Глава 68. Явления апостолам и другим лидерам

68.1. СОСТОЯНИЕ АПОСТОЛОВ

День Воскресения был ужасным днём в жизни апостолов. Десять из них провели бо́льшую его часть взаперти в верхнем зале дома Марка. Апостолы могли бы бежать из Иерусалима, но боялись, что посланники Совета арестуют их, если они покинут своё укрытие. Фома был в Вифании, где переживал своё горе в одиночестве.

Весь день Иоанн лелеял мысль о том, что Иисус воскрес из мёртвых. Он вспомнил не менее пяти отдельных случаев, когда Учитель утверждал, что воскреснет вновь, и минимум три случая, в которых Он говорил о третьем дне. Отношение Иоанна оказало большое воздействие на его брата Иакова, а также на Нафанаила. Влияние Иоанна было бы ещё более сильным, если бы он не был самым младшим из апостолов.

Их проблемы во многом объяснялись изолированностью. Иоанн Марк держал их в курсе дел относительно событий в Храме и сообщал о многих ходивших в городе слухах, но он не догадался расспросить разных верующих, которым уже явился Иисус. Ранее этим занимались гонцы Давида, но все они были заняты выполнением своего последнего задания провозвестников Воскресения, направляясь к тем группам верующих, которые находились вдали от Иерусалима. Впервые за все эти годы апостолы поняли, какую важную роль играли гонцы Давида в обеспечении ежедневной информацией о положении дел в Царстве.

Весь этот день Пётр, в свойственной ему манере, колебался между верой и сомнениями относительно Воскресения Учителя. Перед его глазами стояла погребальная ткань, лежащая в гробнице так, будто тело Иисуса только что испарилось из неё. Пётр печалился, думая, что, возможно, его присутствие среди апостолов мешает Иисусу прийти к ним, поскольку он отрёкся от Учителя в ту ночь в саду Ханана. А затем Пётр ободрял себя словами, которые передали женщины: «Ступай, скажи Моим апостолам – и Петру». Но для того, чтобы это послание могло приободрить Петра, он должен был поверить, что женщины действительно видели и слышали воскресшего Учителя. Так Пётр колебался между верой и сомнением весь день, пока, в начале девятого, не рискнул выйти во двор. Пётр решил освободить апостолов от своего присутствия, дабы его отречение от Учителя не помешало Иисусу явиться к ним.

Поначалу Иаков Зеведеев считал, что они должны все вместе отправиться к гробнице. Он не сомневался, что им необходимо что-то предпринять для решения этой загадки. Однако Нафанаилу удалось остановить их и не дать им выйти из дома в ответ на призывы Иакова. Он добился этого, напомнив о предупреждении Иисуса, – не подвергать в это время свою жизнь излишней опасности. К полудню Иаков успокоился и вместе с остальными смирился с тревожным ожиданием. Он мало говорил. Он был страшно разочарован тем, что Иисус не является им, и не знал о многих явлениях Учителя другим людям и группам.

В тот день Андрей много слушал. Он был чрезвычайно озадачен сложившейся ситуацией и не меньше других мучился сомнениями, но он, по крайней мере, испытывал определённое чувство свободы от прежних обязанностей главы своих собратьев-апостолов. Он был действительно благодарен Иисусу за то, что Тот освободил его от бремени лидерства ещё до того, как для них настали эти тяжкие времена.

Не раз за долгие и изнурительные часы этого трагического дня единственным утешением для группы был Нафанаил с его философскими замечаниями. На протяжении всего дня он оказывал наибольшее воздействие на десятерых апостолов. Он ни разу не высказал своего мнения – верит он или не верит в Воскресение Учителя. И всё же в течение дня он всё больше склонялся к тому, что Иисус выполнил Своё обещание восстать из мёртвых.

Симон Зелот был слишком сломлен, чтобы участвовать в дискуссиях. Бо́льшую часть времени он пролежал на кушетке в углу комнаты, отвернувшись к стене. За весь день он произнёс лишь несколько слов. Его представление о Царстве было разрушено, и он не считал, что Воскресение Учителя может существенным образом изменить положение. Его разочарование было чрезвычайно личным и настолько острым, что было невозможно быстро вывести его из этого состояния даже с помощью такого поразительного факта, как Воскресение.

