Адарсала –идеалы. Смотри также асала 15 страница
Дева ануграхам – Божья милость. «Вот три типа деятельности по обретению Господа и завоеванию Его милости: 1. Деятельность, не навеянная личными желаниями. 2. Деятельность, эманирующая из самоотреченной Любви. 3. Молитва, исходящая из чистого сердца. Вот на что Бог обращает внимание, эти три вещи направлены непосредственно к Нему. Все остальное находится в ведении Божеств, находящихся в Его подчинении. Следовательно, молитва должна быть самоотреченной, наполненной Любовью и свободной от «желания получить дар, который она может получить»» Сатья Саи Баба
Девадатта –«Дарованный Богами», название боевой раковины Арджуны; также имя злого и завистливого двоюродного брата Гаутамы Будды; это имя стало нарицательным, аналогично «Иуде»
девайана –Божественный путь
Деваки –дочь Девака, мать Кришны, жена благородного воина Васудевы, сына Шурасены, повелителя Ядавов. Двоюродная сестра царя Кансы, демонического правителя Матхуры, который из-за пророчества быть убитым восьмым сыном Деваки, сначала пожалел ее и первых детей, но затем убил шестерых детей на глазах у матери и отца, заключенных им в тюрьму. Седьмого сына богиня Амбика тайно перенесла из лона Деваки к Рохини, другой жене Васудевы, спасшейся от кровожадных воинов Кансы в племени Нанды в Гокуле. Вещий сон поведал Деваки и Васудеве о свершившемся чуде. Счастливая Рохини родила в положенное время Балараму. С той поры, как Деваки зачала восьмого сына, красота ее расцвела, она светилась во мраке темницы. Канса совсем лишился покоя и удвоил стражу, но Боги в нужный момент усыпили всех. Новорожденное дитя явило родителям Свой Божественный облик. Васудева, в тревоге за жизнь их последнего, восьмого сына, схватил его на руки, без препятствий отворил двери и вышел на волю. Васудева отправился в Гокулу к радушному Нанде, переправившись через Ямуну. Здесь также, как и в Матхуре, все крепко спали, даже Яшода, только что родившая девочку. Он оставил сына рядом с Яшодой, взял девочку и вернулся в темницу. Стражники утром услышали плач младенца и сообщили Кансе. Деваки умоляла его оставить ребенка, так как это была девочка, а не мальчик. Но Канса вырвал у нее дитя, схватил за ноги, чтобы разбить его голову о камень, как и предыдущим детям. Но младенец выскользнул из рук Кансы и поднялся в воздух, предрекая ему гибель, если он станет понапрасну убивать неповинных младенцев. «Кришну родила Деваки, а воспитала Его Яшода в Бриндаване. Яшода испытала все радости, которыми может одарить ребенок» Сатья Саи Баба
Девалайя –Божий храм
Дева лока – небесный план, мир Божественных существ, небожителей
девамсасамбхути –просветленные
деванагари –шрифт, используемый для записи санскритских текстов (чаще всего это шлоки, стихи); не имеет заглавных букв и знаков препинания
Девасйа –Божественное сияние или милость
Девата –Божество; существо Божественной природы
деватаджняна – знание о Божественном мире
Деватхаатма – «Божественная Душа», то есть Воплощение Божественного
дева яджня –жертвоприношение, посвященное Богам
деваяна –«путь Богов», половина года, когда солнце начинает двигаться с юга на север. «Наступает шестимесячная Деваяна, Божественный период, во время которого люди совершают паломничества к святым местам. Это Уттамаяна (Высший путь). В Гите говорится, что тот, кто умирает в эту половину года, отходит в мире и поднимается до чистых духовных сфер. Бхишма, смертельно раненный на поле Курукшетра, ждал дня, с которого начинается священная половина года, чтобы испустить свой дух и слиться со Сверхдушой. Этот день нужно посвятить не забавам и развлечениям, а Богу. Не тратьте его на азартные игры, обжорство и угождение своим низшим инстинктам; это не мирской праздник, а в самом строгом смысле этого слова священный день! Он призывает вас исполниться Божественной благодати с помощью благих дел и благотворных мыслей» Сатья Саи Баба
Деваяни –«приводящая к Богам», имя дочери Шукры
Деви –Богиня, Божественная сущность, проявлениями которой были Дурга, Парвати, Ума, Гаурии др.
