Посвящение, истинное и церемониальное 4 страница
Таким образом, поиск своего собственного центра, своей истинной сущности предполагает переориентацию внутрь себя наших мыслей и чувств, первоначально направленных на внешний мир. Направьте периферийные элементы собственной природы «к центру», и вы найдете его. Эта задача символически отображена в наших церемониальных прогулках и в той винтовой лестнице, которая соединяет внешний двор и прихожую нашей природы с ее центром. Каждый претендент должен пройти по ней — спрашивая, запоминая и открывая на своем пути все двери. Время от времени ему придется проходить через испытания, призванные удостоверить его духовный рост и продвижение вперед, а также способность без страха и сомнений принимать все ожидающие его на пути неприятности или, напротив, удачи, уготованные ему незримым, но справедливым Провидением.
Внутреннее святилище строго охраняется, в чем сможет убедиться каждый, кто подойдет к нему достаточно близко. Ничто нечистое не в состоянии проникнуть в это святое место и даже приблизиться к нему. Поэтому в библейском описании символического Храма упоминается стоявшая во внешнем дворе огромная, наполненная водою купель, предназначенная для омовений, а также алтарь с зажженным огнем, на котором следовало совершать жертвенное сожжение всего нечистого, что есть в человеческой природе. В масонской символике об опасностях, подстерегающих каждого, кто, не подготовленный должным образом к проникновению в центр, бросается очертя голову туда, куда не решаются входить даже ангелы, напоминает меч Великого Мастера, направленный на всякого недостойного, пытающегося войти в Ложу. Ему соответствует упомянутый в Книге Бытия меч Херувима, охраняющего от недостойных все подступы к Древу Жизни.
Ментальное очищение так же необходимо для подлинного посвящения, как и физическое; однако оно еще более труднодостижимо. Современная психология сообщает нам не только о том, насколько малая часть нашей умственной деятельности входит в сферу досягаемости обыденного, бодрствующего сознания, но и о наличии всевозможных узлов и искривлений, подавленных страхов, загнанных внутрь скоплений негативных эмоций и прочего ментального хлама, хранящегося в подсознании людей — даже тех, что живут внешне абсолютно нормальной жизнью. Всё это суть воспоминания о прежней деятельности нашего разума — ранее накопленный опыт, зачастую совершенно позабытый бодрствующим сознанием, но тем не менее автоматически записанный на страницах нашего подсознательного разума особым «грифелем» (упоминаемым в числе рабочих инструментов, присущих третьей ступени посвящения), непрестанно, на протяжении всей жизни фиксирующим все наши мысли, слова и дела. Ибо в центре нашего существа находится всевидящее Око, благодаря которому каждый из нас сам составляет книгу своего Страшного Суда, где неосознанно записывает собственную историю, предопределяя тем самым и свою дальнейшую судьбу; ведь читать эту книгу придется прежде всего нам самим — её авторам.
Все эти ментальные накопления и ассоциации хорошо знакомы тем, кто давно постигает науку посвящений. Современные психологи называют их «комплексами». А в старинных трактатах они определяются как загрязненные эфиры — сгустки нечистой ментальной материи. Это и есть «презренные металлы», упоминаемые масонами. Каждый из нас сам является создателем этих «металлов» и сам же придает им разнообразные гротескные формы; именно поэтому каждому претенденту на определенном этапе присваивается имя первого из таких «создателей», указывающее на то, что он еще не совсем очистился от мирских привязанностей подобного рода. Сии «презренные металлы» необходимо удалить из системы, для чего в течение долгого времени следует придерживаться исключительно возвышающих и очищающих мыслей и стремлений. Для того, чтобы истинное посвящение стало возможным, все эти «металлы» должны быть превращены в «чистое золото» — чистую ментальную материю. Никакая внутрення мгла не должна разделять внешние и внутренние органы сознания, когда пробьет час их воссоединения. Свет Истины не сможет пробиться сквозь разум, переполненный вредоносными мыслями и мнениями и одержимый ими. Сначала разум должен освободиться от всех ранее приобретенных знаний и предубеждений — лишь тогда он сможет воспарить на крыльях своего гения в царство свободной мысли и там познать Истину путем ее непосредственного созерцания.
