Глава о распознании Возлюбленного
36.1. [Каменная фигура] в храме, [но] это не Господин.
Того признавай [своим] Господином, кто обитает во всей Вселенной.
36.2. Вся Вселенная – в Господе, по Он отделен от иллюзорного мира бытия.
[Только] Ему верно служит Кабир [и] больше никому.
36.3. В заблуждении [душа] забыла [своего] Супруга [и] много раз [Его] обманывала.
[Но] гуру прочитал ей мантру, и она обрела первого Мужа.
36.4. У Него нет ни лица, ни лба, [Он] без формы.
[Он] тоньше аромата цветов – таков Несравненный.
«Вера, вера, вера в себя, вера, вера в Бога – вот секрет величия. Если вы обладаете верой во все тридцать три миллиона мифологических божеств, а также во всех богов… и все же не обладаете верой в себя, тогда вам не будет спасения. Имейте веру в себя, придерживайтесь этой веры и будьте сильными; именно это необходимо человеку» Вивекананда
Глава о безразличии
37.1. В моей душе пролегла глубокая трещина [между мной и миром бытия].
Как невозможно склеить трещину в расколотом горном хрустале, так и не соединить вновь мою душу с этим миром.
37.2. Как сворачивается молоко, как засыхает дерево ак,
Так и разорвалась моя душа от недоброго слова – разорвалась связь с верой [в мир бытия].
37.3. [Если] сандаловое дерево расколешь [на кусочки] или орех в листе бетеля, [они все равно] сохранят свои свойства,
[Но есть] две вещи, [которые если] расколешь, [то уже] не склеишь, – это Жемчуг (1) и душа.
37.4. Как старая и рваная одежда не может сохранить своего цвета,
Так и Кабир, познав [эту истину], отверг золото и женщин.
37.5. О друг, погрузившись в размышление [о Всевышнем], почему не был осмотрителен?
О чем будешь думать, когда в этом городе (2) столько страданий и переживаний?
37.6. Хочешь уйти [из этого мира] – уходи, [но это] ничего не изменит для тебя.
Ты встретишь [еще] столько людей, сколько в лодке у перевозчика [при переправе через реку].
37.7. Почему ходишь из дома в дом [и] поишь людей водой [из Океана]?
[Ведь] тот, кто почувствует жажду [любви ко Всевышнему], выпьет [ее] сам.
37.8. Аскет [для стойкости] завязывает на набедренной повязке] семь узелков, он не ведает страха [перед мирским бытием].
Упоенный восторгом от Рамы, [он] Индру (3) считает бедняком.
37.9. Притязания порождают страх, не имеющий притязаний свободен от страха.
Тот, кто не имеет притязаний, считает Индру бедняком.
37.10. Кабир: обошел весь мир, взвалив на плечи [свой] скарб.
Внимательно все осмотрел [и пришел к выводу]: "Нет у меня никого, кроме Хари".
Комментарий
(1) Жемчуг – символ Рамы.
(2) в этом городе – т.е. в этом мире сансары.
(3) Индра – ведийский бог небес, Глава древнеиндийского пантеона. Хотя впоследствии Индра отошел на второй план по сравнению с великой триадой (Брахма, Вишну, Шива), представление о нем как Верховном боге, владельце роскошных дворцов и несметных богатств, сохранилось. Ср. "Адигрантх" [11, 169].
«Вера, вера, вера в себя, вера, вера в Бога – вот секрет величия. Если вы обладаете верой во все тридцать три миллиона мифологических божеств, а также во всех богов… и все же не обладаете верой в себя, тогда вам не будет спасения. Имейте веру в себя, придерживайтесь этой веры и будьте сильными; именно это необходимо человеку» Вивекананда
38. Глава о всемогуществе [Бога]
38.1. Я ничего не сделал, ничего не в состоянии сделать, и [йог] не в силах [что-либо] cделать.
Все, что [я] сделал, – содеял Хари, [только] его милостью Кабир стал великим (1).
38.2. Все, что сделал Кабир, не существует, но существует все, что не сделано [им].
Что сделано, то существует, [но это] содеяно Господом.
38.3. У кого [в этом мире] нет никого, у того есть Ты; у кого есть Ты – у того есть всё.
В твоем дворце, о Господин, не может быть пусто.
38.4. Один бхакт созерцает [Всевышнего]; другой, лишенный истинной любви, рыдает [по Нему].
Милосердный господин пробудил меня ото сна [мирского бытия].
38.5. [Если даже] семь океанов превратить в чернила, [все] деревья – в перо,
[Всю] землю превратить в бумагу, [то все равно] я не смогу описать величие Хари.
38.6. Как описать Неописуемого? Я не в состоянии описать [Его].
[Но я] опишу Его таким, каким я Его себе представляю. Я устал говорить постоянно о Тебе, о мой Друг!
38.7. Огонь слева, огонь справа, огонь повсюду – я сгораю [в этом] огне мирских страстей.
Впереди и позади [меня] тоже огонь, только творец может меня защитить.
38.8. Мой господин – купец, который занят торговлей:
Без гирь и весов Он взвешивает целый мир.
38.9. Я соединился с именем [Рамы], как смешалось горчичное зерно с солью.
[О Всевышний], как собъешь с пути того, кого Ты направил по пути [любви]?
38.10. Кабир: к чему твои хлопоты, если Рам не поможет [тебе]?