Девика – все, что происходит от Божественного начала и объединяет Божественные свойства, природу Атмы
денуврата –ритуал «поклонения корове»
деха - тело. «Вместо того, чтобы рассматривать человеческое тело, таким вот образом составленное из 5 элементов, как единственное, ведантисты говорят, что существует много тел! Правда ли это? Саи: Их не много, а три. Некоторые считают, что их 4! Вопрос: О! Что они из себя представляют? Как они называются? Третье и четвертое? Саи: Стхула деха (грубое тело), сукшма деха (тонкое тело) и карана деха (причинное тело). Еще одно, которое называют четвертым, – маха карана деха (сверхпричинное тело)». «Тело имеет пять слоев кожуры, которые прячут Атму. Все их можно определить тремя категориями: грубая, тонкая и причинная. Физическая кожура (плоть, кровь, кости и т. д.) и жизненная кожура (дыхание) формируют грубое тело. Когда они опадают, стхула тело (грубое тело) распадается, само тело также падает и не может подняться» Сатья Саи Баба
дехаабхиманам, дехабхимана – привязанность к телу. «Настоящая причина тоски – это привязанность к телу, отождествление этого тела со своим «Я». Все беды возникают от чувства «я» и «мое». В первую очередь необходимо избавиться от дехаабхиманам (привязанности к телу)». «Мы часто называем «я» наше человеческое тело, состоящее из плоти и крови. Физическое тело не вечно. Оно подобно проплывающим облакам. Считая такое преходящее тело вечным, мы боремся за обеспечение его комфорта. Это неверный подход. Тело должно использоваться для той цели, для которой оно было дано нам. Человек рожден для того, чтобы осознать вечную истину. Мы не должны вести жизнь, основанную на дехабхимана (привязанности к телу). Даже у образованных людей есть привязанность к телу. Только из-за чрезмерной привязанности к телу мы переживаем печали и трудности. Поэтому оставьте привязанность к телу и развивайте привязанность к вечной Истине» Сатья Саи Баба
дехабхранти –телесная иллюзия; заблуждение человека, основанное на отождествлении себя с телом; ложное представление о том, что реально существует только материальный мир (физическое тело). «Мы забыли о Высшей Реальности и погрузились в дехабхранти, или телесную иллюзию. Мы ошибочно считаем наше эфемерное существование единственно реальным. Мы не боимся веревки, но панически боимся змеи, мы не боимся Атмы, Божественной Души, но мы исполнены страха перед жизнью. Несмотря на то, что мы Атмасварупы и должны быть свободны от страха, мы находимся в плену у страха и иллюзии» Сатья Саи Баба
дехадхари – наделённый человеческим телом
дехамата –мать; физическая мать тела
Дехатма – «Владыка тела»; душа, существующая в материальном теле
Дехи, дехи– тело Бога; Обитающий в теле; Пребывающий; Вечный – Неизменный – Бесконечный – Наполняющий все пространство и всю материю; воплощение; дай
Деша –страна, нация, национальность
Джагадамба, Джагадамбе –Мать Вселенной
Джагадгуру –«Духовный Учитель мира», «Всемирный Учитель», одно из имен Сатьи Саи Бабы. «Я не человек и не бесплотный дух, Меня нельзя назвать брахмачарином (постоянно созерцающим Брахма-таттву (Божественную сущность), домохозяином или монахом (грихастхой или саньясином). Называйте меня Учителем Истины» Сатья Саи Баба
Джагаджанани –Мать Вселенной – Богиня всего мироздания
Джагадишвара –Владыка мира
Джаганмата –Мать вселенной, несущая в Себе трех Матерей: Лакшми (Богиню духовного и материального богатства и процветания), Парвати (Шакти, энергию) и Сарасвати (Богиню Знания)
Джаганатха, Джаганнатха –«Владыка вселенной», «Повелитель Мира», «Отец вселенной»;ипостась Вишну-Кришны, почитаемая в г. Пури, штат Орисса. Его храм в Пури – один из знаменитых центров паломничества, где Кришна изображен вместе с Его сестрой Субхадрой и братом Баларамой
Джаганмата –Мать Вселенной
Джаганмохини –«Очаровывающая весь мир»; прекрасная небесная дева, созданная Богом Вишну при пахтании океана Богами и демонами, чтобы отвлечь демонов от погони за амритой, нектаром бессмертия
