Концептуальный анализ творчества И. В. Гете и М. А. Булгакова
Концептосферы включает систему культурных смыслов (сгусток культуры в сознании человека). Все произведения выстраиваются в едином контексте. Для Гете главная идея: направить разум на благо людей (перевод Евангелия для народа). У Булгакова - ответственность человека за Добро и Зло (книга Мастера о Понтии Пилате). Оба писателя говорят о предназначении человека на земле, говорят о вечных духовных ценностях. Что сильнее зла, разрушения, смерти? Добро, созидание, жизнь. На чаше Мировых весов труд, оптимизм, гуманность и вера перевешивают эгоизм, цинизм, разочарование. Поэтому-то мир и стоит до сих пор.
Рассмотрим систему концептов в обоих произведениях. Концепт в филологии — устойчивая языковая или авторская идея, имеющая традиционное выражение. То же, что и мотив.
Концепт «Идея» находит свое выражение в образе Фауста, носителя божественной искры, верящего в добро, в справедливость, в гармонию мира, открыто протестующего против существующего уклада. Булгаков оригинально интерпретирует гетевские идеи, добавляя взаимоотношение человека с обществом и властью. Иоганн Гете вносит принцип развития в характеристику духовной жизни человека. Михаил Булгаков осуществляет принцип развития внутренней свободы и несвободы творца.
Концепт «Истина» выражается у Гете в жажде познания, которая одушевляется стремлением к истине . Герой «Мастера и Маргариты» видит ответственность перед собой за тот выбор , который он сам сделал, начиная с момента осознания истины.
Концепт «Книга» содержит у Гете «послание человечеству», «книгу на все времена». (Фауст переводит с латыни на немецкий язык Евангелие). Булгаков пишет роман (вставную новеллу) по библейскому мотиву как парафраз евангельской истории о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Фауст опирается на Евангелия, Мастер истолковывает Талмуд.
Концепт «Вера» многопланов. А.Зеркалов акцентирует внимание читателей на три идеи Евангелия: 1.. «последние станут первыми»-бедные лучше богатых, униженные -угнетателей; 2. Скорое наступление «Царства Божьего», насильственного, волею Бога, установления справедливости; 3.равенство всех людей перед Богом. /2 / В соответствии с концепцией Гете, Фауст символизирует все человечество, осознающее несовершенство мира, вечно неудовлетворенное собой и окружающим миром, но страстно стремящееся быть лучше, сделать мир более совершенным местом для жизни и развития людей. Он задается вопросом: Человек-«скот скотом» или одаренный «божьим светом»изнутри? И восклицает: « Больше света в нашу жизнь!» Иешуа, герой романа Булгакова, олицетворяет символ веры в человека, в его совершенство. Он неукоснительно выполняет требования нагорной проповеди Христа.
Концепт «Бог» рассматривается Гете как испытание Богом Фауста: герой, подобно Адаму, хотел познать больше, чем доступно обычным людям. В «Мастере и Маргарите» представлен бродяга-философ, пророк, устами которого Бог изъявляет свою волю.
Концепт «Дьявол/ Сатана» дан через мироощущение Мефистофеля (второе «я» Фауста), олицетворяющего библейский мотив искушения. Мефистофель и Воланд совершают зло, чтобы провозгласить добро. Мефистофель своим отрицанием все разрушает и тем самым заставляет ищущий разум Фауста стремиться к созиданию, искать положительную истину. Воланд появляется в Москве с целью наказать тех, кто, имея власть, злоупотребляют ею, нарушают покой добрых людей-творцов.
Концепт «Свет» содержит описание небесных светил, например, мотив «румяной зари « присутствует в драме Гете. Булгаков представляет свет, разнопланово: светильники (Иуда зажигает их, чтобы указать стражникам, где проходит встреча Иешуа с учениками), дьявольский огонь в глазах Понтия Пилата во время оглашения приговора, лунный свет как путь в Вечность героев романа. В противовес свету стоит тьма (туман, туча). Лунный свет-ключ к пониманию идеи автора. В нем сходятся все булгаковские фантасмагории.
Концепт «Цифра» представлен у художников по-разному. Гете строит противоречия из цифр 1 -10, таким образом он показывает главенство цифры 1, как избыточное число рядом с 10 – числом совершенства («Ты из одной десятку строй,» -заклинание ведьмы).; 1-3, где тройка обозначает движение вперед, «небесное число», символизирующее душу./5/ У Булгакова главенствует цифра 2. В сцене казни мы встречаем двойное оцепление горы, 6 палачей, около 2 тысяч любопытных, 2 казненных. Двойка как символ дуализма и «мнимой единицы» (по Пифагору) означает несоизмеримость физического и духовного миров /5/.
Концепт «Логос» объединяет все концепты. Это связано с отношением авторов к понятию, заключенному в Библии:
"В начале было Слово". С первых строк
Загадка. Так ли понял я намек?
Ведь я так высоко не ставлю слова,
Чтоб думать, что оно всему основа.
"В начале Мысль была". Вот перевод.
Он ближе этот стих передает.
Подумаю, однако, чтобы сразу
Не погубить работы первой фразой.
Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?
"Была в начале Сила". Вот в чем суть.
Но после небольшого колебанья
Я отклоняю это толкованье.
Я был опять, как вижу, с толку сбит:
"В начале было Дело", - стих гласит.»
По мнению Фауста, «вначале было Дело», что определяет всю его дальнейшую жизнь. Активная жизненная позиция героя проявилась в желании переустроить существующий мир, так как он несовершенен. Герой романа Мастера Иешуа видит смысл своей жизни в несении Слова как оружия против Зла, способного создать «царство справедливости».
Итак, концептуальный анализ текстов Гете и Булгакова показал внешнюю связь произведений. Но каждый из авторов представлял свое, оригинальное, видение общих проблем.