Обычно неразговорчивый Филипп много говорил в течение всей второй половины дня. Если до полудня он в основном молчал, то всю вторую половину дня задавал вопросы другим апостолам. Петра эти вопросы Филиппа только раздражали, но остальные относились к ним благожелательно. Больше всего Филиппа интересовало, остались ли на теле Иисуса физические следы распятия, – если, конечно, Он действительно воскрес.

Матфей пребывал в сильном смущении. Он слушал разговоры своих товарищей, но бо́льшую часть времени решал про себя проблему их будущих доходов. Независимо от предполагаемого Воскресения Иисуса, Иуды Искариота не стало, Давид Зеведеев бесцеремонно передал ему деньги, и они остались без полномочного лидера. Ещё до того, как Матфей успел всерьёз задуматься об их доводах относительно Воскресения, он увидел Учителя собственными глазами.

Близнецы Алфеевы почти не участвовали в этих глубокомысленных разговорах, занятые своими обычными обязанностями. Один из них высказал их общее мнение, когда, в ответ на вопрос Филиппа, сказал: «Мы ничего не понимаем в Воскресении, но наша мать говорит, что беседовала с Учителем, и мы верим ей».

Фома переживал один из характерных приступов отчаяния и подавленности. Часть дня он спал, а остальное время бродил по горам. Ему хотелось вернуться к своим собратьям, но стремление к одиночеству было сильнее.

Иисус отложил Своё первое явление апостолам в новом теле по нескольким причинам. Во-первых, Он хотел, чтобы у них было время – после того как они услышали о Воскресении – хорошо обдумать всё, что Он говорил им о Своей смерти и Воскресении, пока ещё был вместе с ними во плоти. Прежде чем предстать перед всеми апостолами, Учителю хотелось, чтобы Пётр преодолел некоторые свойственные ему трудности. Во-вторых, Иисус желал, чтобы Фома был вместе с ними во время Его первого явления. Ранним утром в это воскресенье Иоанн Марк нашёл Фому в доме у Симона в Вифагии, о чём около одиннадцати часов сообщил апостолам. В течение дня Фома был готов в любое время отправиться назад, если бы за ним пришёл Нафанаил или двое любых других апостолов. Он действительно хотел вернуться, но – уйдя так, как он это сделал предыдущим вечером, – он был слишком горд, чтобы так скоро вернуться по своей инициативе. На следующий день он был подавлен настолько, что потребовалась почти целая неделя, прежде чем он решил вернуться. Апостолы ждали его, а он ждал, чтобы его братья нашли его и попросили вернуться. Поэтому Фома оставался оторванным от своих собратьев вплоть до вечера следующей субботы, когда, с наступлением темноты, Пётр и Иоанн отправились в Вифагию и привели его назад. По этой же причине они не отправились в Галилею сразу же после первого явления Иисуса: они не хотели уходить без Фомы.

68.2. ЯВЛЕНИЕ ПЕТРУ

В воскресенье, около половины девятого вечера, Иисус явился Симону Петру в саду у Марка. Это стало Его восьмым переходным явлением. С тех пор как Пётр отрёкся от своего Учителя, он жил под тяжким бременем сомнений и чувства вины. Всю субботу и воскресенье Пётр боролся со страхом, поскольку боялся, что он уже не апостол. Он содрогнулся, узнав об участи Иуды, и думал, что тоже предал своего Учителя. Всю вторую половину дня он полагал, что его присутствие среди апостолов, возможно, препятствует явлению Учителя, – если, конечно, Тот действительно воскрес из мёртвых. Именно Петру – одолеваемому такими мыслями и чувствами – явился Иисус, когда удручённый апостол бродил среди цветов и кустов.

