Социально-политические взгляды 4 страница
Переход к большому обществу - процесс исторический. Очевидно, существовала объективная потребность превращения родовых и племенных групп, насчитывающих по нескольку десятков или сотен человек, в большие сообщества, качественно отличавшиеся от локальных.
большое общество возникает как необходимость
Cовременная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.
Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенногоуровеня стабильности.
Общество, понимаемое как определенным образом оформленное общение людей, есть та реальность, в которой человек рождается, живет и умирает. И никуда от этого не деться. Многочисленные примеры, демонстрирующие нам образцы отшельничества, сознательной или вынужденной "робинзонады", лишь подтверждают непреложный факт социальной природы человека. Влияние общества на человека столь велико, что отдельная личность, индивид часто рассматриваются лишь в качестве проекции социального целого, а не как самостоятельная субстанция.
Такая сопряженность человека и общества позволяет предположить, что наиболее адекватное и полное познание и первого и второго возможны лишь в пересекающейся, взаимной перспективе. Идентификация человека невозможна вне социального контекста
три его значения:
* Общество - это совокупность всех людей, живущих на Земле: человеческое сообщество, мировое сообщество.
* Общество - это обобщающее понятие для определения всех людей, проживающих на территории каких-либо государств: российское общество, американское общество, китайское общество.
* Общество - это какое-либо конкретное социальное объединение: общество сторонников демократических реформ, общество любителей пива, общество российско-египетской дружбы.
Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности, которые в нем постоянно воспроизводятся. Это:
• материальная деятельность,
• духовная деятельность,
• регулятивная или управленческая деятельность,
• деятельность обслуживания, которую иногда называют гуманитарной или социальной в узком смысле.
Во всякой человеческой деятельности можно выделить четыре составляющих ее элемента. Это сами люди, физические вещи, символы и связи между ними.
деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира.
Однако человек сам по себе, как и вещи без человека, еще не образуют социального действия. Элементы человеческой деятельности: сами люди, физические вещи, символы и связи между ними - должны постоянно воспроизводиться. Этим и порождают основные типы общественной деятельности. Четырем названным элементам простейшего социального действия соответствуют указанные выше четыре типа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера имеет собственную специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни общества.
35
Взаимосвязь людей с окружающим природным миром является важной проблемой социальной философии, и, как и любая иная философская проблема, она достаточно сложна и многогранна. Особую актуальность философскому осмыслению этой проблемы придает обострившаяся экологическая ситуация.
В широком смысле слова природа - это весь объективный материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений; а в узком смысле слова природа - это часть материального мира, которая не создана человеком, в рамках которой существует общество и с которой оно взаимодействует, т.е. природа здесь понимается как совокупность естественных условий существования общества. Общество - это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанной. Понятия "природа" и "общество" являются примерами диалектических противоположностей, они утрачивают смысл без противопоставления друг другу.
Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся, объективный и противоречивый.можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homosapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия.
Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования.
Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII . возрастает объем материального производства, быстрыми темпами растут производительные силы. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия начинает хищнически эксплуатировать не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа выступают как противоположности, причем человек воспринимал себя в роли господина, царя природы, а природу - как мастерскую и неисчерпаемый источник богатств.
Своего апогея этот процесс достиг в эпоху научно-технической революции. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых по сравнению с прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу.
Природная среда - естественное условие жизни общества.Общество является частью более обширного целого - природы. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил.
Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых порах развития человеческого рода, эта взаимосвязь непрерывно воспроизводится на каждом этапе общественной истории, в каждый миг его существования.
Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно воздействует на природу.
Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ.
Природа влияет на развитие общества и как его среда обитания. Климатические условия человеческой жизни, растительный и животный мир, географический ландшафт.
36
Понятие "экономика" имеет двойное толкование:
1) хозяйство, совокупность материальных средств и духовных факторов, объектов и процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения материально-физических потребностей путем создания соответствующих благ, условий и средств существования человека с применением труда;
2) наука о принципах и содержании ведения хозяйства, отношениях между людьми в процессе производства, распределение, обмена, хранения и потребления товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Под словом "экономика" подразумевают также общее хозяйство страны либо отдельной отрасли: промышленности, сельского хозяйства, энергетики, торговли, сервиса и т.д.
Экономика всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека и общества. С момента появления людей на Земле возникают первые экономические отношения. экономическая сфера жизни связана не только с обеспечением материальной основы существования, но и является источником его творческого ,духовного и социального развития.
Сегодня экономика – это система, включающая отрасли материального производства и нематериальной сферы.двигатель истории человечества - производство материальных благ (Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами). Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению производственных процессов, поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Экономика становиться основой современного научно-технического прогресса - в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения.
Частная собственность каждого человека. В развитом виде собственность означает право владения, распоряжения и использования некоторой доли общественного богатства. Она существовала и существует в различных формах, что решающим образом определяет и саму форму общественного производства.
Экономическая система включает в себя материальное и духовное производство и производство материальных и духовных услуг. Важнейшими факторами производства являются работники, их труд и средства производства + предметы и средства труда. Совокупность материально-технических средств производства и людей, способных приводить их в действие, составляет производственные силы общества. В процессе производства складываются многообразные отношения между людьми: