Некоторые особенности процесса логизации античного интеллекта 5 страница
Тезис
Мир имеет начало (границу) во времени и в пространстве.
Антитезис
Мир во времени и пространстве бесконечен.
Тезис
Все в мире состоит из простого.
Антитезис
Нет ничего простого, все сложно.
Тезис
В мире существуют свободные причины.
Антитезис
Нет никакой свободы, все есть природа.
4
Тезис
В ряду причин мира есть некая необходимая сущность.
Антитезис
В этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно.
Позднее Гегель показал, что все доказательства тезисов и антитезисов у Канта являются ложными, основанными на ошибках.
Рассмотрим для примера одно из них - доказательство тезиса первой антиномии. Скрытая слабость позиции Канта выражена уже в том, что все его доказательства имеют не прямой, а окольный характер — они делаются "от противного". "В самом деле, допустим, что мир не имеет начала во времени, тогда до всякого данного момента времени протекла вечность и, стало быть, прошел бесконечный ряд следующих друг за другом состояний вещей в мире. Но бесконечность ряда именно в том и состоит, что он никогда не может быть закончен путем последовательного синтеза. Стало быть, бесконечный прошедший мировой ряд невозможен; значит, начало мира есть необходимое условие его существования, что и требовалось доказать..."[27].
Нетрудно заметить, что Кант фактически допускает конечность времени заранее, говоря, что "до всякого данного момента времени протекла вечность". На самом деле "вечность" означает отсутствие границы в прошлом (начала) и границы в будущем (конца). До "настоящего времени" истекла не бесконечность, а "полубесконечность". Условием действительного существования мира является бесконечность в прошлом ("истекшая" полубесконечность) и бесконечность в будущем.
Несомненное интеллектуальное достижение философии Канта заключалось в том, что он понял неизбежный характер противоречий разума. Если до Канта противоречия мышления толковались только как формально-логические, т.е. простые логические ошибки, которых следовало избегать, то Кант показал, что противоречия являются необходимым и неизбежным атрибутом мышления. Если психологическая идея основана на паралогизмах, теологическая — на идеале чистого разума, то космологическая - на противоречиях чистого разума. Неоспоримая заслуга Канта заключалась в создании первой формы диалектики в философии Нового времени. Однако диалектика Канта имела весьма существенные недостатки. Во-первых, это была лишь субъективная диалектика, а не диалектика объективного мира. Во-вторых, диалектика Канта основывалась на парадоксах, а не на действительно диалектических противоречиях.
От истинных противоречий парадокс отличается тем, что противоречащие друг другу положения оказываются абсолютно несовместимыми друг с другом, а противоречие между ними — неразрешимым. Парадокс выступает в качестве бесплодного тупика, из которого нет никакого разумного выхода. Мысль, входя в состояние парадокса, была обречена на бесплодные колебания от тезиса к антитезису и обратно.
Первые две антиномии Кант называл математическими. В этих антиномиях тезис и антитезис он считал одинаково ложными. "Для всех моих понятий так же невозможно признать мир бесконечным, как и конечным. Ведь ни то ни другое не может содержаться в опыте..."[28]. Две другие антиномии, называемые динамическими, имеют иной характер: в них тезис и антитезис противопоставляются только по недоразумению и могут быть оба истинными. Так, естественная необходимость может быть отнесена к действиям разумных существ как явлению, а свобода — к разуму как причине этих действий. Кант не замечает, однако, что такая трактовка динамических антиномий фактически выводит их за пределы космологической идеи, так как речь идет в ней о субъекте и его действиях, а не о мире как таковом.
Подведем итоги. Философия Канта — это выдающееся интеллектуальное построение, в котором интеллект представлен в качестве сложнейшей конструкции с глубоко "эшелонированной" структурой, своими основаниями, формами, идеями; по своей природе обладающий неистребимой активностью, благодаря которой он строит самого себя из самого себя и для себя. Однако эта активность имеет свои непреодолимые границы, перед которыми разум останавливается. Построенная Кантом конструкция содержала в себе ряд моментов, в той или иной степени отображающих действительную природу человеческого интеллекта. Прежде всего это идея активности интеллекта, которая в известной мере ставит кантовскую трактовку интеллекта выше предшествующих философских концепций человеческого интеллекта. Важным достижением Канта является идея противоречий разума, имеющих не случайный, а необходимый характер. Признание противоречивости мышления представляет собой серьезное завоевание интеллекта конца XVIII в.