Джагат, Джагатх –Мир, Вселенная; проявленный, изменяющийся, материальный мир; вечное движение; состояние бодрствования. «Кажется, что вселенная, или космос, эманировали как чей-то опыт, как чей-то распад. Все это – всего лишь неверные представления о том, как Единый создал Реальность, подобно тому, что веревка в темноте кажется змеей. Такая настройка – майя, потому что она скрывает вещи и высвобождает их в то же время. Нельзя сказать, что майя нереальна. Веревка, принимаемая за змею, познается как змея; когда исчезает змея – снова как веревка. Но вселенная не исчезает таким же способом. Ее существование нельзя объяснить. Это уникальное явление, которое нельзя сравнить ни с чем иным. Мы не можем считать ее нереальной или утверждать, что она реальна. Это Сат-асат, а не асат. То есть реально-нереально, а не нереально. Она существует некоторое время и поэтому реальна. Но она не существует вечно, и поэтому она не реальна. Любая вещь может быть истинной только до тех пор, пока она не предстает чем-то иным. Вселенная остается вселенной, если работать с ней на временном, практическом, относительном уровне. Она относительно реальна. Истина только одна, она обладает только одним свойством. Вселенная обладает различными свойствами, отражающимися через время, пространство и причинность. Следовательно, она нереальна. Шанкара провозгласил, что Джагат, или вселенная, нереальна. Когда познается высшая Истина, вселенная высвобождается, но на реальном базисе, который отличен от базиса Брахмана. Так как Джагат явлен умом и основывается на Брахманической Истине, его тоже можно считать Брахманическим явлением. «Сарвам Халвидам Брахман» (Всё это действительно Брахман). Брахман и майя имеют тесные взаимосвязи. Однажды установленная Истина неизменна. Майя не истинна. Псевдо знание определяется как митья джнана, это авидья (незнание). Митья или авидья исчезнет, если отрицается само проявление и постигается Истина. Майя не обладает ценностью, в то же время она ценна. Вселенная является для каждого человека под присущим ему углом зрения, ориентируясь на его точку зрения, она не обладает независимым существованием, которое отличается от утверждения, что все сущее создается наблюдателем и исходит из него. Ее поддерживает Брахман. Брахман – неподвластная ничему причина. На Него не окажет воздействия никакой эффект. Майя – это эффект, который подлежит неизбежным изменениям. Брахман – единственная, Высшая Истина, которая предполагает множественность Джагата, имеющим своим последствием майю. Когда Брахман познается вместе с майей, Он становится материальной причиной Джагата. Эта причина заключена в Джагате и существует как Джагат. Считается, что Брахман – причина Джагата, но майя оказывает побуждающее воздействие. Брахман находится вне причины и эффекта. Он не может быть причиной ни искусственной, ни материальной. Джагат можно считать рисунком, на котором Брахман предстает в виде холста, а различные цвета, нанесенные на него – Джагат. Черная часть рисунка – человеческие фигуры. Джива работает с болью и печалью, посредством вовлечения в Джагат. Джагат – «видимый», «наблюдаемый». Брахман – Истина. Джагат – игра, пантомима, спорт. Он – проявление Воли, которая сокрыта в Брахмане. Цель освобождения – распознать Волю, стоящую за Игрой» Сатья Саи Баба
джагатбхавам –очарованность миром
джагати –«движущееся», движение, универсальное движение, вселенная.Ведическоечетырехстишие из двенадцати слогов
Джагатпати –Господин Вселенной
Джагат Чакшу – Космический план. «Солнце, Сурья, считается космическим планом, Джагат Чакшу, это имя основано на близости Солнца к другим объектам и на его участии в их делах» Сатья Саи Баба
Джагатьям Джагат –движущаяся вселенная
