Философские взгляды западников и славянофилов. Марксистская философия.
Марксистская философия.
Сформировалась в 40-е г. 19в в Германии на волне рабочего движения.Основатели Карл Маркс и Ф. Энгельс. Особенность обращенность к злободневным вопросам (экономика, политика, социал. Жизнь). Философия марксизма – диалектический и исторический материализм. История по Маркс- процесс смены общественно-политической информации. Отчуждение человека – превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса. С помощью его характеризовали капиталистическое общество, как бесчеловечную и чуждую человеку среду, порождающую социальное неравенство и несправедливость. Основное произведение «Капитал», «Манифест коммунистической партии». Основные понятия характеризующие эпоху марксизма: коммунизм– под ним понимали такое состояние общества, где произойдет преодоление всех форм и проявлений отчуждений, будут восстановлены человечность и разумность. Базис– совокупность произ-х отношений составляющих экономич. структуру общества. Надстройка – совокупность различных форм общественно сознания.
15.русская философия 9-17вв –период становления. Иларион, влад.мономах, смолятич, пустынник, филофеи, грек, Сырский, Патрикеев, Никон 1.русская философия возникла в киевской Руси и тесно связана с принятием Русью христианством 2.тесная связь со славянским язычеством 3.огромное значение на русское мировоззрение имело Византия 4.характерной особенностью русской ф-фии явл. То, что она проходит через всю русскую культуру. 5.философия на Руси выполняет не только мировоззренческую фацию, но и ф-цию народной мудрости, праведности мыслей и поступков 6. Главная идея – земная светская реальность должна быть подчинена божественному началу. 7.смысл русской истории проявляется через борьбу бога и дьявола, олицетворения силы, добра и зла, света и тьмы. 8.с 15-17вв берет свое начало идея русского религиозного мессианства – особой миссией русского народа и гос-ва, идеи святой Руси 9.теория монаха фелофеи «москва третий мир: первые 2рима пали, третий – москва и ей стоять вечно, покуда жива вера православная.18 век просвещения – обусловлено реформаторской деятельностью Петра 1(интенсивное взаимодействие русской и европейской культур). М.В.Ломоносов-убежден, что в основе материально мира лежит мельчайшие частицы, атомы, из которых слагаются все вещи. Радищев – писатель, философ «Путешествие из Петербурга в Москву». Классический период 19 век называют «золотым» русской философии- много ярких имен, мыслителей, учений. Чаадаев, Пушкин, два течения: - западничество (принципы: православие, самодержавие, народность) -западничество (Герцен, Белинский), выступали за европеизацию страны.
Философские взгляды западников и славянофилов
Основным предметом их спора стали тема места россии в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему, тема соотношения национального и общечеловеческого. Славянофилам (киреевский, хомяков) была присуща острая критика западной цивилизации как якобы «безбожной», где все продается и все покупается. Они ориентировались на православие, которое рассматривалось ими в качестве духовной основы русской нации. Славянофилы хотели, пол выражению русского философа соловьева, «россии христа», т.е. Развития общества на основе религиозных ценностей. По их убеждению, формой государственного устройства в россии должна быть монархия, как наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Социальной же основой общества призвана стать патриархальная семья. В славянофильстве идеализировалась допетровская русь, где традиции и мораль не были разрушены влиянием западной культуры. Т сочки зрения славянофилов, русский народ – особый народ, призванный к высокой роли в мире. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. Задачу последующего развития россии они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл и развитие, сохранив самобытность страны. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям – религии и церкви, государству, своему народу
Западники (герцен, белинский) по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего россии. Они активно выступали за европеизацию страны, ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. Их идеалами являлись гуманистические учения эпохи возрождения и французского просвещения. Они последовательно придерживались атеистических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного прогресса. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым ценностям и нормам общества, положительно воспринимали реформы петра великого. Человек в праве быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе. Европейскому человеку как идеалу западников присущи знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую природу и преобразовывать общественные отношения.
Славянофильство и западничество являли собой противоположные мировоззрения и модели развития русского общества. И славянофилы, и западники горячо любили россию, искренне желали ей блага и процветания, хотя по разному понимали пути к этому. Со временем эти течения прекратили свое существование, но проблема выбора россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность. В том числе и для нашего времени
17.философия в.с. соловьева и н.а.бердяева Н.бердяев 1.высшей ценностью в окр.мире явл. Свобода – (ответственность за то, что ты делаешь)2.свобода, соборность (единство духа и воли) составляют основу существования русского человека 3.свобода человека подвергается угрозе из вне. Такую угрозу несут в себе общество о гос-во, которые стремятся подавить личность. Задача человека – сохранить свою самобытность и дать обществу и гос-ву подчинить себя.4.ключевую роль в жизни человека играет религия
5.бог долен быть нравственным символом, примером для человека6.человек должен стремиться к богу, но не пытаться заменить бога самим собой.7.значительная роль отводится проблемам исторической судьбы России и народа. Россия не должна принимать ни сторону востока, ни сторону запада, она должна стать посредником между ними и выполнить и выполнить историческую миссию – построить общество, основанное на взаимной любви и милосердии В.соловьев 1.идея всеединства – объединение и гармония всех сторон бытия (материальной и духовной)2.идея нравственности как главного аспекта жизни человека (нижний уровень нравственности это закон, а высший – любовь3.идея прогресса, как всеобщие связи поколений4.идея воскрешения людей, как живых(духовное перерождение), так и мертвых(телесное воскрешение) – главная цель к которой должно стремиться человечество.5.идея бога, как выражения добра, любви, истины.6.идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании богу, добре, нравственности7.идея Софии всеобщей божественной мудрости8.русская идея состоящая из трех идей:А)святой Руси-(Москва 3мир)Б)великой Руси(реформирование Петра 1)В)свободной Руси(освобождение крепостничества)
18. Философия Ф. Ницше и О. Шпенглера. Фридрих Ницше – немецкий философ, яркий представитель Иррационализма. Утверждал, что основным законом мира является воля к власти. Жизнь эта единственная реальность присуща для конкретно человека. Выдвинул идею «сверхчеловека». ( «Тот кому есть для чего, вынесет любое как»). Сверхчеловек в его понимании – это сильный и свободный человек, человек готовый принять на себя всю тяжесть мира. Общество превратить о в теплицу по выращиванию сильных людей. Оскар Шпенглер – представитель иррационализма , автор теории «локальных» культур. Обосновывал идею отсутствия прогресса в истории человечества и движения цивилизации и ее культуры к деградации. Это проявляется в насилии человека над природной средой, в войнах.
19. Философия позитивизма, прагматизма, неотомизма. Позитивизм – течение возникшее в Новое время в 30-40 е 19 века. Основатели Конт и тд. Позитивизм- направление философии провозгласившее, что конкретные, частные науки являются источником позитивного истинного знания. Конт считал, наука сама по себе философия, задача науки не объяснять, а описывать явления. Главная проблема позитивизмапроблема соотношения науки и философии.
20. Технократическое направление современной философии. Технократизм. (Белл, Тофлер). Теория индустриального и переход в постиндустриальное общество на основе научно-технической революции. В нем найдут применение новые технологии, а особую роль станет играть технократия – слой специалистов т организаторов производства. Особая роль науки, техники и «высоких технологий».