Вместе с тем своей концепцией интеллекта Кант накладывал на человеческий интеллект тяжелейшие оковы, замыкая интеллект в самом себе и полностью изолируя его от реального мира. В этом отношении кантианская трактовка интеллекта представляет собой решительный отход от основной магистрали развития человеческого интеллекта, которая заключается в бесконечном углублении интеллекта в действительный, а не воображаемый мир. "Критика" разума, в противоположность оптимистическим концепциям всемогущества разума, это своеобразное "проклятие Канта", в сущности превращала интеллект в бесполезную и бессмысленную активность "в себе" и "для себя".
Однако такой отход от магистрали развития интеллекта нельзя понимать слишком буквально и прямолинейно. Сомнение в разуме и критика разума представляли собой логически необходимый этап развития интеллекта, своего рода испытание, которое интеллект должен был пройти. Философия Канта фактически, в весьма сложной и изощренной форме, дала модель того, каким интеллект не должен быть. После Канта в попытках исследования интеллекта в этом направлении уже нельзя было идти: Кант в принципе исчерпал этот негативный вариант активности интеллекта. Вся последующая история подражания Канту, связанная с неклассической философией XIX в., это полностью подтверждает.
Система Канта, как уже отмечалось, была заметно более проработанной, "отрефлексированной", чем предшествующие. Кант совершенно справедливо доказывал, что философия может стать наукой только в том случае, если она будет обоснованной и доказательной. Однако рефлексия Канта в основания своей философии останавливается перед тем глубинным уровнем оснований его философии, который является действительным источником его философской концепции. Эти скрытые основания, недоступные кантовской рефлексии, сводятся к двум парадигмам.
Все здание построенной Кантом конструкции интеллекта основывается на предвзятом, ниоткуда не следующем постулате, согласно которому изменение чувственности под воздействием вещи-в-себе не несет в себе никакого иного содержания, кроме самой чувственности, ее собственного способа изменения, в силу чего "не могут свойства вещи перейти в мое представление". Кант фактически исходит из убеждения в полной "непроницаемости" чувственности для внешнего воздействия. Нетрудно понять, что эта форма абстракции абсолютно замкнутой в себе чувственности заимствована им из механики Ньютона с ее абстракцией "абсолютно твердого тела".
Второе скрытое основание философии Канта, которое, впрочем, он делает частично заметным, — убеждение в принципиальной неполноте человеческого опыта, которая лишает интеллект достоинства достоверности, строгой всеобщности и необходимости. В апелляции к неполноте человеческого опыта зафиксирована действительно существующая "проклятая проблема" человеческого познания и человеческой сущности, которая не сформулирована Кантом в ее полный теоретический рост. Коренная проблема философии как предельного знания – это проблема конечности человеческого опыта и бесконечности мира, на познание сущности которого человек претендует. За всеми вопросами, сформулированными Кантом по типу"Как возможно?" ("чистая математика", "чистое естествознание", "метафизика как наука"), фактически стоит предельный вопрос: как возможно достоверное познание сущности мира, если мир бесконечен, а наш опыт всегда конечен?
Кант объявил одинаково ложными утверждения о бесконечности и конечности мира. Неспособность решить проблему конечности опыта и бесконечности мира является конечным глубинным основанием агностицизма Канта, его уничтожения интеллекта как силы, способной постигать действительный, а не мнимый искусственно построенный мир.
Философия Канта обнажила главную трудность, с которой сталкивается интеллект перед лицом бесконечно многообразного и неисчерпаемого мира. Философия Канта, фигурально выражаясь, была капитуляцией интеллекта перед бесконечной мощью материального мира. Этого не поняли многие последователи и интерпретаторы его философии. Однако это по-своему понял Гегель, в философии которого бесконечность занимает ключевое место.
Заложенный в философии Канта урок состоял в том, что человеческий интеллект должен был найти способ решения проблемы бесконечности, найти в себе ту мощь, которая позволила бы ему преодолевать барьер, отделяющий конечный опыт от бесконечного мира. Ведущей формой такого интеллекта могла быть только философия, которая должна была стать научной. Важной чертой такой философии должна была быть полная "прозрачность", "отрефлектированность" философии до ее действительных оснований, благодаря чему научная философия должна была показать, почему она возможна как наука.
Тема 8. ФИЛОСОФИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
С философии Канта начинается период интенсивного развития интеллекта в его концентрированном философском выражении.