джаграт –состояние бодрствования, то есть когда сознание находится в непосредственном контакте с внешними объектами; состояние сознания, ассоциируемое с Дживой, индивидуальной душой, отождествляющей себя с грубым телом. «Мы заблуждаемся и встаем на путь саморазрушения, когда думаем, что все это – реальность. Только поборов и преобразив ум, мы сможем постичь Божество внутри нас. Ум обусловливает жизнь человека, его горе, радость, но также и освобождение. Именно ум заставляет нас забыть Божественное и увлекает соблазнами джаграта (мира). Само значение слова джаграт свидетельствует о преходящей природе мира, так как «джа» значит «уходящий», «гат» – приходящий. В то время, как мир изменяется, человек остается неизменным. Слово «нара» (человек), значит «тот, кто нетлен», где «на» – это «не», а «ра» – «тленный». В человеке нетленно «Истинное Я», ибо человек и есть это «Истинное Я»» Сатья Саи Баба
джаграта –пробуждение, бодрствование
джагратаджаграта – «пробуждение от пробуждения»; путь «отрицания отрицания», ведущий к познанию Единого
джада– чувства; ум; инертный; пассивный; бессознательное; инертное тело, неживая материя; холодный, неподвижный, тупой, глуповатый, сложный, нечувствительный. «В прошлых школах гурукула (уединение) было долгом. Тогда Бхаратхи изучали «четырнадцать видья», или «предметов». Веды же учились наизусть. Мастер Вед, который учил Ведам таким способом, назывался джада (пассивный)! Но это слово не значит то, что он был несведущ, оно значит, что он не должен был добавлять ничего лишнего, поэтому был «бездеятельным» и «довольным». Изучая Веды, он становился властителем всего знания. Для человеческого роста изучение Вед ценилось очень высоко» Сатья Саи Баба
джадатва – инертность (джада), или свойства инертности, проявляющиеся в пяти фазах: гхатаакаше, джалаакаше, дхараакаше, чидаакаше, махадаакаше
джай, джайа, Джайя – «Победа», «да здравствует, слава!» – восклицание, добрая слава; успех; победитель. Джая –имя-эпитет Арджуны, синоним Виджая
Джаймини –мудрец, наделённый священным видением, создатель одной из шести даршан. ««Пурва Мимамса» создал Джаймини» Сатья Саи Баба
джайнизм –одна из мировых религий, основана Махавирой. Основная идея этой религии: человек становится победителем – «джиной» (по терминологии джайнов), когда силы органов чувств (способность глаз видеть, ушей – слышать, ума – думать), черпаемые из Божественного источника, находятся под общим контролем, то есть когда человек управляет чувствами
джайнопасана – духовная практика джайнов. «Община Марвари в своем служении Господу использует Вайшнавские ритуалы. В Джайнистских храмах можно найти статуи Вишну, держащие, по обыкновению, раковину, колесо, булаву и лотос. Джайны в качестве своей мантры имеют следующую:
«Намо арихантаанаам» – «Приветствую великих героев (Махавира), победивших желания»,
«Намо сиддханаам» – «Приветствую сиддхов (наделенных сверхъестественными силами)»,
«Намо айрийаанаам» – «Приветствую великих Владык духовной мудрости»,
«Намо уваджджхайаанаам» – «Приветствую великих Учителей, распространяющих мудрость»,
«Намо Лойе сабба саахоонаам» – «Приветствую добрых людей во всех странах». Пятиступенчатое поклонение помогает разогнать последствия всех греховных поступков. Значение предложений, составляющих эту мантру, ведет к процветанию. Джайнисты утверждают, что когда человек погружается во всеобщее поклонение, он освобождается и достигает Мокши» Сатья Саи Баба
Джала, джала –вода (как элемент природы), санскрит, Богиня воды
Джалаакаша –«Переходим к следующей фазе инертности, или джалаакаше. Это состояние, когда человек наполнен санкальпой, или неким устремлением. Его можно характеризовать как небо, отраженное в воде. Если в маленьком пруду отражается голубое небо или небо с сияющей на нем луной, у нас возникает иллюзия, что отраженные в воде небо и луна не застыли на месте, а как бы движутся. На самом деле небо и луна остаются неподвижными, а только вода колышется, когда по ней пробегает ветер. Санкальпа и викальпа внутри нас – это поверхность воды, волнуемая ветром» Сатья Саи Баба
