Диалектическая и метафизическая концепции развития
В истории философской мысли существовала не только диалектика, но и ее противоположности. К ним относилась, прежде всего, метафизика, или "антидиалектика", по определению Г.Гегеля.
Как способ философского мышления, метафизика появилась в Древней Греции в школе элеатов. Так, Парменид полагал, что бытие есть неподвижный шар, состоящий из двух частей — светлой и темной. В твор-^естве Аристотеля под метафизикой понималось учение о первых нача-1ах и причинах всего существующего. Преимущественно в таком значе-ши — как наука о бытии — данный термин употреблялся до XVIII в.
В средние века элементы метафизического мышления нашли свое выражение в основном догмате христианства и религиозной философии "Все, что есть — все от Бога". Ведь в то время мир рассматривался : позиций принципа неизменности, как нечто раз и навсегда данное, завершенное и незыблемое. Этот мир якобы жестко упорядочен, в нем существует иерархия. В средние века метафизика служила целям теологического обоснования бытия Бога.
Расцвет метафизики пришелся на XVII — XVIII вв. В это время и термин "метафизика" уже обрел иное звучание — как недиалектический способ мышления, отрицающий всеобщие связи бытия и развитие в нем (Х.Вольф и др.). Доминирование метафизики в философии было связано с преобладанием математики и механики в научном познании. Естествознание того времени рассматривало вещи и процессы природы в их обособленности друг от друга, вне их всеобщей взаимосвязи. Предметы воспринимались как неизменные, раз и навсегда данные. Материальный мир трактовался как огромный механизм, а человек — как машина, хотя и мыслящая.Все богатство и разнообразие форм движения материи сводилось, в основном, к механическим процессам. Мир рассматривался по частям, а не как единое целое. Метафизика того времени не только "царствовала" в естествознании, но проникла также в философию и пронизала ее своим духом. В исторических науках идея общественного прогресса и единства мировой истории еще не утвердилась, за исключением отдельных догадок об этом.
В XIX веке на почве крупных достижений в естествознании {Т.Шванн, Ч.Дарвин и др.), исторических (И.Гердер и др.) и философских науках {Г.Гегель и др.) метафизике был нанесен очень сильный удар. Стало уже бессмысленным отрицать наличие органической связи в мире и его развитие во времени. Выявилась великая взаимосвязь природы и общества, человека и окружающего мира. Материи и Духа. Метафизика в науке была практически вытеснена, хотя она и сохранилась как недиалектический способ мышления человека.
Характерные признаки метафизики как концепции развития и метода мышления состоят, в основном, в следующем.
Метафизиком объект воспринимается как простая (механическая) сумма частей, их набор без учета сложной взаимосвязи между этими составными частями. Образно говоря, метафизик за отдельными деревьями не видит леса. Как способ мышления метафизика — это также одномерное (одностороннее) видение объекта, преувеличение или же преуменьшение в нем той или иной стороны (например, переоценка роли отдельной личности в истории).
Для метафизики характерно отрицание внутреннего источника развития и перенос его вовне, за пределы этого предмета. Например, у Аристотеля в роли такого источника выступает активная "форма", у Платона — вечная идея. Гегель таковвпсг источником считал таинственную "абсолютную идею", а Ньютон — некий "перводвигатель" мироздания. В христианском вероучении внешним (сверхъестественным) источником всего сущего считается Бог. Развитие понимается метафизиком лишь как простое уменьшение или же увеличение (прибавление) без изменения качественных характеристик и структуры предмета. В таком случае движение представляется как обычное движение по кругу, не выходящее за его пределы.
Метафизика противопоставляет старое и новое в развитии как якобы не связанные друг с другом генетически, т.е. по происхождению. На этой основе и возникают такие явления человеческого сознания, как анархизм, нигилизм и т.п. В России нигилизм проявил себя, в частности, в форме большевизма как практике полного ("до основания") отрицания прошлого своей страны, ее опыта и традиций, как якобы не имеющих права на дальнейшее существование.
Сравнительная характеристика диалектики и метафизики как двух концепций развития и способов философского мышления была дана в работе В.И.Ленина "Философские тетради" (раздел "К вопросу о диалектике"). По убеждению ее автора, диалектика жизненна, так как она дает ключ к пониманию движения как самодвижения, а развития — как саморазвития. Напротив, метафизика, по убеждению Ленина, "нежизненна", "бледна", "суха" и "мертва", так как для нее источники развития находятся за пределами предмета, в его тени. В отличие от метафизики, диалектика не сводит развитие лишь к простому количественному накоплению изменений, росту предмета. Она вскрывает в развитии противоречия и скачки, переходы предметов в свою противоположность, возникновение качественно нового и иные сложные процессы, которые сопровождают развитие.
Метафизический стиль мышления существует в науке, в идеологии и политике. Он широко распространен в повседневном познании людей. Назовем наиболее распространенные проявления метафизики.
Так, догматизм подчеркивает момент устойчивости в развитии и познании. Он представляет собой некритический и нетворческий ("застывший") тип мышления. Это — мышление догмами, которые, по определению В.И.Ленина, есть "нечто мертвое, застывшее, закостенелое", якобы раз и навсегда данное и окончательное. Для догматика эти положения воспринимаются как бесспорные и незыблемые (например, догмы христианского вероучения, догмы классического марксизма и т.д.). Догматизм в науке, в политике и идеологии, в быту есть противник новизны и реформ, назревших решений.