Когда Пётр вспомнил тот любящий взгляд, которым Учитель одарил его, проходя мимо притвора Ханана, и когда он задумался о чудесном послании, которое передали ему ранним утром женщины, вернувшиеся из пустой гробницы, – «Ступайте, скажите Моим апостолам – и Петру», – когда он стал размышлять об этих признаках милосердия, его вера начала брать верх над сомнениями.

Он остановился, сжал кулаки и громко сказал: «Я верю, что Он воскрес из мёртвых. Я пойду к своим братьям и скажу им об этом».

И когда Пётр произнёс эти слова, перед ним внезапно возникла фигура Человека, заговорившего знакомым голосом: «Пётр, Враг намеревался отнять тебя, но Я не захотел отказываться от тебя. Я знал, что не от сердца своего ты отрёкся от Меня. Поэтому Я простил тебя, прежде чем ты попросил Меня об этом. Но теперь тебе следует прекратить думать о себе и сиюминутных бедах и приготовиться нести добрую и Радостную Весть тем, кто находится во тьме. Тебе более не нужно беспокоиться о том, что ты можешь получить от Царства. Тебе нужно подумать, что ты можешь дать тем, кто пребывает в ужасающей духовной бедноте. Приготовься, Симон, к сражению нового дня – битве с бездуховной тьмой и пагубными сомнениями природного человеческого разума».

Почти пять минут Пётр и Иисус бродили по саду, беседуя о делах прошлых, настоящих и будущих.

После этого Учитель исчез из виду, сказав: «Прощай, Пётр, до встречи с тобой и твоими братьями».

На мгновение Петра охватило сознание того, что он только что разговаривал с воскресшим Учителем и что он может не сомневаться в том, что остаётся посланником Царства. Только что он услышал, как прославленный Учитель призвал его продолжать проповедь Радостной Вести.

Переполняемый всеми этими чувствами, Пётр бросился в верхний зал к своим собратьям-апостолам и, задыхаясь, воскликнул: «Я видел Учителя, Он был в саду! Я говорил с Ним, и Он простил меня!»

Заявление Петра о том, что он видел Иисуса, оказало огромное воздействие на других апостолов. Они были уже готовы отказаться от своих сомнений, но тут Андрей встал и предупредил их не слишком доверять сообщению своего брата. Андрей намекнул на то, что в прошлом Пётр уже видел вещи, которые не соответствовали действительности. Хотя Андрей не сказал прямо, что он имеет в виду ночное виде́ние на Галилейском море (когда Пётр утверждал, что видел Иисуса, идущего к ним по воде) его слов было достаточно, чтобы все присутствующие поняли, что подразумевается именно этот случай. Симон Пётр был весьма уязвлён намёками своего брата и оскорблённо умолк. Близнецам стало жаль Петра, и они подошли к нему, чтобы выразить своё сочувствие, а также сказать, что верят ему, и повторить, что их собственная мать тоже видела Учителя.

68.3. ПЕРВОЕ ЯВЛЕНИЕ АПОСТОЛАМ

В тот вечер, в начале десятого, после отбытия Клеопы и Иакова, когда, опасаясь ареста, десять апостолов находились в верхнем зале при закрытых на засов дверях и в то время, как близнецы Алфеевы утешали Петра, а Нафанаил увещевал Андрея, Иисус внезапно возник среди них в Своём новом облике со словами: «Мир вам! Почему Мои явления так пугают вас, как будто вы видите призрака? Разве Я не говорил вам об этих вещах, когда пребывал вместе с вами во плоти? Разве Я не говорил вам, что старшие священники и старейшины отдадут Меня на казнь, что один из вас предаст Меня и что на третий день Я воскресну? Откуда же все ваши сомнения и все эти споры о сообщениях женщин, Клеопы, Иакова и даже Петра? Сколько ещё вы будете сомневаться в Моих словах и отказываться верить Моим обещаниям? А теперь, когда вы действительно видите Меня, поверите ли? Даже сейчас один из вас отсутствует. Когда вы снова соберётесь все вместе, – и когда все вы будете знать наверняка, что Сын Человеческий восстал из могилы, – отправляйтесь сразу же в Галилею. Верьте в Бога и верьте друг в друга – так вы всту́пите в новое служение на благо Царства Небесного. Я задержусь в Иерусалиме, пока вы не будете готовы отправиться в Галилею. Свой мир Я оставляю вам».

Произнеся эти слова, Иисус тут же исчез. И все они пали ниц, славя Бога и преклоняясь перед своим исчезнувшим Учителем. Это было девятым явлением Иисуса.

68.4. ЯВЛЕНИЕ В ФИЛАДЕЛЬФИИ

Десятое явление Иисуса в переходном теле, доступное восприятию смертных, произошло в девятом часу во вторник, 11 апреля, в Филадельфии, где Он явился Абнеру, Лазарю и примерно ста пятидесяти их соратникам, среди которых было свыше пятидесяти из семидесяти членов корпуса евангелистов. Это случилось сразу же после открытия специального собрания в синагоге, которое было созвано Абнером, чтобы обсудить распятие Иисуса и последнее сообщение о Его Воскресении, доставленное гонцом Давида. Поскольку одним из членов этой группы верующих был воскресший Лазарь, им было легко поверить в сообщение о Воскресении Иисуса из мёртвых.

В тот момент, когда Абнер и Лазарь, стоя вместе на кафедре, открывали собрание в синагоге, все присутствовавшие верующие внезапно увидели облик Иисуса.

Он шагнул вперёд с того места, где появился между Абнером и Лазарем, которые не заметили Его, и, приветствуя собравшихся, сказал: «Мир вам! Все вы знаете, что у нас есть один Небесный Отец и что есть только одна Радостная Весть Царства, – добрая весть о даре вечной жизни, которую люди получают через веру. Радуясь своей преданности этой Вести, проси́те Отца истины, чтобы ваши сердца источали новую, ещё бо́льшую любовь к братьям вашим. Вы должны возлюбить всех людей так, как Я любил вас. Вы должны служить всем людям так, как Я служил вам. С чуткой отзывчивостью и братской любовью принимайте в своё братство всех братьев, преданных возвещению доброй Вести, – будь то иудеи или язычники, греки или римляне, персы или эфиопы. Иоанн [Креститель] возвестил грядущее Царство. Вы со всей силой проповедовали Радостную Весть. Греки уже учат доброй вести. Вскоре Я пошлю Дух истины в души всех этих людей – братьев Моих, которые столь бескорыстно посвятили свою жизнь просвещению своих собратьев, пребывающих в духовной тьме. Вы – дети света. Поэтому не оступи́тесь, не запутайтесь в недоразумениях, идущих от живущей в людях подозрительности и нетерпимости. Если благодать веры возвысила вас до любви к неверующим, разве не должны вы любить и ваших верующих собратьев в этом широко раскинувшемся братстве веры? Помните: если вы будете любить друг друга, все будут знать, что вы – Мои ученики.

Поэтому идите по всему свету, возвещая эту Радостную Весть отцовства Бога и братства людей всем странам и народам, и будьте извечно мудры, выбирая пути раскрытия доброй вести разным народам и племенам. Даром получили вы эту Радостную Весть Царства, даром будете возвещать добрую весть всем народам. Не бойтесь сопротивления зла, ибо Я всегда с вами, до скончания века. И Свой мир Я оставляю вам».

После последних слов Иисус исчез из виду. За исключением одного из явлений в Галилее, когда Его одновременно видели более пятисот верующих, филадельфийская группа включала наибольшее число смертных, видевших Его за один раз.

На следующий день рано утром, когда апостолы всё еще находились в Иерусалиме, дожидаясь, пока Фома обретёт душевный покой, эти верующие отправились в путь из Филадельфии с вестью о том, что Иисус Назарянин воскрес из мёртвых.