Начатая Кантом в последней трети ХVIII в. тенденция ухода интеллекта "в себя", от реального мира (что, впрочем, служило отражением этого мира в превратной форме), была продолжена и доведена до крайности И.Г. Фихте (1762 — 1814), критиковавшим Канта за признание объективного мира и построившим философскую концепцию индивидуального и абсолютного Я, субъекта, деятельность которого создает это Я во всем его внутреннем богатстве, конструирует в себе и из себя не-Я, т.е. мыслимый мир, который обычный человек наивно принимает за объективную реальность. Такая крайняя субъективизация реальности неизбежно приводила к солипсизму, т.е. признанию существования лишь одного индивидуального Я, одного индивидуума, от чего Фихте безуспешно пытался уйти, фактически вступая в противоречие с его исходным "основоположением" о Я как единственной реальности. Вместе с тем философия Фихте содержала весьма ценные моменты — представление об активности субъекта, диалектическом характере его развития из себя.
Отрывая интеллект от реального мира концептуально, Фихте фактически воспроизводил ряд действительных черт объективного мира и реального человека. В этом проявляется коренная особенность всякого идеализма и субъективизма — их фактически полная привязанность к объективному миру, от которого интеллект не может уйти даже в самых крайних фантазиях. Идеализм и религия поэтому по-своему дают картину реального мира, — но фантастическую, превратную картину.
С философией Ф.В. Шеллинга (1775— 1854) начинается обратный процесс возврата интеллекта к объективности. Первоначально, однако, этот процесс мог быть только непосредственным продолжением прежней идеалистической тенденции немецкой классической философии и представлял собой переход к объективному идеализму. Интеллект должен был исчерпать возможности, заложенные в антропоморфической парадигме, в ее рафинированной форме — объективном идеализме.
Шеллинг, в отличие от Канта и Фихте, рассматривал мир как объективный разум, который развивается первоначально в бессознательной форме природы, затем порождает Я, человеческое сознание. Философия Шеллинга представляла собой попытку вернуть интеллекту его объективную значимость. Однако интеллект оказывался по существу единственной реальностью в мире, а суть человеческого интеллекта заключалась в осознании объективного интеллекта. Высшая и предельная форма трактовки интеллекта как объективной реальности, порождающей собственно человеческий интеллект, была создана Г.В.Ф. Гегелем (1770—1831). Философия Гегеля в своей интерпретации мира и человека выступает как новый тип интеллекта, составивший целую эпоху в его развитии.
8.1. СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ: ОБЩИЙ СМЫСЛ И СТРУКТУРА
Философия Гегеля занимает исключительное место в истории философии, человеческого интеллекта вообще. Она изложена в виде весьма основательно разработанной, сложно структурированной системы, равной которой, по степени разработанности, не было ни в прошлом, ни в настоящем. Без преувеличения можно сказать, что человеческий интеллект делает здесь гигантский шаг вперед, уяснить суть и значение которого весьма нелегко. Способ мышления, продемонстрированный Гегелем в его трудах, хотя и был превзойден научной философией, по настоящее время не был полностью ассимилирован современной наукой, а во многих случаях, например, в неклассическом направлении западной философии XIX — XX вв., был попросту отброшен. Таково отношение к этой великой философии Шопенгауэра и Кьеркегора, позитивизма и неопозитивизма. Резко критически оценивал философию Гегеля один из крупнейших современных западных философов — К. Поппер. По его мнению, с позиций Гегеля якобы можно доказать, что Луна есть и что ее нет. — Пример пошлейшего понимания философии великого немца.
Гегель по-прежнему остается титаном мысли не только прошлого, но и настоящего столетия. Противоречивое отношение к его наследию - еще одно проявление огромной сложности процесса развития интеллекта, способного на гигантские скачки вперед и… назад, к догматическому или даже первобытному антропоморфическому мышлению.
Читатель, испытывающий не просто некое любопытство, а заинтересованный в действительном развитии собственного интеллекта, может в известной мере этого достичь путем серьезного штудирования главных трудов Гегеля, прежде всего его "Науки логики". При этом необходимо учесть, что значительная часть Гегелевых интеллектуальных построений имеет искусственный, "спекулятивный" характер. Поэтому достичь искомого результата сможет тот, кто окажется способным творчески, критически осмыслить философию великого мыслителя. Для этого, однако, необходимо в известной мере "принять правила игры", заложенные в Гегелевой манере абстракций, пойти вслед за его мыслью, ибо даже во многом искусственные интеллектуальные конструкции Гегеля являются великолепным, захватывающим интеллектуальным экспериментом со всеми его гениальными прозрениями и схоластическими натяжками[29].