Напротив, релятивизм выделяет и абсолютизирует момент изменчивости в развитии и познании. Гераклит, как известно, утверждал, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Его соотечественник Кратил Пошел дальше, заявив, что в одну и ту же реку нельзя войти даже и один Раз. По его мнению, в силу текучести всего сущего любое событие все-^ превращается в сплошной поток изменения и исчезновения, в котором уже нет ничего устойчивого и определенного. Кратил предлагал даже не называть вещи своими именами, а всего лишь указывать на них пальцами. Он полагал, что всякое высказывание правильно, и поэтому у каждого человека есть своя истина. Его единомышленники Протагор и Горгий тоже исповедовали принципы релятивизма, считая, что якобы "ничего не существует" и "ничего невозможно знать".
Софистика также считается проявлением метафизического мышления. Она представляет собой сознательное применение неправильных, произвольных суждений и доводов. Софистика на деле — это подмена понятий, словесные уловки и ухищрения и т.п. Примером софизма является высказывание древних философов: "Кто лжет, говорит то, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать".
Эклектика представляет собой соединение различных, часто противоположных взглядов и идей, принципов и теорий. Она возникает на почве стремления охватить все стороны предмета и выразить их в более полном знании. Однако в итоге действительность может быть искажена, поскольку из поля зрения исчезает основное качество предмета, его суть, которая как бы растворяется среди всех других характеристик изучаемого предмета. В своей работе "Еще раз о профсоюзах...". В.И.Ленин показывал это на примере обыкновенного стакана, который в быту может, как известно, выполнять много функций. Но не следует все же забывать о том, что основное предназначение стакана — быть прежде всего инструментом для питья, а не чем-либо иным.
Говоря о метафизике, было бы несправедливым принижать ее познавательные возможности. Ведь в своей повседневной жизни подавляющее большинство людей руководствуется не столько теоретическими знаниями, сколько простейшими обыденными представлениями. Поэтому в быту метафизика является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления. По выражению Ф.Энгельса, она обслуживает нужды человека в рамках "четырех стен его дома", и в этом состоит основная сфера ее применения. Вот почему метафизический тип сознания и познания совершенно естественен для большинства людей, что "оправдывает" метафизику. Неся в себе определенные "зерна" истины, она вполне может служить дополнением к диалектической картине мира, которая создается средствами теоретического мышления.
Как видим, диалектика — это система философского знания о связях, взаимодействии и развитии в окружающем человека мире. В этом проявляется ее познавательное, мировоззренческое значение. Разумеется, диалектическое мышление не является прирожденным свойством человека. Будучи достижением и достоянием всей истории философской культуры, оно может быть освоено человеком лишь посредством весьма тщательного изучения диалектической философии. Конечно. диалектика, как способ теоретического осмысления мира, далеко не всесильна. В своей действительности ведь материальный мир значительно богаче человеческих представлений о нем, и многие его процессы как бы не вписываются в классические схемы диалектики. Существует лшогооброзие типов движения, и для их описания и объяснения требуется поиск различных теоретических средств и моделей. Необходима многомерная картина единства и развития мира, которая бы основывалась на научном принципе дополнительности. Значение диалектики как теории развития и способа философского мышления нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Она должна быть сохранена как важный фрагмент философской культуры человечества, достояние его познавательного опыта. Раскрывая природу критического и творческого мышления, она одновременно и сама есть такое мышление, обладающее богатым теоретическим и методологическим потенциалом.
Итак, диалектика воспринимает материальный мир с точки зрения его единства, внутренней противоречивости и движения, развития. Тем самым диалектика занимает специфическую нишу в структуре философского знания, являясь единством теории и метода мышления.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия.—М., 1996. С. 430—499.
2. Андреев И. Д. Диалектическая логика.— М., 1985.
3.Булатов М.А. Диалектика и культура (историко-философский анализ).— Киев, 1984.
4. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.— М., 1974. З.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение:
диалог с И. Пригожиным// Вопросы философии. 1992. № 12. б.Кемеров В.Е. Метафизика — динамика (К вопросу об эволюции метафизики)//Вопросы философии. 1998. № 8.
Р.Кедров Б.М. О методе изложения диалектики. Три великих замысла.—М.. 1973.
8.Копнин П. В. Диалектика как логика и теория познания.— М., 1973. О.Ленин В.И. Философские тетради. Раздел "К вопросу о диалектике "//Полн. собр. соч. Т. 29.
10. Марутаев М.А. О гармонии мира/УВопросы философии. 1994. № 6.
11. Материалистическая диалектика. В пяти томах.— М., 1985.
12. Оруджев Б.М. Диалектика как система.— М., 1973.
13. Самбуров В.А. Взаимосвязь категорий диалектики.— М., 1987.
14. Свидерский В.И. О некоторых особенностях развития//Вопросы философии. 1985. № 7.
15. Швырев В.С. Как нам относиться к диалектике?// Вопросы философии. 1995. № 1.
16. Шептулин А.П. Диалектический метод познания.— М. 1983.
17. Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20.