джала самадхи –слияние с Богом через воду
джалапанчака –5 тонкостей (воды), пять форм, которыми стал элемент воды в теле человека. «Скажи мне, что такое джалапанчака, пять форм, которыми стал элемент воды? Саи: Шабда, спарша, рупа, раса, гандха, – звук, прикосновение, форма, вкус, запах. Вопрос: Есть ли у них какое-нибудь особое название? Саи: Они еще называются панча-танматра, пять тонкостей» Сатья Саи Баба
Джамадагни –мудрец, брамин, подвижник из рода Бхаргавов, отец Парашурамы
Джамбаван, Джамбавантха –мудрый царь медведей, некогда оказавший помощь Индре в войне Богов и демонов. Друг Рамы, он принял участие в битве за освобождение Ситы; герой эпоса Рамаяна
Джамбудвипа –континент, примыкающий к священной горе Меру, обители Шивы
Джанака –«Родитель, Порождающий»; знаменитый своей мудростью, благочестием, богатством и щедростью царь Видехи (со столицей в городе Митхила), посвящённый в высшее знание мудрецом Яджнавалкьей. Правил многие годы, находясь на самых высших ступенях Раджа-йоги. Отец Ситы, супруги Рамы (по преданию нашел в борозде девочку – Ситу (Борозда) и удочерил ее). Герой «Рамаяны». В Упанишадах выступает участником дискуссий о Брахмане
Джанаки –«дочь Джанака», одно из имен Ситы, супруги Рамы
Джанани –мать (та, которая родила), родитель
Джанани Джанмабхумиша сваргадапи гарийяси –мать и Родина превыше небес, – санскритская поговорка
джанам –(хинди) рождение
Джанардана –имя-эпитет Вишну-Кришны, имеющее несколько значений: «Возбуждающий людей», «Побуждающий людей (к деятельности)», «Карающий, притесняющий (за совершенное зло)», «Почитаемый людьми»
джнанасиддха – обретение силы высшей мудрости
джаната –люди, народ
джаната-кальян –мир и процветание
джанма брамин –брамин по рождению (в касте браминов). «Некоторые люди, даже имея благородное происхождение, вовлечены в злые поступки. Иные же, родясь в кастах, которые считаются низкими, вершат добро. Как это происходит? Этот вопрос нас часто занимает. Люди, рожденные как брамины, делают зло, другими словами, они опускаются на уровни раджаса и тамаса. Люди же, рожденные в низших кастах, поднимаются до уровня саттвы и совершают добро. А брамины указанного типа – всего лишь джанма брамины, а не карма брамины – брамины по рождению, а не по добродетельности поступков. Другие же низки только своим рождением, а не своими добродетелями. Веды требуют соответствия рождения и поведения в кастах» Сатья Саи Баба
Джанмаштами –день рождения Кришны, всенародный праздник, отмечаемый в восьмой день лунного месяца шраван (июль-август). Наиболее широко празднуется в местах, связанных с Кришной – Матхури
джанту – живое существо, животное, тварь; все живое, появившееся из чрева матери
джапа, джапам –«бормотание»; духовная практика благоговейного повторения имени Бога, мантры, молитвыс целью сосредоточения на сущности Господа. Упаншу-джапа (безмолвное повторение имени, мантры) считается более мощной, чем произносимая вслух. Ликхита-джапа (записанная) – разновидность безмолвной джапы. Одно из аюрведических названий растения гибискуса, способствующего практике джапы
джапа-дхьяна –медитация на форму Бога с повторением Его имени
джапамала – четки; нить с нанизанными на нее бусинами; используется для практики джапы, повторения Имени Бога Общее число бусин четок 108 + 1 (Сумеру) или кратное 9. Сумеру никогда не перебирается пальцами, она представляет неподвижную точку малы и символизирует Абсолют, находящийся вне понимания и познания. «Хислоп: Баба материализовал джапамалу из одинаковых по размеру жемчужин и показал, как ею пользоваться. Большой палец, который отстоит от других четырех, символизирует Бога. Указательный палец, представляющий индивидуальную личность, соединяется с большим, с Богом. Три остальных пальца являются символами трех гун (качеств) – трех типов темперамента, мышления и действия, наблюдаемых у людей. Средний палец представляет саттвическую гуну (спокойствие, чистоту, уравновешенность характера). При помощи движения большого и указательного пальцев джапамала передвигается по саттвическому, среднему пальцу). Саи (показывая, как пользуются джапамалой): Вот так же Свами держит все Творение в Своей руке» Сатья Саи Баба
