Билет№20. Вопрос 1. Фома Аквинский и пять возможных способов доказательства бытия Бога.

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

Вопрос 2.

ШЕСТОВ, ЛЕВ (1866–1938), русский философ, литературовед. Настоящее имя – Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта.

Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века. Особенно близко общался с Бердяевым Николаем Александровичем (русский религиозный и политический философ).

Основным пунктом столкновений их общности и отличия оказалась проблема значимости разума. Столкнувшись в своих подходах в дорелигиозный период, они уточняют свои разногласия и общность, используя новые аргументы. Шестов полагает, что грех произошел от вкушения человеком плодов от древа познания добра и зла. Разум и есть грех, и, отказавшись от разума во имя веры, человек вкушает с другого дерева, заповеданного человеку Богом в качестве истинного источника питания, древа жизни. Бердяев же считает грехопадение результатом неверного волевого акта, в силу которого человек неадекватно подлинной сути своей реальности избрал направление своей свободы и, вместо единения и освобождения, начал продуцировать разделение и вражду. Последствием данной ситуации стало проявление разума. Однако данное событие было неизбежным в силу внутренней диалектики событий свободы. Оэтому прохождение через разум – необходимый путь к новому состоянию.

Бердяев упрекает Шестова в том, что он не допускает возможности разнокачественного состаяния разума, того, что разум может вести к сверхразумности, к духовности. Шестов же, напротив, настиавает на том, что духовность и есть падший разум. Так же Бердяев утверждал, что Шестов ведет борьбу с разумом рациональными средствами, что тот рационалист.

И все-таки в их позициях было много общего: оценка разума как зла, произошедшего от человеческой свободы. Разум Шестова был онтологично менее зол, ведь древо познания добра и зла сотворил Бог. Для Бердяева же разум есть продукт свободы, которую он осознавал хотя и как неонтологическое, но как самостоятельное внебожественное начало. И в том и другом случае звучал призыв к переходу от разума в некое новое состояние. И это состояние было найдено обоими в мифе. Поэтому их общение можно охарактеризовать как общность мифологического способа философствования.

Билет №21. Вопрос 1.

Христианство - крупнейшая мировая религия по числу приверженцев (около 2,1 млрд человек во всем мире), в России, Европе, Северной и Южной Америке, а также во многих странах Африки оно является господствующей религией. Христианские общины есть практически во всех странах мира.

В основе христианского вероучения - вера в Иисуса Христа как Сына Божьего и Спасителя всего человечества, а также в триединство Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). Оно зародилось в I веке н.э. в Палестине и уже через несколько десятков лет стало распространяться по всей Римской империи и в пределах сферы ее влияния. В наши дни выделяется три основных направления христианской религии: католицизм, православие и протестантизм.

Католицизм

Раскол церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную) произошел в 1054 году. Католицизм в настоящее время является наиболее крупным по числу приверженцев христианским вероучением. От других христианских конфессий его отличает несколько важных догматов: о непорочном зачатии и вознесении Девы Марии, учение о чистилище, об индульгенциях, догмат о безошибочности действий Папы Римского как главы церкви, утверждение власти Папы Римского как преемника апостола Петра, нерасторжимость таинства брака, почитание святых, мучеников и блаженных.

Католическое учение говорит об исхождении Святого Духа от Бога Отца и от Бога Сына. Все католические священники дают обет безбрачия, крещение происходит через возлияние воды на голову. Крестное знамение делается слева направо, чаще всего пятью пальцами.

Православие

Православие изначально подчинялось константинопольскому патриарху, в настоящее время существует множество поместных (автокефальных и автономных) православных церквей, высшие иерархи которых называются патриархами (например, Патриарх Иерусалимский, Патриарх Московский и Всея Руси). Главой церкви считается Иисус Христос, фигуры, подобной Папе Римскому, в православии нет. Большую роль в жизни церкви играет институт монашества, духовенство же делится на белое (немонашествующее) и черное (монашествующее). Представители белого духовенства могут вступать в брак и иметь семью. В отличие от католицизма, в православии не признаются догматы о непогрешимости Папы Римского и его главенстве над всеми христианами, об исхождении Духа Святого от Отца и от Сына, о чистилище и о непорочном зачатии Девы Марии.

Крестное знамение в православии делается справа налево, тремя пальцами (троеперстие). В некоторых течениях православия (старообрядцы, единоверцы) используют двоеперстие – крестное знамение двумя пальцами.

Протестантизм

Становление протестантизма относится к XVI веку и связано с Реформацией – широким движением против господства католической церкви в Европе. В современном мире существует множество протестантских церквей, единого центра которых не существует.

Среди первоначальных форм протестантизма выделяются англиканство, кальвинизм, лютеранство, цвинглианство, анабаптизм, меннонитство. Впоследствии развитие получили такие течения, как квакеры, пятидесятники, Армия спасения, евангелисты, адвентисты, баптисты, методисты и многие другие. Такие религиозные объединения, как, например, мормоны или свидетели Иеговы, одни исследователи относят к протестантским церквям, другие – к сектам.

Большинство протестантов признают общехристианский догмат от триединстве Бога и авторитет Библии, однако, в отличие от католиков и православных, они выступают против толкования Священного Писания. Большинство протестантов отрицают иконы, монашество и почитание святых, считая, что, человек может спастись через веру в Иисуса Христа. Некоторые из протестантских церквей более консервативны, некоторые – более либеральны (особенно видна эта разница во взглядах на вопросы брака и развода), многие из них ведут активную миссионерскую деятельность. Такая ветвь, как англиканство, во многих своих проявлениях близка католицизму, в настоящее время ведется вопрос о признании англиканами авторитета Папы Римского.

