Философия В.С. Соловьева и Л.Н. Толстого
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой(1828—1910) выдвигает идею создания новой практической религии, основанной на учении Христа, но очищенной церковных догм и пустой веры в загробное блаженство. Философскую опору он находит в раннем христианстве, восточных религиях (конфуцианство, буддизм, даосизм).
Центральный вопрос в философии Толстого, который он ставит в своей «Исповеди» (1879), — это вопрос о смысле жизни. Как решают его люди светского круга? Одни живут в неведении, не видят зла и бессмысленности жизни. Другие идут по стопам Эпикура: зная о бессмысленности жизни, не думают об этом, а стремятся получить от нее все наслаждения. Третьи решают проблему самоубийством. Четвертые, зная о никчемности существования, ни на что не решаются и плывут по течению. Однако все эти решения не удовлетворяют запросам разума и оставляют вопрос о смысле жизни открытым.
Толстой приходит к выводу (который далеко не бесспорен), что разум не способен решить этот вопрос. Только иррациональная вера снимает проблему смысла бытия. Эти искания приводят человека к идее самосовершенствования, братской любви к другим людям и обретению надындивидуального бессмертия, когда индивидуальное сознание сливается с сознанием других людей, которое и является проявлением абсолютной сущности Бога.
Чем же принципиально отличается религия Толстого от церковного Православия? Во-первых, он воспринимает Христа не как Бога, которому «надобно молиться», а как духовного человека, утвердившего высшие этические заповеди, которым необходимо следовать. Главная из них — учение любви и его практическое применение в непротивлении злу насилием. Церковь, убежден Толстой, несет ответственность за то, что люди не поняли этого учения. Это во-вторых. В-третьих, церковь за метафизикой забыла этику Нового Завета. А они неразрывны. Именно поэтому она благословляла рабство и несправедливости властей. И, наконец, в-четвертых, Толстой призывает обратиться к раннему христианству. При этом Толстой не отрывал его от других религий и учений, восточных в частности, считая, что во всех них в равной степени выражены общечеловеческие нравственные принципы. Церковь отреагировала на духовное реформаторство Толстого агрессивно. В 1901 г. граф Лев Толстой был отлучен от Православной церкви.
Важный аспект учения Толстого — отказ от современной ему цивилизации и государственности. Светская культура, говорит писатель, забыла благо народа и «оторвалась от добра». Цивилизация портит человека. А государство — это «злодеи, ограбившие народ». Как противостоять этому? Только через непротивление злу насилием — в данном случае это означает неучастие человека в делах государства и изолированную жизнь в братских общинах, руководствующихся заповедями Христа.
Крупнейший русский религиозный философ XIX в. — Владимир Сергеевич Соловьев(1853—1900) — сын известного историка С.М. Соловьева. Он создает свою «философию всеединства», где пытается систематизировать и обобщить достижения различных русских и зарубежных философских школ. В его учении присутствуют все главные философские дисциплины — от онтологии до эстетики, за что его сравнивали с Платоном, Оригеном и Кантом.
Онтология.Исходная идея онтологии Соловьева - .Абсолют (сущее), который есть Ничто и вместе с тем 'Всё". Это есть Бог, понимаемый пантеистически. Он порождает природный мир - бытие, через которое познает сам себя. При этом в Абсолюте выделяются два состояния (начала) — абсолютное безусловное единство и потенциальное бытие, т.е. «первая материя». порождающая множественность природных форм. Это второе состояние («второе абсолютное», или «душа мира») уже не является всеединством. В нем — потенция единичности и материальности мира. Мир — это видоизменение Абсолюта, где он развивается по восходящей линии от низших ступеней к высшим. Цель развития — достижение Абсолютного «всеединства».
Важное место в системе Соловьева занимает понятие «София» — символ вечной божественной идеи и мудрости. Это понятие он заимствует у неоплатоников, но придает ему своеобразный смысл. София — «душа мира», выступающая связующим звеном между Высшим началом и его порождениями. Она объединяет Бога, природу и человека.
Политическим воплощением «философии всеединства» явилось учение о «свободной теократии» — едином общественном организме (государстве), в котором политика и экономика руководствовались и направлялись бы идеями духовного сообщества (церкви). Для этого необходимо объединение всех христианских церквей и духовное примирение пародов.
В конце жизни Владимиром Соловьевым овладевают эсхатологические настроения. Его интуиция рисует ему мрачные картины ближайшего будущего человечества. XX век во многом оправдал его предчувствия, хотя, к счастью, «конца света» еще не случилось.