Момент обретения Света и самоосознания представлен в масонском церемониале так же драматически. Его символизирует тот важный ритуальный эпизод посвящения третьей ступени, когда тьма вдруг уступает место ослепительному свету и в этом свете кандидату впервые предоставляется возможность увидеть осколки своего прошлого и печальные свидетельства своего некогда смертного состояния*.
__________
* Это символическое прозрение вновь воспроизводится, но уже гораздо более детально, в церемонии возведения на ступень Королевской Арки, описанной мною в предыдущей книге.
Это подразумевает, что претендент (по крайней мере, символически) уже преодолел тот великий переходный кризис, что отделяет обычного человека от высшего человеческого существа. Свое бренное тело он рассматривает теперь как «гробницу превращения», в которой подготавливалась происшедшая с ним ныне великая перемена. Он восстал из этой гробницы, и старая могила физического тела уже не имеет над ним прежней власти; а та духовная бессознательность, которую называют «смертью», растворилась в лучах славы его высшего вечного принципа, одержавшего наконец победу над его низшей смертной природой. У изголовья его могилы расцветает мистическая ветка акации, символизирующая столь же прекрасный расцвет бессмертного жизненного принципа в его очищенном разуме и нервной системе.
Так в масонском церемониале изображается момент обретения претендентом знания своей истинной сущности. Еще раз подчеркну, что сей переход вовсе не влечет за собою физической смерти тела, его чувств и способностей, поскольку очищенный разум лишь воссоединяет «свои прежние орудия с соответствующими им новыми». Но отныне эти «старые орудия» будут для него уже не господами, а лишь верными и покорными слугами. Человек и далее будет жить в физическом мире вплоть до истечения положенного ему естественного срока, но уже не для себя, а для того лишь, чтобы способствовать возвышению и развитию своих ближних, еще не достигших столь же высокого уровня. Основой его практической деятельности в мире становится распространение собственного сознания и мудрости. Его духовная эволюция уже завершена (по меркам нашего мира), и теперь целью его жизни является исключительно содействие эволюционному продвижению других людей.
Более ста лет тому назад один великий и добрый Брат, повествуя о своих продолжительных связях с масонскими святилищами, написал о посвящениях следующее*: «Единственное посвящение, которое я исповедую и которого ищу со всею страстию души моей, есть то, что позволяет нам войти в сердце Бога и вместить сердце Божие в себе, дабы создать тот нерасторжимый союз, что сотворит нас друзьями, братьями и спутниками Божественного Спасителя нашего». Сие превращение и есть то самопознание, к которому, согласно масонскому учению, должны быть обращены мысли каждого члена Братства. И цель у посвящения, следовательно, может и должна быть только одна: осознанное воссоединение индивидуальной души со вселенским Божественным Духом.
__________
* Луи-Клод де Сен-Мартен, «Теософская переписка» с бароном Кирхбергером — в высшей степени ценное сочинение, раскрывающее характер масонской деятельности во французских Ложах до революции 1789 года.
Символом сего единства является хорошо знакомое соединение циркуля с наугольником. Наугольник символизирует душу, а циркуль — дух, пребывающий в этой душе. Поначалу масон видит, что ножки циркуля спрятаны за наугольником; но по мере его духовного прогресса концы циркуля расходятся все шире, пока наугольник не оказывается полностью вписанным в их диаметр, что означает постепенное подчинение души первичному духу и сопутствующее этому проникновение духа в личностное сознание. Подобный рост необходим для того, чтобы масон научился «работать обоими инструментами» и тем самым превратился в активного строителя духа, завершив круг собственного бытия достижением осознанного единства со своею изначальной и истинною сущностью.
ЗНАК «G»
Сей удивительный знак занимает центральное место на потолке каждой Ложи, являясь символом Божественного присутствия в ней. Он также служит свидетельством Божественного присутствия в духовном центре каждого масона. В христианской церкви ему соответствует Вечный Свет, сияющий перед главным алтарем.