джапасахитхадхьяна –медитация на имени и форме Господа. «Прежде всего, когда вы садитесь для медитации, вспомните несколько шлок о славе Господа для того, чтобы сосредоточить разрозненные мысли. Затем постепенно, выполняя джапу, представьте мысленным взором форму, соответствующую Имени. Когда ваш ум отклоняется от памятования Имени, направляйте его на форму. Когда он отклоняется от формы, направляйте его на Имя. Поступая таким образом, вы сможете легко его приручить. Та воображаемая картина, которую вы нарисовали, превратится в бхавачитру, или эмоциональное изображение, дорогое сердцу, и запечатлеется в памяти. Постепенно эта форма станет сакшаткарачитрой – формой, принимаемой Господом для того, чтобы исполнить ваши желания. Эта садхана называется джапа-сахитхадхьяной, и Я советую всем вам заниматься ею, так как это лучший вид дхьяны для начинающих» Сатья Саи Баба
Джарасандха –«Соединенный Джарой», сын Брихадратхи; согласно легендам, он родился разделенным на две половинки, соединенные затем демоницей-ракшаси Джарой. Знаменитый воин и царь, повелитель Магадхи и Чеди, относился враждебно к Богу, как и некоторые другие, «поэтому Господь явил Себя как их враг, закончил их жизненный путь и прекратил их борьбу» Сатья Саи Баба
джараюджа –млекопитающие, например, люди, крупный рогатый скот и т.д.
Джатаведа –«знающий всех рожденных», эпитет Агни
Джатаведака, Джатаведас –«Ведающий рождением», «Знающий суть», «Знающий все о живущем», «Ведающий о прошлых рождениях» – имя-эпитет Агни, который связан с ролью огня при жертвоприношениях
Джатаджутам –Тот, у когокопна спутанных волос на голове, – Шива
Джатайю– царь,повелитель орлов, друг Аватара Рамы. «Третий патита, спасенный Рамой, был Джатайю. Он стремился служить Раме и с нетерпением ждал прихода Рамы с того дня, как Рама вступил отшельником в лес. Ему представилась великая возможность послужить Раме. Когда он заметил Равану, уносящего Ситу, то вступил в смертельный бой, чтобы вызволить Ситу. Когда он, смертельно раненный, упал и скончался от ран, Рама, не совершивший последних обрядов даже над телом собственного отца, Дашаратхи, совершил погребальный ритуал над Джатайю, мертвой птицей» Сатья Саи Баба
джатакрама –ритуалы, выполняемые родителями новорожденного ребенка после обрезания пуповины, связывающей ребенка с матерью. Первая церемония – медхаджната, или пробуждение разума. Отец безымянным пальцем или с помощью золотого предмета дает ребенку мед и масло, или только масло и произносит Гаятри-мантру, содержащую молитву Богу солнца Савитару о даровании ребенку просветления и интеллектуальной одаренности. На десятый или двенадцатый день после рождения ребенка, согласно предписаниям грихья-сутр, необходимо провести церемонию намакарана, или наречения имени. Имя в значительной мере определяет последующую жизнь человека, так как при произношении действует как мантра или заклинание, и имеет определенное значение, как правило, положительное. С прорезыванием зубов в шесть месяцев проводится церемония первого кормления ребенка твердой пищей – аннапрашану. Перед обрядом родители обращаются к Богине речи Вач со словами: «Боги произвели Богиню Речь. Разнообразные живые существа пользуются ею. Пусть она, сладкозвучная, высокочтимая, придет к нам!» Затем приносится жертва Пране, жизненной силе. Затем, согласно предписаниям грихья-сутр, следуют церемонии первой стрижки – чудакарана и прокалывания ушей – карнаведха. Грихья-сутры гласят: «Благодаря чудакарана жизнь человека продлевается, в противном случае она укорачивается».