Текст "Науки логики" Гегеля на фоне изрядно догматических рассуждений Канта производит неожиданно сильное и странное впечатление. "Причудливая и дикая мелодия" - первое впечатление от "Логики" Гегеля другого великого немца, будущего лучшего преемника и истолкователя Гегеля — К. Маркса.
Понятие системы философии. Весьма сильной стороной философии Гегеля является его понимание философии как системы категорий. Гегель отмечает, что в философии Аристотеля дан лишь перечень ряда категорий (десяти — двенадцати), а в философии Канта — классификация в виде таблиц категорий. Новая философия, которую Гегель постоянно и упорно определяет как научную, должна представлять собой целостную систему (тотальность). Логической основой такой системы Гегель полагает круг: категории должны замыкаться в целостный круг. При этом каждая часть философской системы в свою очередь представляет собой круг. "Отдельный круг именно потому, что он есть в самом себе тотальность, прорывает границу своей определенности и служит основанием более обширной сферы; целое есть поэтому круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть необходимый момент, так что их система составляет целостную идею, которая вместе с тем проявляется в каждом из них в отдельности"[30].
Весьма важным моментом созданной Гегелем концепции системы является понятие начала системы, т.е. некоторой начальной категории, в которой имплицитно заложена вся последовательность категорий и, следовательно, система. Развертывание, развитие этой начальной категории дает искомую систему категорий. Будучи развернутой, эта система категорий должна прийти к ее началу, тем самым замкнув круг. Гегель впервые в истории науки попытался, и во многом успешно, построить такую систему категорий. Созданная великим философом концепция системы стоит выше многих современных вариантов системотворчества. Во всяком случае, выше "тектологии" А.А. Богданова, которой увлекаются в последние годы некоторые исследователи, и понятия не имеющие о системе в трактовке Гегеля.
Два основания философии Гегеля. В основе философской системы Гегеля лежат два основных понятия или концепции: абсолютной логической идеи и развития. Все грандиозное здание Гегелевой системы представляет собой развертывание, т.е. развитие понятия логической идеи из ее собственного начального (в логическим смысле) состояния в абсолютно полное и завершенное, совпадающее в конечном счете с начальным. Мир есть логическая идея, т.е. объективная мысль, развивающаяся по законам логики и проходящая в своем развитии три ступени: логику – природу — дух. Эти ступени представлены Гегелем в виде трех основных частей его философии: "Науки логики", "Философии природы", 'Философии духа".
Процесс развития идеи — это ее познание самой себя. При этом идея познает себя постепенно, по частям, приходя к завершенному абсолютному знанию в "конце" своей эволюции, в абсолютном духе, который оказывается "чистым знанием", совпадающим с "началом" логической идеи, которое Гегель определяет как "чистое бытие".
Каждая последующая ступень в развитии логической идеи оказывается истиной предыдущей, а вся логическая идея, в ее развертывании от "начала" до "конца", выступает как абсолютное знание и поэтому как абсолютное добро. Развитие идеи понимается Гегелем в чисто логическом смысле, оно происходит вне времени и пространства. Эти особенности Гегелева понимания развития необходимо учесть, чтобы стали ясны его "правила игры".
Идея — это целостная абсолютная мысль, которая имеет, по Гегелю, совершенно определенный, хотя и бесконечный — в его понимании — смысл: это идея истины и добра. Истина и добро — цель, содержание и смысл вселенского процесса. Мир, по Гегелю, есть воплощение идеи истины и добра, которые выступают в то же время не как некая готовая и покоящаяся сущность мира, а как бесконечный процесс. Сущность основных ступеней развития логической идеи состоит, по Гегелю, в следующем:
1. Логика — это идея в себе и для себя.
2. Природа — идея в ее инобытии.
3. Дух — идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия.
Философия Гегеля пронизана своеобразным гуманизмом, поскольку мир выступает у него как воплощение истины и добра, а не лжи и зла. Логическая идея, мир описываются Гегелем, таким образом, в антропоморфных терминах. Он наделен чисто человеческими качествами, отчужденными от реального человека. Примечательно, что главным из этих качеств оказывается интеллект, который несет в себе истину и добро. Интеллект сам выступает своим предметом, объектом познания и одновременно познающим себя субъектом, своим источником, целью и ее осуществлением.
