Тема 2. Основные школы и понятия древнегреческой философии.
Для подготовки к семинарам можно использовать хрестоматию : «Онтология. Часть 1» Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2015; «Онтология. Часть 2» Екатеринбург: Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2016 (под ред. Е.В.Бакеевой, О.Н.Томюк).
Тема 1. Предмет и специфика философии.
Вопросы по лекции:
-определите понятия «объект» и «предмет»;
-как соотносится философия с другими формами познания мира (мифом, религией, искусством, наукой)?
- в чем проявляются целостность и рефлексивность философской мысли?
-в чем заключается проблема структуры философского знания?
-перечислите основные области философского знания.
Учебное пособие:
Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Введение.
Вопросы к семинару:
1. Проблема предмета философии.
2. Отношение «философия – общество», его противоречивый характер.
3. Личностный смысл философии как любви к мудрости. Знание и мудрость.
Литература:
М.Хайдеггер Основные понятия метафизики.Гл.1. – Вопросы философии, 1989,
№ 9
М.К.Мамардашвили. Философия – это сознание вслух. – Как я понимаю философию. М.,1992, с.57-63. Там же: Философия и свобода . с. 365- 374.
И.Берлин. Назначение философии. – Вопросы философии, 1999, № 5, с. 91-98.
Платон. Апология Сократа. – Платон. Сочинения. М.,1990, Т.1.
Литература к докладам:
М.Хайдеггер.Основные понятия метафизики. Глава 2.
2. Х.Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.,1991. – Главы 3,4,5.
3. К.Ясперс . Введение в философию. Минск, 2000.
4.Г.Риккерт.О понятии философии. – Хрестоматия по философии.3-е изд. М.,2009, с. 148-162.
5. В.Эрн. Природа философского сомнения. – Хрестоматия по философии. 3-е изд. М.,2009, с. 236-247.
Вопросы по текстам:
М. Хайдеггер:
- почему, по мнению Хайдеггера, философия не совпадает ни с наукой, ни с мировоззренческой проповедью?
-что означает выражение «философия есть философствование»? как это связано с природой человека?
-как соотносятся между собой понятия «мир» и «целое»?
- в чем заключается специфика метафизических понятий?
-какое определение метафизического мышления предлагает автор?
И.Берлин:
-о каких «двух корзинах вопросов» говорится в статье?
-какова общая черта философских вопросов?
-какова позиция мыслителей Просвещения в отношении философии?
- как понимает автор задачи философии?
М.К.Мамардашвили:
«Философия – это сознание вслух»:
-какое определение философии дает автор?
-какова связь философии и предназначения человека?
-в чем заключается специфика философских проблем, по мнению автора?
«Философия и свобода»:
-что такое «трансцендирующее усилие»?
-какова природа «чистых состояний» или «идеалов»?
Платон:
-как сам Сократ понимает причины смертного приговора?
-в чем заключается предназначение философа, по мнению Сократа?
Тема 2. Основные школы и понятия древнегреческой философии.
Вопросы по лекциям:
- какова основная интуиция античной культуры?
-как понимается категория бытия в греческой философии?
-как трактуются понятия тождества и различия, части и целого, движения и покоя?
- какова роль категории формы (числа, эйдоса, идеи)?
- как понимается смысл жизни человека в контексте интуиции единого космоса? Что такое «человек как микрокосм»?
-какую роль играет понятие добродетели (арете) в греческой культуре?
- как соотносятся в античной культуре категории истины, блага и красоты?
Учебное пособие: Бакеева Е.В. Введение в онтологию: образы мира в европейской философии. Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 2014. Раздел 1. Онтология Единого. Лекции 1, 2, 4, 5.
Вопросы к семинару:
1.Единое и бытие.
2.Диалектика части и целого, тождественного и иного, движения и покоя.
3.Представления античных мыслителей о взаимопревращаемости вещей. Число, эйдос, идея.
4.Справедливость как соразмерность. Этический рационализм.
5. Благо, истина, красота в философии Платона.
Литература:
1.Платон. Парменид. Раздел « Абсолютное и относительное полагание единого с выводами для единого». – Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид.М.,1999.
2.Антология мировой философии . М., 1969, Т.1,Ч.1. с.270-290.
3.Платон. Федр. Вторая речь Сократа. – Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.,1999.
4.Платон. Государство. Книга 6. Спб,2005,с.327-356.
5.Аристотель. Никомахова этика. – Антология мировой правовой мысли. М.,1999, Т.1, с. 152-155.
Литература к докладам:
1.Т.В.Васильева. Путь к Платону: Любовь к мудрости или мудрость любви.М.,1999.
2. Т.В.Васильева. От «фюзис» к «эйдос», от «природы» к «идее». – Т.В. Васильева. Комментарии к курсу античной философии. М.,2002, с. 21-32.
3. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи. Аристотель. М., 1982.
4. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Спб, 1999, с.259-270.
5. Т.В.Васильева. Символы человека у Платона и платоническая любовь. – Т.В.Васильева. Комментарии к курсу античной философии. М.,2002,с. 83-90.
6.А.Ф.Лосев.История античной эстетики. Кн. 2. М.,1994,Р.7: «Человек», пар. 3-6, с.280-293.
7. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М,. 1993.-Кн. 4, гл. 4,5,6.с.131-147.
8. Платон. Алкивиад 1.
Вопросы по текстам:
Платон «Парменид»:
- каковы аргументы, свидетельствующие о неприменимости к Единому понятий части и целого, пространства, движения и покоя, тождества и различия?
- возможно ли применить к Единому операции сравнения и измерения?
- как соотносятся друг с другом Единое и время?
-почему нельзя говорить о существовании Единого?
-почему нельзя отказаться от тезиса о существовании Единого? Какие выводы можно отсюда сделать?
-как множество выводится из Единого?
-как решается вопрос о времени и месте всех изменений?
-общий вывод: в чем заключается парадоксальность понятия Единого?
Антология мировой философии:
-какое определение начала дает Анаксимандр?
-как с понятием «апейрон» связана множественность миров?
-как понимается «несправедливость» в философии Анаксимандра?
-каковы аргументы Анаксимена в пользу понимания «архэ» как воздуха?
-как можно истолковать фразу Гераклита «все обменивается на огонь и огонь - на все»?
-прокомментируйте утверждение Гераклита: «мудрость отрешена от всего»;
-как объясняется происхождение вещей в учении пифагорейцев?
-почему, по выражению Филолая, «ложь чужда природе числа»?
Платон (Федр):
- какое понимание человеческой души предлагает Сократ?
-в чем, по мнению Сократа, заключается противоречивость человеческой жизни?
-что мешает человеку приблизиться к благу?
-каковы основные положения концепции «познания как припоминания»?
Платон (Государство):
- почему, по мнению Платона, именно философы должны править в идеальном государстве?
-как связаны свойства философской души со стремлением к цельному знанию?
-как связаны основное свойство философской души и соразмерность?
-в чем заключается основная причина враждебности между философом и толпой?
-как Платон понимает идею Блага?
-каковы условия разумности души?
-что такое «беспредпосылочное начало» в мышлении?
Аристотель:
-что такое «справедливость как пропорция»? как возможно такое понимание?