На первой и второй ступенях посвящения этот символ виден в небесах Ложи. На третьей ступени он становится невидимым, но всё же проявляет свое присутствие, отражаясь в той искорке света, что видна на востоке и, как знает каждый масон, не гаснет даже в самые мрачные моменты жизни, так как Божественное присутствие неистребимо. На ступени Королевской Арки он появляется снова, но уже в другом месте и в иной форме — опять-таки в центре храма, только на полу, в форме кубического алтаря из белого камня, с начертанным на нем Священным Именем. Таким образом, по мере восхождения по ступеням знак спускается с неба на землю; Дух нисходит на уровень очищенной материи; Божественное и человеческое сближаются друг с другом и сливаются воедино. Бог становится человеком, а человек соединяется с Богом — отныне Божественное Имя будет начертано на алтаре его сердца.
Словом, в значении этого символа и его смещении относительно четырех ступеней ясно прослеживается конечная цель всего посвятительного цикла — соединение индивидуальной души с Божественным принципом. Это и есть высшая цель масонства, а решение всех прочих, менее значительных задач является лишь вспомогательным действом, облегчающим нам продвижение к ней.
Когда Ложа открыта, разум и сердце каждого участвующего в ней Брата также открываются (во всяком случае, так принято считать) для восприятия знака «G» и всего, что с ним связано, дабы постигнуть его суть и сделать ее неотъемлемою частью собственного опыта. А когда Ложа закрыта, память о символе «G» и его проявлениях должна храниться в сердце и служить основною пищей для размышлений.
Далее, немаловажен и тот факт, что символ «G» всегда расположен в центре, а Ложа собирается не прямо под ним, а как бы вокруг него. Это означает, что Звезда Сияющей Славы светит слишком ярко, чтобы кто-то, менее чистый и светлый, чем она сама, мог выдержать направленный поток ее нисходящих лучей; потому-то пространство в центре Ложи всегда остается открытым и незанятым, и Братья рассаживаются вдоль стен, дабы прямые лучи не достигали их. В центре пол выложен в виде шахматной доски, что символизирует проявленное творение, где изначально белый Свет, льющийся сверху, дифференцируется и обретает бесконечно варьирующуюся двойственность, примерами которой могут служить такие пары противоположностей, как свет и тьма, добро и зло, положительное и отрицательное, мужское и женское начала. Об этом как раз и свидетельствуют белые и черные клетки, а на то, что они все равно пребывают в единстве, указывает обрамляющий их символический барьер.
Таким образом, под символом «G» подразумевается вселенский Дух Божий, присутствующий во всех вещах и объединяющий их. В его роли может выступать также еврейская буква Йод — десятая буква еврейского алфавита, на основе которой созданы все прочие буквы, в соответствии с истиной, гласящей, что все сотворенные вещи являются вариациями единого Первоисходного Духа. В наставительной лекции, относящейся к ступени, которая выходит за рамки нашего нынешнего исследования, символ «G» представлен сразу в трех значениях:
1) Слава Божия (или слава, которая внутри);
2) величие и великолепие совершенства, коего человек достигает, будучи посвященным в единство с Богом, пребывающим в центре его самого;
3) Гом-Эль — еврейское слово, восхваляющее Божественную силу и добродетель, побуждающие человека стремиться к совершенству и к воссоединению творения со своим Творцом. Согласно еврейской традиции, Гом-Эль — это также то слово, которое произнес Адам, когда впервые узрел красоту Евы и осознал предназначение человечества.
В египетских мистериях эквивалентом «G» служил солнечный символ Ра — Духовного Солнца. В великом храме греческих мистерий в Дельфах, где на протяжении семнадцати столетий проводились элевсинские посвящения, его заменяла пятая буква греческого алфавита E (эпсилон), поскольку число пять является в пифагорейской системе нумерологическим символом человека, в соответствии с его пятью чувствами, пятью лучами, образуемыми двумя его руками, двумя ногами и головой, а также другими соображениями, более сложного характера. Отсюда проистекает и пятиконечная звезда (или пентаграмма), тоже символизирующая человека и разносторонность доступных ему истин. В ритуалах, описанных в «Книге мертвых», кандидат называется «обладателем пяти». Сообщество масонов-практиков делилось на группы по пять человек, а Ложа масонов-теоретиков до сих пор состоит из пяти Братьев. Все эти факты имеют гораздо более глубокое значение, нежели может показаться на первый взгляд; однако нам вряд ли стоит обсуждать это здесь во всех подробностях. Скажу лишь, что оно имеет непосредственное отношение к нынешней стадии человеческой эволюции.