Можно ли больше возвеличить интеллект, превратив его в сущность и творца мира, чем это сделал Гегель? Мы должны найти ответ на этот вопрос.
Основное содержание своей философии Гегель изложил в "Энциклопедии философских наук" (1817). Позднее этот труд издавался под названием "Система философии", которое более точно передавало его смысл. "Энциклопедия философских наук" включает "Науку логики" (называемую обычно "Малой логикой"), "Философию природы" и "Философию духа". Наибольший интерес в рассматриваемом нами отношении представляет "Наука логики". Последняя ранее была разработана Гегелем в более развернутой форме, называемой обычно "Большой логикой" (1812-1816). Отдельные части философской системы Гегеля в более полном виде были изложены в "Феноменологии духа" (1807), "Философии права" (1821), "Лекциях по истории философии", "Философии истории", "Лекциях по эстетике", "Лекциях по философии религии".
КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИКИ
Понятие логики
В предисловии к первому изданию "Науки логики" (1812) Гегель отмечает, что за последние годы в философии произошло "полное изменение". Прежняя философия ("метафизика") подверглась радикальному искоренению и исчезла из области науки. Теперь уже никто не вспоминает о прежней онтологии, рациональной психологии, космологии и естественной теологии. "Да и прежние доказательства бытия бога излагаются лишь исторически или в целях назидания и ради возвышения духа"[31]. Крушению старой метафизики способствовали наука и здравый смысл. Но в результате образованный народ остался без своей философии. Новая философия, которая назрела, - это логика, "логическая наука, составляющая собственно метафизику или чистую, спекулятивную философию"[32]. Философия должна быть наукой со своим собственным методом, который она не может заимствовать, например, у математики. Философия, как наука, "способна быть объективной, доказательной" (78), а не создавать только химеры, подобно разуму в системе Канта.
Общую характеристику логики Гегель дает во Введениях к "Большой" и "Малой" логикам. Наиболее ясное изложение мы находим во Введении к "Малой логике".
Гегель отмечает, что в логике, как ни в какой другой науке, чувствуется потребность "начинать с самой сути дела, без предварительных размышлений". В других науках основному изложению предшествуют рассуждения о предмете и методе науки, ее характере. В логике же все это должно составить ее содержание, знание о логике как науке может быть только конечным результатом ее изложения. Однако Гегель предваряет изложение логики весьма существенными разъяснениями.
Гегель определяет логику как учение о категориях, учение о "чистой мысли", "системе чистого разума, царства чистой мысли". Это царство есть истина в ее чистом виде, истина без покровов, "в себе и для себя самой". Мир — это чистая мысль, "объективное мышление" и, следовательно, истина. В качестве родоначальника такого взгляда Гегель называет Анаксагора, который первым определил сущность мира как мысль.
Чистая мысль, царство истины выступает, далее, в одном из своих определений, как бог. Понятие бога проходит через всю систему Гегелевой логики как одно из определений мысли, чистого разума. При этом, однако, "чистая мысль" выступает у Гегеля как более глубокое определение мира, чем бог. "Чистая мысль", или разум, - это определения на уровне "понятия", а бог — на уровне "представления".
Сведение мира к мысли, а мысли - к логике вводится Гегелем без каких-либо прямых доказательств. В этом исходном основании своей философии Гегель, таким образом, находится целиком в пределах того догматического способа философствования, какое было у Канта, Фихте и других философов-идеалистов. Способа философствования, который Гегель в других отношениях весьма сильно критиковал. Но, может быть, Гегель избирает другой способ доказательства оснований своей философской системы — самим ходом построения своей философии? В таком случае доказательство оснований должно быть конечным результатом его философии. Мы должны это выяснить.
Старая, так называемая формальная, логика, по убеждению Гегеля, настолько бессодержательна, что стала уже даже "предметом презрения". Новая логика, получившая значение наиболее общей философской теории – метафизики, коренным образом отличается от прежней. Старая логика была учением о формах мышления, которые противопоставлялись независимому от них содержанию — вещам. В новой логике форма и содержание совпадают. Логика становится содержательной наукой. Предметом новой логики становится чистая мысль, которая является сущностью мира. Развитие чистой мысли выступает одновременно ее формой и содержанием. Логика, по Гегелю, изучает развитие развития. Развитие, таким образом, выступает одновременно в качестве содержания и формы, которые оказываются тождественными.