На какую бы ветку [ты] не поставил ноги, она [все равно] согнется [под твоей тяжестью].
38.11. С тех пор как я познал этот мир, нет мне счастья.
Сколько ни брожу [в поисках счастья], страдания не покидают меня.
38.12. Господь располагает всем, у [Его] же слуги – нет ничего.
Горчичное зернышко он превращает в гору, [а] гору – в горчичное зернышко.
Комментарий
(1) Ср. вариант "Адигрантха" [11, 62]: "Кабир: Я не сделал (ничего) и не сделаю, и тело (мое) не в состоянии (что-либо) сделать. Как я могу знать, (что мне делать)? Ведь это Хари сделал так, что Кабир стал Кабиром".
«Твердость в поклонении одному аспекту Бога абсолютно необходима. Ныряйте глубже. Не опустившись на самое дно океана, человек не может достать сокровище. Если вы будете плыть по поверхности, вы не можете достигнуть его. Учитесь любить Бога. Будьте поглощены любовью к Нему» Рамакришна
Глава о злословии
39.1. Рана от копья легка – получивший [ее] продолжает дышать.
Но тот, кто излечит рану от злословия, [будет мне] гуру, я – его слугой (1).
39.2. Как земля терпит [страдания] от того, что ее топчут, лес терпит [страдания] от [ударов] топора,
Так и слуга Хари терпит [страдания] от злословия, и никто другой.
39.3. Истинный покой не обретешь, оставаясь равнодушным.
Избавься от пороков, стань безупречным, [и тогда ты] не будешь страдать от злословия.
39.4. Кабир: [душа] обрела покой, получив знание Брахмана.
Огонь [страстей], который сжег весь мир, мне кажется водой (2).
Комментарий
(1) Ср. "Адигрантх" [11, 183].
(2) Кабир излагает здесь концепцию "освобождения", которая состоит в следующем. Познав сущность Мировой души, или Всевышнего, и достигнув слияния с Ним, душа индивида обрела покой, отрешившись от забот, порождаемых иллюзорным миром (майей). Кабира эти заботы не трогают. Ср. вариант второго полустишия в "Адигрантхе" [11, 175]: "...Огонь, который опалил весь мир, слуге (Хари) кажется водою".
«Видение Бога трудно бывает объяснить другим. Это состояние можно, однако, описать приблизительно. Вы, без сомнения, бывали в театре на драматических представлениях. Вы, конечно, замечали, как до начала представления зрители разговаривают между собой о разных предметах – политике, домашних делах, о правительстве. Но как только поднимается занавес, и горы, селения, реки и люди представляются взорам, шум стихает, разговоры прекращаются, и каждый зритель всё своё внимание отдаёт действию, которое разыгрывается перед ним. Почти в таком же состоянии находится человек, который благословлён видением Бога» Рамакришна
40. Глава о слове [истинного гуру]
40.1. Кабир: в теле [живет] слово [истинного гуру], инструмент играет без струн.
Снаружи [и] внутри – все наполнилось [словом гуру], исчезли все заблуждения.
40.2. Истина, радость, бдительность, благородные помыслы – всем этим пронизано слово [гуру].
Милостью истинного гуру я достиг всех добродетелей, являющихся сутью всех учений.
40.3. Истинный гуру должен быть таким, как шлифовальщик.
Вращая [свое] слово на точильном камне, [он] делает тело [блестящим], как зеркало.
40.4. Истинный гуру – настоящий воитель – метнул в меня одно слово.
Едва [оно] коснулось [меня], я [пал] наземь, и в сердце [у меня] открылась рана (1).
40.5. Стрела [любви] Хари попала в [его] слугу, [и он] не в состоянии ничего сказать.
Удар поразил тело, [а] боль [осталась] в сердце.
40.6. Чем больше я поминаю достоинства Хари, тем глубже вонзается стрела [любви].
Чем сильнее натягиваешь тетиву лука, тем глубже вонзается стрела.
40.7. Чем больше я поминаю достоинства Хари, тем глубже вонзается стрела [любви].
Кто выдержит эту боль [разлуки], тот станет бхактом, подобно Кабиру.
40.8. Громко взывает здоровый, еще [громче] – раненый.
Сраженный же словом [гуру], Кабир не сдвинулся с места (2).
Комментарий
(1) Ср. двустишие (1.7), а также "Адигрантх" [11, 194].
(2) Двустишие допускает ряд толкований (см. [67.71; 102], сводящихся к противопоставлению либо показной и подлинной боли, либо боли телесной и духовной. Наиболее приемлемым представляется второе противопоставление (телесный-духовный), которое укладывается в систему используемых Кабиром аллегорий (например, "рана от копья – рана от слова"). Ср. также вариант "Адигрантха" [11, 182]; "Кабир: Раненые (телесные) сильно кричат, но испытавшие настоящую боль ведут себя по-другому. Пораженный в самое сердце, Кабир не сдвинулся с места".
«Твердость в вере есть первая вещь необходимая для познания Бога как Реальности. Ничто не может быть совершено без твердости. Если вы твердо верите в Бога, имеющего образ, вы достигнете Его; равным образом, если вы твердо верите в безличное и не имеющее формы Божество, вы достигнете Его. Сахар остается сладким, все равно, кусать его прямо или косо» Рамакришна