Ность пространства и возможность изменения, движения и развития

ВОПРОС 1: Эволюция представлений о «материи» в истории философии

(субстрат - субстанция - объективная реальность )

1. Античные взгляды на «материю»

В рамках материалистической традиции материя как "ПервоНАЧАЛО всего" (или как "Все" до "всего" и "во всем" ) мыслилась долгое время субстратно.

Материя есть вечное бескачественное первоВЕЩЕСТВО, абсолютно изначальный МАТЕРИАЛ и носитель свойств", на основе которого и в процессе саморазвития которого возникает и существует "все остальное", т.е, все "отдельное", "единичное" и "конкретное".

Материя несотворима и неуничтожима. Она способна существовать и "сама по себе», не нуждаясь в "отдельном", как условии своего осуществления.

Данное видение материи было мировоззренчески реализовано в нескольких вариантах:

А/ Через уподобление материи как "Всеобщего"с некими, возведенными в статус всеобщего, конкретными материальными "веществами" /водой, возду­хом, огнем и т.п/.

Так, Фалес утверждал, что "все состоит из воды". На этом примере наглядно просмат-риваются ключевые мировоззренческие парадоксы субстратного понимания материи. Очевидно, что оно носит "полуфилософский" характер, ибо в нем некри-тически совмещены философские представления о материи как о «первом ВСЕ» и в тоже время материя рассмат­ривается в контексте естественнонаучных представлений о «составе всего существующего". На вопрос же о том, "из чего состоит" вода как одна из ве­щественных сред физического мира, наука уже давно ответила. Суть же философского подхода к материи принципиально иная. Философию интересует не просто "вода", а_"вода всего". На такого рода вопрос, а точнее вопрошание, наука не в силах ответить, ведь это уже область "предель­ного" и "изначального".

Далее. Трактовка материи как «строительного материала» для конкретных, предметно оформленных воплощений, дает веские основания к идеалистическим интерпретациям материи как "аморфной восприемнице всего", являющейся одновременно и "условием возможности всего существую­щего многообразия», и источником зла и несовершенства ( неоплатонизм ),по причине ее пассивного сопротивления преображающим воздействиям «мира идей», наделяющих материю "формами" и "смыслами".

Б/ через отождествление «материи как таковой» с совокупностью "перво-стихий" и "первокачеств".

В частности, по мнению Аристотеля, в "природе" наличествуют четыре противополож-ных качества: "холодное и теплое", "сухое и влажное". Они характеризуют собой первичные свойства "материи". Материя же является носителем этих качеств, которые соединяются попарно, но так, что соединение прямо противоположных из них не допускается.

В конечном итоге, оказываются возможны четыре комбинации, посредством которых образуются «четыре первостихии бытия":

сочетание сухости и тепла порождает "материю огня";

тепло и влажность создают "материю воздуха";

влажность и холод – образуют "материю воды",

а холод и сухость дают начало "материи земли".

Из соединения "первостихий" или "начал" порождаются все "тела" природы и различные бытийные состояния:

ОГОНЬ

З Е М Л Я _______сухость____________________тепло______________В О З Д У Х

Холод влажность

В О Д А

В/ вариант «множественного первоначала». Атомистическая гипотеза.

Согласно представлениям Левкиппа, Демокрита и Эпикура "все состоит из атомов и пустоты". Атомы символизируют собой "неделимые и непроницаемые первокирпичики мироздания» и выражают идею прерывности материи. Пустота же характеризует непрерыв-

ность пространства и возможность изменения, движения и развития.

Наши рекомендации