Вопрос 2.

Владимир Сергеевич Соловьёв – русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик – родился в 1853 году в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьёва

Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу.

Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. В основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.

Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Божественная мудрость (Теософия) представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания.

Основной идеей философии Владимира Соловьёва была идея Софии – Душа Мира. Он понимал её как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром.

София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении.

Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.

Проблема Софии становится центральной в миросозерцании Соловьева, связывая все его, как философское, так и поэтическое творчество и, выражая в конечном счете, наиболее существенные элементы философии всеединства. С трудом уходя от гностических мифологем, Соловьев постоянно уточнял свои софиологические идеи, неоднозначность которых вызвала в последующем самые различные интерпретации. Чаще всего у Соловьева отмечается посредствующий характер Софии, отнесенной в разных аспектах и к Божественному, и к тварному миру. В самом Абсолюте София - второй полюс, непосредственная возможность бытия, первая материя, в мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочеловеческий организм все человечество. София в этом смысле является идеальным человечеством, социальным идеалом, определяющим цель и направленность исторического процесса как процесса Богочеловеческого. В "Смысле любви" Соловьева София предстает в аспекте Вечной женственности, достаточно двусмысленной идеи, поскольку так и остается неясным, есть ли София нетварное женское начало в лоне самого Божества, или это тварное начало, приобретающее образ Божий. Вечная женственность, согласно Соловьеву, совершенная для Бога, должна реализоваться и воплотиться в многообразии форм и степеней как "живое духовное существо" для человечества.

София В.Соловьева - это основной и центральный образ или идея всего его философствования. Ее он мыслил как нераздельное тождество идеального и материального, как материально осуществленную идею или как идеально преображенную материю.

Софиология Булгакова. Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) оставил значительный след своим экономическим учением, философскими и богословскими идеями. В зрелом возрасте он принял священнический сан (1918). Под влиянием П. Флоренского занялся разработкой софиологической концепции, которая вызвала бурную полемику в церковных кругах.

Булгаков предлагает софиологическое понимание догматов христианства. Понятие Софии он рассматривал как предвечный замысел Божий о мире и человеке, с помощью которого можно установить непрерывную иерархию сущностей от Бога до человека и тем самым преодолеть до известной степени разрыв между Творцом и Тварью.

Учение о Софии является центральным моментом во всей системе Б. и наиболее сложным и запутанным. В очерченном, оформленном виде София появляется в «Философии хозяйства» как «трансцендентальный субъект хозяйства», Хозяйка, хозяйствующая в мире, однако более полное и развернутое учение о Софии Б. разрабатывает в «Свете Невечернем» - в этой работе закрепляются основные черты его софиологии: 1) София как ипостась Божества; 2) София как тварно-нетварная посредница между Богом и миром; 3) София как «вечная женственность». Все эти моменты впосл. будут подвергнуты Б. значительной переработке в направлении соответствия правосл. догматике.

София есть четвертая ипостась, это третья форма бытия. Она занимает место между Богом и миром, между бытием и сверхбытием. Не будучи Богом, она имеет нечто непосредственно от Бога. Она не является вечностью, но свободна от времени. София есть мир идей и в ней содержатся идейные семена всех вещей, т.е. она является идеальной основой мира. "

Одно из главных имен Софии — Красота, а искусство — это способность увидеть и показать софийность мира.

Билет №22. Вопрос1.

Славянофи́льство - религиозно-философское течение русской общественной мысли конца 30-х - начала 70-х гг. XIX в., основанное А.С. Хомяковым, И. В.Киреевским и их единомышленниками - К.С. Аксаковым, Ю.Ф. Самариным, П.В. Киреевским, А.И. Кошелевым, И.С. Аксаковым

Славянофильство было своеобразной реакцией на бездумное подражание русским дворянством всему европейскому. Они считали, что у России есть свои внутренние истоки развития и не следует воспринимать духовную культуру Запада. Можно заимствовать только технические достижения. Они возражали против европеизации России. Россия не должна уподобляться Западу. Западники не были сторонниками уподобления России Западу, они выступили с критикой бездумного подражания. Освоение западной культуры должно происходить осознанно.

Славянофилы утверждали, что у России и Запада разные духовные истоки развития, разные типы культуры.Культура Запада развивалась под влиянием католической религии, а культура России – под влиянием православной.

Основополагающие идеи славянофилов–вера в особый путь эволюции русского общества, Россия призвана исполнить особую миссию по отношению к Западу, она должна показать ему путь к свободе.Истоками русской жизни является православие, русская православная душа, сельская община, традиции коллективизма.Православие – истинная религия, открывающая божественную истину.

Основным источником русской культуры является православие.

Политический идеал славянофилов – народное самодержавие. Народу не нужно участвовать в политической жизни. У народа религиозное призвание. Народ передал власть царю, который обязан заботиться о народе, защищать его интересы. Власть – обязанность, долг, а не привилегия, не право. Царь должен относится к народу как отец к детям. Монарх должен быть глубоко религиозным человеком, править на основе законов, опирающихся на заповеди Бога. Необходимо создать Земский собор с законосовещательными функциями. Он будет представлять интересы народа. Их политический идеал был утопическим. Славянофилы резко критиковали продажную российскую бюрократию. Славянофилы не поддерживали политику реальной власти. Славянофилы предлагали ликвидировать сословное деление общества. Их проекты освобождения крестьян предусматривали отмену крепостного права государством, наделение крестьян землей за большой выкуп.

Наши рекомендации