68.5. ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ АПОСТОЛАМ

Всю эту неделю Фома провёл в одиночестве, скитаясь по холмам в окрестностях Масличной горы. За это время он виделся только с теми, кто находился в доме Симона, и с Иоанном Марком. В субботу, 15 апреля, около девяти часов, двое апостолов отыскали его и отвели в их пристанище в доме Марка. Весь следующий день Фома слушал рассказы о различных явлениях Учителя, однако упорно отказывался поверить. Он утверждал, что они поддались влиянию восторженного состояния Петра и поверили в то, что видели Учителя. Нафанаил спорил с ним, но ничего не добился. Неразумное упрямство Фомы в сочетании с его обычным скептицизмом, а также его настроение, усугублённое досадным бегством от остальных, создали ситуацию разобщения, не до конца понятную даже самому Фоме. Он отделился от своих друзей, пошёл своим путём, и теперь, несмотря на возвращение к ним, неосознанно пытался всё принимать в штыки. Он не умел быстро отступать потому что не любил сдаваться. Хотя такое отношение и было неумышленным, Фоме действительно нравилось всё то внимание, которое уделялось ему. Он не понимал, что получает удовлетворение от попыток всех его друзей убедить его. Он тосковал по ним всю неделю, и их неустанное внимание доставляло ему большое удовольствие.

В начале седьмого, за ужином, во время которого Пётр сидел по одну сторону стола, а Фома и Нафанаил – по другую, Фома сказал: «Я не поверю, пока не увижу Учителя собственными глазами и не дотронусь своими пальцами до следов от гвоздей».

И вот, когда они сидели за ужином при плотно закрытых и запертых дверях, Иисус внезапно появился в Своём новом облике с внутренней стороны подковообразного стола и, стоя прямо перед Фомой, произнёс: «Мир вам! Всю неделю Я дожидался возможности явиться к вам вновь, когда вы все соберётесь, чтобы снова услышать Мой наказ, – идти к людям с проповедью Радостной Вести Царства. И вновь Я говорю вам: как Отец послал Меня в этот мир, так Я посылаю вас. Как Я раскрыл Отца, так и вы раскроете божественную любовь, – не только словами, но и своей повседневной жизнью. Я посылаю вас в мир не для того, чтобы любить души людей, а для того, чтобы любить людей. Вам нужно не только возвещать радости небесные, но и показывать в своём ежедневном опыте эту духовную правду божественной жизни. Ведь через свою веру вы уже обрели Божий дар – жизнь вечную. Когда вы поверите, когда сила небесная – Дух истины – низойдёт на вас, вы не будете скрывать свой свет здесь, за закрытыми дверьми. Вы познакомите с любовью и милосердием Божьим всё человечество. Сейчас, гонимые страхом, вы не хотите замечать неприятные для вас события, но когда вы будете крещены Духом истины, вы смело и радостно устремитесь вперёд, навстречу новому опыту – возвещению доброй вести о вечной жизни в Царстве Божьем. Вы можете ненадолго задержаться здесь и в Галилее, оправляясь от потрясения, с которым связан переход от власти традиций к порядку новому, – власти настоящих событий, истины и веры в высшее бытие живого опыта. Ваше служение в мире основано на том, что Я прожил среди вас жизнь, раскрывающую Бога, и на той истине, что вы и все остальные люди – это Божьи сыны. И это служение будет заключаться в той жизни, которую вы проживёте среди людей, – в настоящем и живом опыте любви к людям и служения им. Любите людей и служите им, так же как Я любил вас и служил вам. Пусть вера раскроет миру ваш свет. Пусть откровение истины откроет глаза, ослеплённые традицией. Пусть ваше любвеобильное служение искоренит предубеждения, порождённые невежеством. Так, сближаясь со своими собратьями во взаимопонимании, сострадании и самоотверженности, вы приведёте их к спасительному познанию любви Отца. Иудеи превозносят добродетель; греки преклоняются перед красотой; индусы проповедуют преданность; далёкие аскеты учат почтению; римлянам нужна покорность; Я же требую от Своих учеников жизнь – жизнь, прожитую в любвеобильном служении собратьям во плоти».