Плутарх называл эту букву «E» символом огромной важности и поучительности и добавлял также, что она могла существовать в трех формах (соответствующих нашим трем ступеням): вначале — деревянная, затем — бронзовая и в конце концов — золотая. Эта последовательность соответствовала постепенному совершенствованию под влиянием обязательных для кандидата дисциплинарных правил нравственной и духовной природы человека. Кандидат уподоблялся сперва мягкому, непрочному дереву; затем приобретал крепость бронзы, которая, однако, еще не является чистым металлом, так как представляет собой сплав. Лишь после этого он мог очиститься до настоящего золота — символа обретенной чистоты, мудрости и совершенства, к коим и должен вести процесс посвящения.
Однако помимо вышеназванных, этот центральный символ имел еще одно, более глубокое значение. Великие посвятительные храмы древности, равно как и некоторые исторические христианские церкви (например, храмы Ионы и Гластонбери, с которых началась христианизация Британии), воздвигались на особых точках поверхности земли — своего рода магнетических центрах, являющихся средоточиями духовной силы, способствующей проникновению в наш мир потоков божественной энергии, распространяющихся затем из этих мест на сопредельные территории. Местоположение таких «узловых точек» во все времена было известно посвященным, называвшим их греческим словом «омфалос», что значит «пуп», или мистический центр. Именно с такой целью в месте, пользовавшемся божественным покровительством, был возведен знаменитый Дельфийский храм; и мы знаем, что на протяжении семнадцати веков он оставался источником Света и центром религии для всего цивилизованного западного мира.
Ныне сей исторический факт и оккультный принцип воспроизведены в масонстве. Каждая Ложа и каждый центр посвящений теоретически должны быть (хотя на практике данное условие выполняется сейчас далеко не всегда) расположены в одном из таких мест, благотворно влияющих не только на процесс посвящения тех, кто обретается в их стенах, но и на духовное возвышение всех живущих поблизости от этого места непосвященных людей. «Не может укрыться город, стоящий на вершине горы». Храм, или Ложа Братьев, сознательно исполняющих свой долг, не может ограничиваться только лишь духовным просвещением членов своего Братства, поскольку в процессе своей деятельности они, пусть даже неосознанно, создают и распространяют вокруг себя вибрации духовной энергии, сила и действенность которых намного превосходят даже самые смелые их предположения.
Таким образом, если данное правило соблюдено и Ложа расположена точно в центре излучения духовной энергии, то самым важным и священным ее местом должна быть именно середина, где изображен знак «G» — точка, в которой сконцентрирован наиболее мощный поток Божественной Силы. Вследствие этого становится понятно, почему в определенный момент церемоний кандидата ставят в центр Ложи.
Итак, почему же это все-таки происходит? Для чего кандидата выводят на самую середину? Ведь раньше он всегда стоял где-нибудь поодаль — в северо-восточном или юго-восточном углу Ложи, где интенсивность центрального светового потока теоретически должна быть менее значительной. Очевидно, что для еще несовершенного организма приемлем лишь смягченный и ослабленный поток Света, так же как и не слишком тяжелые обязанности и относительно несложные наставления. Сила Света может возрастать по мере эволюционного продвижения кандидата; и только когда он сам, так сказать, уподобится лучу Божественного Света, его попросят встать в центр Ложи как способного выдержать его направленный нисходящий поток, изливающийся в полную силу. Подобное может выдержать только тот, кто чист во всех отношениях и чья чувственная, эмоциональная и ментальная природа уже достаточно возвышенна, благородна и совершенна для того, чтобы он мог стать полностью справедливым и честным, абсолютно гармоничным человеком — и морально, и физически. Несовершенный человек очень рискует, подвергая себя воздействию этой могучей силы, ибо она может повредить или вовсе разрушить его организм. Эта сила разрушает всё, что с ней несовместимо; однако рано или поздно каждая душа должна пройти через испытание ею. Олицетворением сей истины служит предание о трех еврейских «детях» (то есть посвященных), ввергнутых в раскаленную огненную печь и вышедших оттуда невредимыми.