джатхи –рождение (в соответствующей касте, предписывающей соответствующие моральные нормы, нитхи; в соответствующей сутре, предписывающей выполнение семейных традиций – соответствующих правил поведения, ритуалов и обрядов, которые составлены древним мудрецом, подобным Апастамбхе, саптариши
Джая, Джайа, Джейа –«завоеватель», «победитель, победительница» «слава, приветствие»; сокращенное имя Джаянты, сына Индры; эпитет Парвати и Арджуны, приветственные возгласы – победа, ура, слава
Джаядева – святой, поэт XII века, величайший почитатель Кришны, пребывавший постоянно в потоке мадхура-бхакти, поклонении сладостной любви; автор Гитаговинды (Песни Говинды). «Когда Джаядева брал свою одежду, чтобы надеть ее, он видел в ней Кришну и не относился к ней как к одежде. Он ходил по улицам нагим и люди набрасывали на него всякое одеяние. Он разговаривал с Кришной, пел Кришне, танцевал с Кришной, сливался с Кришной и падал в бесчувствии. Он был гуру Чайтаньи». «Билвамангал, он же Джаядева, в своих стихах, обращаясь к языку, сочетал похвалу ему с уговорами и увещеваниями: «О мой дорогой язык! Ты так нежен и утончен, что только ты способен отличить сладкое от горького. И я открою тебе высочайшую и благословеннейшую из истин: не стоит в жизни предаваться пустой болтовне; вместо этого займись воспеванием мелодичных и славных имен Господа – Говинда! Дамодара! Мадхава!»» Сатья Саи Баба
Джаянти; джаянти – «побеждающая», дочь Индры. Также праздничные дни, связанные с почитанием великих учителей в Индии, обычно приуроченные ко дню их рождения, например, Джанмаштами илиГокулаштами–день рождения Кришны; Датта джаянти – день рождения Даттатрейи
джи –частица, добавляемая к имени, обозначает выражение почтения и любви; например, Свамиджи, Гуруджи
джива, дживи –«живой»; живое творение, создание; индивидуальное «я»; личность; воплощенная индивидуальная душа, которая является взаимодополняющим аспектом Целого, Парабрахмы. В языке телугу это слово имеет форму «дживи», которую использует Сатья Саи Баба. «Индивидуальную душу, находящуюся в состоянии бодрствования, называют вишва. Когда она спит, ее называют тайджаса, сияющей, поскольку она отождествляется с сияющим принципом антахкараны, внутреннего инструмента. Индивидуальную душу, находящуюся в состоянии глубокого сна, называют праджна. Она связана с оболочкой блаженства». «Мать Веда была добра к своим детям – человеческой расе. Для освящения своих желаний и возвышения человечества она установила концепцию времени и его составляющих – годы, месяцы, дни, часы, минуты и секунды. Утверждалось даже, что Боги ограничены временем. Личность, или джива, затянутая в колеса пространства и времени и вращающаяся в нем, не знает, как вырваться на волю. Но на самом деле она находится вне досягаемости времени и пространства. Веда подчинена задаче прояснения этой Истины и освобождения личности. Мать Веда сострадательна, она старается освободить своих детей от сомнений и недовольств. Мудрым людям хорошо известно, что она не ставит целью подстрекать людей или смущать их». «Нельзя утверждать, что искры существуют каждая сама по себе или что они все связаны между собой. Так и люди или существа, обладающие личностью, не отделены от Брахмана или Всеобщего Абсолюта. Так же нельзя заявлять, что люди связаны с ним. Отношения между Брахманом и дживой не основываются на идентификации или соединении их, но на эффекте причинности. До тех пор, пока не достигнуто освобождение, каждый человек, каждая личность существует сама по себе. Освободившись, джива становится единой с Брахманом, когда проявляется причина индивидуализации. Разделение Брахмана и соединение с ним дживы – это последствие иллюзорности несвободы и осознание свободы». «В мире существует восемь миллионов четыреста тысяч (84 лакха) видов живых существ – джив. Из них только человек принимает пищу после того, как специально ее приготовит, остальные питаются пищей в ее натуральном и необработанном виде. Питаясь натуральными продуктами, эти дживы обеспечивают себе долгую жизнь. Обработка пищи частично убивает жизненную энергию, которая в ней содержится». Сатья Саи Баба