот период историко-философская наука усилиями советских ученых В. Асмуса, Г. Александрова, М. Дынника, Х. Момджяна и других. В СССР активно издавались труды выдающихся мыслителей прошлого. В начале 40-х годов были изданы первые три книги многотомного труда "История философии".
Негативную роль по отношению к историко-философской науке сыграла дискуссия 1947 г. В результате разгрому и гонениям был подвергнут авторский коллектив третьего тома "Истории философии", который возглавлял академик Г. Александров. Авторам инкриминировалось слишком большое уважение к идеалистической диалектике Гегеля. Главное обвинение же - недостаточно определенное проведение классового подхода.
Культ личности Сталина нанес значительный ущерб и военно-теоретической мысли, что сказалось на решении ряда важнейших проблем. Признавая войну между капитализмом и социализмом неизбежной, истинную сущность фашизма официальная идеология в предвоенные годы трактовала ошибочно. Одним из следствий этого было запоздалое осознание его реальной угрозы.
В годы Великой Отечественной войны военно-философская мысль была сконцентрирована на разъяснении истинной сущности войны, поднятия морального духа армии и народа в борьбе с захватчиками. Послевоенные годы стали периодом широких обобщений и теоретических исследований опыта войны, что стало предметом ряда военно-теоретических конференций. В такой работе активное участие приняли выдающиеся советские полководцы Г. Жуков, А. Василевский, С. Штеменко, И. Конев и другие.
В качестве вывода по рассматриваемому этапу можно отметить, что это было самое трудное время для советской философии. В условиях сталинского режима она не просто упрощалась и схематизировалась, но и превращалась в одно из средств формирования и функционирования тоталитарного общества.
Третий этап развития советской философии - 50-е -80-е годы. Примерно с конца 50-х гг. начинается явное оживление философской мысли. Так, за время с 1956 по 1960 годы в стране издано более тысячи книг и брошюр по философии - почти столько же, сколько за предыдущие сорок лет. Появляются новые учебные пособия по философии, разрабатываются новые учебные программы для вузов.
В 60-80-е годы были изданы крупные философские работы: "Философская энциклопедия" в пяти томах, шеститомная "История философии", многотомные труды по материалистической диалектике, исследования по истории философии. Начиная с конца 50-х гг. советские философы принимают участие в международных философских конгрессах.
Развитие философской мысли шло по ряду направлений. Прежде всего была предпринята попытка переосмысления, по сути дела, нового прочтения трудов классиков марксизма-ленинизма. Назовем работы Б. Кедрова, М. Розенталя, Э. Ильенкова, Л. Маньковского, Н. Лапина, В. Кешелавы. Значительный импульс к развитию, получила диалектическая логика, разработке которой была посвящена целая серия исследований.
Усилиями прежде всего В. Штоффа, В. Швырева, Е. Мамчура, В. Степина, Э. Юдиназакладываются основы отечественной методологии науки. Делаются попытки разработки системного подхода путем соединения диалектики и системных представлений.
Значительное внимание отечественная философия уделяет проблеме гносеологии и теории сознания. Весьма интенсивно разрабатывается методология и логика научного познания усилиями В. Швырева, А. Коршунова, П. Копнина, В. Лекторского.
В 70-е гг. активно обсуждается проблема сознания. В центре внимания оказываются книги А. Спиркина "Сознание и самосознание" и В.Тугаринова ''Философия сознания. Современные вопросы''. Эти работы дали толчок к многолетней дискуссии об идеальном.
Плодотворно разрабатывались проблемы человека, личности. Была заложена основа системы теоретического и практического человекознания . В работах известных советских ученых В.Тугаринова , И. Кона, А. Леонтьева, Л. Буевой были проведены глубокие исследования о структуре личности, соотношения в ней социального и биологического, о путях и формах совершенствования личности.
В 60 –70-е годы начинает активно обсуждаться ранее запретная тема ценностей. Тон здесь задают ''Лекции по марксистско-ленинской эстетике" М. Кагана. Активно работают в этом направления Ю. Давыдов, Б. Григорьян, А. Кузьмина, В. Федотова и другие.
Рассматривая в целом развитие советской философии этого этапа, необходимо признать, что несмотря на ее определенное оживление, появление многих оригинальных работ мирового уровня, для отечественной философии продолжали оставаться характерными существенные проявления догматизма, схоластики и апологетики партийно-государственной политики. Жесткий партийный диктат, запрет заниматься острыми социальными проблемами вынуждали ученых ограничить свою профессиональную деятельность рутинными внутрифилософскими вопросами. Философская наука в основном вращалась вокруг одних и тех же проблем: материя, сознание, законы, категории диалектики, наследие классиков марксизма-ленинизма. Бесплодными оказались многие социально-философские разработки, некоторые из которых остались на уровне представлений 30-х годов.
В 50-80-е годы в советской философии продолжалось осмысление вопросов войны и мира. Главным образом это было связано с определением сущности войны с применением ракетно-ядерного оружия, возможностей предотвращения новой мировой войны. Существенный вклад в разработку этих проблем внесли военные ученые М. Белов, А. Крылов, П. Трифоненков. Так, А. Крылов одним из первых высказал идею о том, что ракетно-ядерная война не может быть средством достижения какой-либо цели, так как приведет к уничтожению человеческой цивилизации. Однако эти идеи не получили должного признания и оценки и прежде всего на уровне официальной военной политики.
С середины 80-х годов начинается новый этап в развитии отечественной философии, которая развивается под знаком перестройки и ее поражения. Отечественная философия преодолевает присущую ей изолированность и монологизм. Открытыми для широких масс стали ранее запрещавшиеся или замалчивавшиеся труды отечественных мыслителей - В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Франка, П. Флоренского, М. Бакунина и других. Значительно увеличилось издание работ известных немарксистких авторов - А. Камю, Ж.-П. Сартра, З. Фрейда, Э. Фромма, Ф. Ницше, Х. Ортеги-и-Гассета.
В целом меняется тематика философских исследований, направленных на осмысление явлений современного российского общества, остро-дискуссионный характер приобрели публикации о судьбах России и путях ее развития, все активнее на передний план выходят проблемы человека и гуманизма.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, отечественная философия возникла и развивалась как отражение исторических судеб и духовного опыта народа, специфически преломляя особенности его национального характера. Самобытными оригинальными идеями она внесла значительный вклад в развитие мировой философии и общечеловеческой культуры.
Сегодня русская философия переживает чрезвычайно сложный период. В преддверии нового тысячелетия перед ней стоит задача глубокого осмысления действительности во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, дать человеку основные ценностно-мировоззренческие ориентиры в нынешнем сложном мире, прогнозировать его дальнейшее развитие.