Поэтому пусть все, кто собирается вокруг знака «G», дабы лицезреть стоящего в центре Ложи прямо под этим знаком кандидата, знают, что на самом деле означает это действо. Пусть они знают, что в сей важный момент — возможно, самый важный из всех прочих церемоний — на должным образом подготовленного кандидата может снизойти Божественный Свет, дабы заполнить его сердце и просветить разум, сделав его способным воспринимать не только букву, но и дух наставлений, передаваемых ему в этот самый миг, когда он стоит в самом священном месте Ложи. Так пусть же все, кто собрался вокруг него, молча, но со всею искренностью призывают этот центральный Свет, дабы Он смог войти, следуя их осознанному стремлению, не только в посвящаемого, но и в них самих; и то, что начиналось на уровне обычной церемонии, смогло бы превратиться в реальный и мощный фактор духовного роста.
Мне хотелось бы особо подчеркнуть важность и искренность этого призыва, поскольку масонская процедура помещения кандидата на определенном этапе его эволюционного роста в центр Ложи не только увековечивает традиционную и очень важную древнюю практику, но и во многом предвосхищает другое — еще более реальное и возвышенное — посвящение, о котором я не могу рассказать на страницах этой книги, и каждый, кто всерьез намерен изучать масонскую науку, рано или поздно поймет, почему. Привыкая к серьезному и внимательному отношению к мелочам (таким, как несложные первичные церемонии), ученик тем самым готовит себя к восприятию более важных и высоких истин, которые откроются ему в положенное время.
ЛЕСТНИЦА
Наиболее важной составляющей учебного плана древних мистерий являлась космология — наука о Вселенной. Целью сей дисциплины было ознакомление кандидата с физическим и метафизическим устройством мира, а также с местом и ролью в нем человека. Постигая ее, ученик приходил к пониманию того, что сложный человеческий организм отражает и воспроизводит в себе весь огромный мир, представляя собою, таким образом, микрокосм, или миниатюрную копию Вселенной. Следовательно, кандидат изучал одновременно и Вселенную, и самого себя, причем не только во внешнем и видимом, но и в невидимом, физически неосязаемом аспекте. Он узнавал истину о материальной и над-материальной стороне мира и убеждался в том, что аналогичным образом устроен и он сам. Ему говорили о непрерывном движении материи, о недолговечности телесных форм и о вечной и неистребимой жизни, или Духе, который снизошел до уровня материи и воплотился в ней, размножившись и облачившись в бесчисленное количество форм, качественно варьирующихся от минералов до человека, а также о том, что эта прогрессия не стоит на месте, но неуклонно движется вперед к своей главной цели — обретению совершенства. Ему демонстрировали двойственность космического принципа эволюции и инволюции, следуя которому растворенная во всей Вселенной жизненная сила нисходит и подчиняет себя материальным ограничениям и физическим законам, а затем, обогащенная опытом, вновь восходит и покидает физический мир. Ученик узнавал о существовании различных уровней и планов Вселенной, о том, что некоторые из них — материальные, а некоторые — эфирные, и что каждый план в свою очередь делится на подпланы, в соответствии с великим замыслом мироустройства. Все эти уровни и планы последовательно связаны между собою, образуя своего рода огромную лестницу, состоящую из множества ступеней, или ярусов — лестницу, которую Теннисон описал однажды как
«Самый высокий на свете алтарь,
Ведущий из тьмы прямо к Богу».