После этого Иисус посмотрел Фоме в глаза и сказал: «А ты, Фома, говоривший, что не поверишь, пока не увидишь Меня и не дотронешься до следов от гвоздей у Меня на руках, теперь увидел Меня и услышал слова Мои. И хотя ты не видишь на Моих руках следов от гвоздей, – ведь Я воскрес в облике, который будете иметь вы все, покидая этот мир, – что скажешь ты своим братьям? Ты признаешь истину, ибо в своём сердце ты начал верить ещё тогда, когда так упорно отстаивал своё неверие. Твои сомнения, Фома, свидетельствуют о себе с наибольшим упрямством перед тем, как рухнуть. Фома, прошу тебя: не будь неверующим, – верь. И Я знаю, что ты будешь верить, и верить всем сердцем своим».

Услышав эти слова, Фома упал на колени перед Иисусом и воскликнул: «Я верю, Господь мой и Учитель!»

Тогда Иисус сказал Фоме: «Ты поверил, Фома, потому что увидел и услышал Меня. Счастливы те, кто в грядущие века будет верить, не видя Меня глазами плоти и не слыша смертными ушами».

А затем облик Иисуса переместился во главу стола, и Он обратился ко всем апостолам: «А теперь идите в Галилею, где Я вскоре явлюсь вам».

После этого Он исчез из виду.

Теперь одиннадцать апостолов полностью убедились в том, что Иисус воскрес из мёртвых, и на следующее утро, до рассвета, они вышли в Галилею.

68.6. ЯВЛЕНИЕ В АЛЕКСАНДРИИ

В то время как одиннадцать апостолов, направлявшихся в Галилею, были близки к завершению своего путешествия, вечером во вторник, 18 апреля, около половины девятого, Иисус явился Родану Александрийскому и примерно восьмидесяти другим верующим в Александрии. Это стало двенадцатым явлением Иисуса в переходном облике. Он предстал перед этими греками и иудеями в тот момент, когда гонец Давида заканчивал своё сообщение о распятии. Этот гонец – пятый по счёту в эстафете гонцов – прибыл в Александрию с наступлением вечера, и после того как он передал своё сообщение Родану, было решено созвать верующих, чтобы они могли услышать эту трагическую весть из первых рук. Около восьми часов этот гонец, Нафан из Бусириса, явился к ним и подробно рассказал о том, что он узнал от предыдущего гонца.

Свой трогательный рассказ Нафан завершил словами: «Но посылающий это известие Давид сообщает, что Учитель, предсказывая Свою смерть, утверждал, что воскреснет вновь».

Нафан еще продолжал говорить, как Иисус предстал перед ними во всём Своём облике.

И когда Нафан сел, Иисус сказал: «Мир вам! То, что Отец направил Меня утвердить в этом мире, не принадлежит ни народам, ни государствам, ни особому собранию учителей или проповедников. Эта Радостная Весть Царства принадлежит всем: иудеям и язычникам, богатым и бедным, свободным и порабощённым, мужчинам и женщинам, равно как и малым детям. И все вы должны возвещать эту Радостную Весть любви и истины своей жизнью во плоти. Любите друг друга новой, удивительной любовью, как Я любил вас. Служите человечеству с новой и невиданной самоотверженностью, как Я служил вам. И когда люди увидят, как вы любите их и сколь пламенно служите им, они поймут, что вы стали вероисповедными братьями в Царстве Небесном, и пойдут к обретению вечного спасения вслед за Духом истины, Которого они будут видеть в вашей жизни.

Как Отец послал Меня в этот мир, так Я теперь посылаю вас. Все вы призваны нести добрую весть тем, кто пребывает во тьме. Эта Радостная Весть Царства принадлежит всем, кто верит в неё: она не должна становиться владением одних только священников. Вскоре на вас низойдёт Дух истины, Который приведёт вас к полноте истины. Поэтому идите в мир с проповедью этой Радостной Вести и увидите – Я всегда буду с вами, до скончания века».

Сказав это, Иисус исчез из виду. Всю ночь эти люди провели вместе, обсуждая свой опыт как верующих в Царство и слушая речи Родана и его соратников. И все они поверили в то, что Иисус воскрес из мёртвых.

Прибывший через день вестник Воскресения посланный Давидом был несказанно удивлён, когда, в ответ на его сообщение, они сказали: «Да, мы знаем, ведь мы видели Его. Он явился нам позавчера».

Наши рекомендации