Для философии необходима наука, определяющая возможность, принципы и объем всех априорных знаний»[14].
Quot;Польза от философии весьма сомнительна, а вред очевиден".
Министр народного просвещения Ширинский-Шихматов
"Философия - это искусство разумно говорить о том предмете, в котором ничего не смыслишь".
Шри Ауробиндо
Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов»[1].
Рене Декарт (1596-1650).
.
Традиция первоэлементов
Древний Египет
Диоген Лаэртский:«Египтяне в своей философии рассуждали о богах и справедливости. Они утверждали, что началами всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа»[2].
Фалес
Фалес мог признать воду, как принцип всего влажного, основным веществом, первостихией»[3].
Пифагор
На вопрос Леонта, флиунтского тирана, кто он такой, Пифагор ответил: «Философ», что значит «любомудр». Жизнь, говорил он, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»[4].
Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта …; мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ["любомудр"]— это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости»[5].
Пифагор говорит, что есть пять телесных фигур, которые называются также математическими: из куба, [учит он], возникла земля, из пирамиды — огонь, из октаэдра — воздух, из икосаэдра — вода, из додекаэдра — сфера Вселенной (т. е. эфир)[6].
Платон
Платон, опираясь на мысль Пифагора, даёт такое замечательное определение: философия – это уподобление Богу в меру человеческих сил.
Платон определяет философию как «познание сущего» или «вечного и непреходящего».
Философия – это подготовка к смерти»[7].
Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним - умиранием и смертью»[8].
Человек должен постигать общие понятия, складывающиеся из многих чувственных восприятий, но сводимые разумом воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока смотрела на то, что мы теперь называем бытием, и, поднявшись, заглядывала в подлинное бытие. Поэтому, по справедливости, окрыляется только разум философа, память которого по мере сил всегда обращена к тому, в чем и сам бог проявляет свою божественность»[9].
Аврелий Августин
Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству».
Петр Дамиани(1007—1072)
«Философия должна служить Священному Писанию, как служанка — своей госпоже» (PL, 145, 603)
Традиция эфира
Аристотель
Философия «есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как такое и то, что ему присуще самому по себе»[10].
А так как предмет нашего исследования составляют начала и высшие причины, то они, очевидно, должны быть началами и причинами некоторой существующей реальности согласно ее собственной природе»[11].
«…разум мыслит самое божественное и самое ценное…»[12]
Аристотель видит в философии исследование о «причинах и принципах вещей»
Сенека
Философия научила нас почитать божество, любить людей, верить, что у богов власть, а среди людей тесное сообщество (Ер. ad . Luc .,90,3).
Декарт
«…слово “философия” обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; это же знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках. А чтобы философия стала такой, она необходимо должна быть выведена из первых причин так, якобы тот, кто старается овладеть ею (что и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых началами. Для этих начал существует два требования. Во-первых, они должны быть столь ясны и самоочевидны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; во-вторых, познание всего остального должно зависеть от них…»[13]
Спиноза
Философия, в терминах Спинозы, – amor Dei intellectualis, интеллектуальная любовь к Богу.
Иммануил Кант
Для философии необходима наука, определяющая возможность, принципы и объем всех априорных знаний»[14].