В древних системах кандидата, прежде чем допустить к посвящению, в обязательном порядке инструктировали по всем этим вопросам. Полученные знания помогали ему лучше понять собственную природу, а также устройство мира и свое место в нем. С их помощью кандидат мог осознать собственные эволюционные способности и предназначение науки посвящений как эффективного средства ускорения духовного развития тех, кто в достаточной мере подготовлен к ее восприятию и может осознанно содействовать ускорению закономерных космических процессов. Усвоив эти знания, ученик волен либо продолжить путь к посвящению, согласившись со всеми предписываемыми требованиями, жертвами и дисциплинарными ограничениями, либо отступить и отказаться от последующего обучения, если он чувствует, что ему недостает желания или мужества посвятить себя служению столь труднодосягаемой цели. Полная свобода воли всегда была важнейшим условием этого важнейшего выбора, открывавшего (или, напротив, закрывавшего) доступ к посвящению; и опять-таки, отсутствие принуждения в обязательном порядке требуется для вступления в ряды современного масонства.
Однако современный масон не получает систематизированных знаний о космологии и потому вынужден довольствоваться теми туманными представлениями, которые он смог самостоятельно почерпнуть из разных источников; это касается не только космологии, но и многих других, тоже весьма важных аспектов масонского учения. А в результате предпринимаемые ныне попытки приобщить масонов к сим disciplina arcani часто наталкиваются либо на полное отсутствие интереса, либо на стену недоверия, поскольку многие коллеги воспринимают их как материю до сих пор толком непознанную или даже вовсе непознаваемую. Скептицизм, свобода и независимость суждений о предметах более или менее оккультного характера, безусловно, хороши и полезны для внешнего мира и присущего ему образа жизни. Но они абсолютно чужды и неприемлемы для тех, кто, войдя в храм посвящений, твердо решил замуровать за собою дверь, ведущую обратно во внешний мир, и, отринув все свои прежние представления, стать смиренными и благодарными учениками, жаждущими приобщиться к знаниям более высокого порядка. Там, где все считают, будто уже достаточно знают об устройстве Вселенной и о своем месте в ней, или же, напротив, полагают, что вполне можно обойтись и без оных, в обоих случаях предпочитая собственное суждение всем прочим, вряд ли удастся найти подходящего кандидата на подлинное посвящение. Впрочем, и книга моя предназначена вовсе не для них. Я пишу ее для тех немногих Братьев, которые готовы учиться всему, что может предложить им масонство, и потому сами ищут знаний и руководства.
Им я могу сказать для начала, что масонство, демонстрируя своим последователям лестницу, предлагает тем самым многозначительный символ, осмысление которого способно, образно выражаясь, «широко раскрыть глаза воображения». Разумеется, в наставительных лекциях символ лестницы связывается прежде всего с «лестницей Иакова» — общеизвестным библейским эпизодом. При этом ей придается главным образом нравственное значение — как символическому пути, по которому человек может подняться от земли к небесам, преодолевая ее «ступени» одну за другою; при этом указывается, что особенно важно освоить три из них, символизирующие веру, надежду и милосердие. Не спорю, данная моральная интерпретация вполне оправданна и полезна. Однако она вовсе не является исчерпывающей и скорее скрывает, нежели объясняет подлинный смысл «лестницы Иакова», вкладывавшийся в это понятие создателями нашей системы. Сей символ изначально несомненно был чем-то гораздо большим, нежели просто повторением общеизвестной триады теологических добродетелей, сформулированной апостолом Павлом.
И заключалось сокровенное значение символической лестницы в том, что она отображала всё то же космологическое учение. Она символизировала Вселенную с ее разделением на множество планов — ступеней, уходящих ввысь и опускающихся в неведомые глубины. Сказано, что в Доме Отца нашего много комнат, то есть уровней, где могут трудиться и отдыхать Его творения, пребывающие в различных состояниях и на разных стадиях развития. Именно эти уровни — планы и подпланы — зашифрованы в образах ступеней и ярусов лестницы. Нашей нынешней стадии эволюционного продвижения соответствуют три основных ступени: физический план, план желаний и эмоций и, наконец, ментальный план абстрактного разума, примыкающий, в свою очередь, к еще более высокому плану духа. Первый соответствует материальному, физическому строению человека, его видимому телу; второй — его эмоциональной и чувственной природе, представляющей собою смешанную субстанцию, образованную в результате взаимодействия физических чувств и сверхфизического разума; третий план связан с ментальностью, еще дальше отстоящей от физической природы человека и примыкающей уже к его духовному существу.