Новый взгляд на логику, в которой форма совпадает с содержанием, логика становится содержательной, был крупным шагом вперед в трактовке мышления, интеллекта. Этот шаг означал расширение содержания и значения логики, которая приобретает статус метафизики, наиболее фундаментальной части философской науки. Вместе с тем редукция фундаментальной философии к логике содержала в себе и глубоко негативный момент, поскольку была следствием редукции объективного мира к мысли.
Логика Гегеля — учение о развитии мысли, развитии понятий, или, иначе, диалектика мысли. Рассматривая сущность развития мысли, Гегель вводит представление о трех ступенях движения логической мысли, которые, впрочем, он называет также сторонами или моментами мысли. Мысль, понятие обладает способностью самодвижения, понятие "ведет само себя дальше", поскольку содержит в самом себе отрицательное. Кант в своих антиномиях останавливается на констатации абстрактной отрицательности и не идет дальше. Понятия у Канта неспособны к развитию благодаря их внутренней отрицательности. Однако истина состоит в том, чтобы увидеть в отрицательном положительное и перейти к синтезу противоположных понятий.
Гегель различает, таким образом, три ступени, или стороны, диалектического движения мысли: определение — противополагание — соединение. Эти ступени он определяет также как тезис — антитезис — синтез. Вторая ступень выступает у Гегеля как отрицание первой, синтез - как отрицание отрицания. Такой способ мышления, которому Гегель придает всеобщее значение, получает название отрицания отрицания, или абсолютной отрицательности. Отрицание отрицания служит наиболее широким законом построения всей философской системы Гегеля.
Первую ступень развития мысли (определение, тезис) Гегель оценивает как абстрактную, или рассудочную, вторую (противополагание, антитезис) — как диалектическую, или отрицательно-разумную, третью (соединение, синтез) — как спекулятивную, или положительно-разумную. В целом этот способ мышления философ называет диалектическим.
Диалектика состоит в том, что первое и непосредственное положительное определение вещи снимается его противоположностью, отрицанием, которое далее приводит к синтезу противоположностей, представляющему собой возврат к первому, положительному определению, внутренне обогащенному его отрицанием. Таков, по Гегелю, всеобщий логический ход мысли, как объективного мышления, так и субъективного.
Диалектика "является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности. Диалектическое есть также душа всякого истинно научного познания"[33].
Диалектику нельзя смешивать с софистикой, сущность которой состоит как раз в том, что она пользуется односторонними и абстрактными определениями в их изолированности. Диалектика "имеет силу во всех отдельных областях и образованиях природного и духовного мира"[34].
Диалектическая логика, по Гегелю, имеет дело не с абстрактно-всеобщим (или общим), а с конкретно-всеобщим (общим), т.е. всеобщим (общим), "охватывающим также богатство особенного"[35]. Понятие конкретно-общего или конкретно-всеобщего является одним из крупнейших открытий Гегеля, которое до сих пор далеко не полностью понято и признано и во многом опередило науку не только XIX, но и, по нашему убеждению, XX в. Скрытый кризис современной фундаментальной науки во многом связан, как нам представляется, с тем, что конкретные науки до сих пор оперируют по существу старыми, абстрактно-всеобщими понятиями. До Гегеля наука и логика имели дело с понятиями, которые считались тем более глубокими и истинными, чем они больше абстрагировались от частного, единичного. В определенном отношении предельная общность и абстрактность понятий являются непреложным условием научности, истинности. Так, закон сохранения энергии потому и является великим законом физики, что указывает безусловно общее, не подверженное никаким случайным колебаниям — сохранение энергии безотносительно к ее форме. Гегель первый в истории человеческой мысли понял, что с определенного момента абстрактно-всеобщие понятия, исключающие особенное, различия и, следовательно, противоречия, становятся мертвыми, безжизненными. Конкретно-всеобщее понятие включает в себя все содержание абстрактно-всеобщего понятия, но также — своеобразным способом - особенное, различия, противоречия. Способ включения особенного, различия, противоречия во всеобщее (или общее) - одна из сложнейших проблем философии, которую Гегель в существенной мере решает, впадая в то же время в крупные ошибки, обусловленные самой сутью его философии как "учения о чистой мысли".
Изучение новой логики с ее принципами абсолютной отрицательности (отрицания отрицания) и конкретно-всеобщего Гегель считал условием приобретения "абсолютной культуры и дисциплины сознания"[36].