Сия лестница и особенно три ее ступени, ныне занимаемые нами, обнаруживаются в природе повсюду. Это проявляется и в семиступенной музыкальной гамме с ее тремя доминантами, и в призматическом световом спектре с его тремя основными цветами, и в принятом делении времени на семидневные недели, а также в семеричности физиологических изменений в нашем физическом организме и прочих периодических системах, каковые встречаются в физике, как, впрочем, и во многих других науках. Совершенная Ложа состоит из семи членов, включая трех главных распорядителей. Продвижение претендентов третьей ступени к Востоку составляет семь шагов, из которых особое значение придается трем первым.
Таким образом, и Вселенная, и сам человек устроены подобно лестнице, которую составляет строго определенная последовательность ступеней. Единая универсальная субстанция, наполняющая всю Вселенную, «нисходит» из состояния абсолютного эфира и, уплотняясь с каждою ступенью, достигает уровня грубой материи, после чего начинается обратный процесс «восхождения» — через те же самые планы в первоначальное состояние, куда эта субстанция попадает уже обогащенной новым опытом, обретенным благодаря активной деятельности.
Именно этот грандиозный космический процесс предстал перед Иаковом во время сна или в его видении, что и объясняет ту важность, которая придается «лестнице Иакова» в системе масонского символизма. То, что он увидел тогда во сне или наяву, и ныне доступно каждому, кто в достаточной мере развил в себе внутреннее зрение. Каждый истинный посвященный, расширив свое сознание и обретя сверхъестественные способности, может созерцать эфирные миры, некогда показанные иудейскому патриарху, с такою же легкостью, с какой непосвященный человек воспринимает своим внешним зрением окружающий его феноменальный мир. Посвященный способен «видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих», то есть он может воочию наблюдать сию великую лестницу Вселенной, равно как и сам процесс инволюции и дифференциации с последующей эволюцией и синтезом, составляющий жизненный цикл. Он видит нисхождение человеческих существ, или душ, сквозь планы всё более возрастающей плотности и затухающей частоты вибрации, а также их облачение по мере продвижения во всё более грубые материальные оболочки; он видит, как эти души спускаются на нижний уровень полной материализации, где достигает своего апогея великая борьба за верховенство между внутренним и внешним человеком, между духом и плотью, истинной человеческой сущностью и разнообразными нереальными личностями, сформировавшимися вокруг нее. Шахматная доска нашего нынешнего существования, разделенная на черные и белые клетки противоположностей — таких, как добро и зло, Свет и тьма, блаженство и страдание — становится ареною этой борьбы. Но посвященный видит и обратный процесс, начинающийся после победоносного завершения этой борьбы, когда человек духовно возрождается, отбрасывает или преобразует свои «мирские приобретения», накопленные за время «нисхождения» в материю, и возвращается назад — к своему Источнику, свободному от грязи и пороков нашего несовершенного мира. Однако, как я уже говорил, увидеть всё это способен лишь тот, кто подобно Иакову бежит прочь от беспокойного и суетного мира в уединенную обитель собственной души и в сей безлюдной пустыне начинает задавать себе вопросы, отчаянно пытаясь проникнуть в тайну собственного бытия, познать свое предназначение, и не останавливается до тех пор, пока не раскроет для себя самый последний секрет. Лишь тогда он, возможно, позволит себе ненадолго вздремнуть, умиротворенно положив голову на камень, о который только что отчаянно бился в своей прискорбной слепоте. Его воля и разум окончательно успокоятся, умолкнут чувства, и сознание озарит великий внутренний Свет, в сиянии которого он увидит то, что так долго искал — ответ на все свои вопросы. Ибо, следуя древнему описанию истинного посвящения, «сон тела есть пробуждение души; с закрытыми глазами открывается истинное зрение; а тишина наполнена Богом. Это случилось со мною, когда я услышал самое главное, великое Слово. На меня снизошла благодать Божия. Я познал Истину. За что всеми силами души своей славлю Отца». (Гермес, «Поймандр», 1, 30.)