Реализации собственного разума.
Данте, как и Петрарка, считал, что успех культу-ры, а также воспитание нового типа человека зависит,
прежде всего, от степени развития гуманитарных и словесных наук: фи-лософии, поэзии, риторики, литературы, этики, эстетики, нравственно и духовно совершенствущих человека.
В позднем Возрождении появляются идеи скептицизма, возникшие еще в античности. Мишель Монтень (1533–1592 гг.), критикуя схо-ластику, считал, что истоки подлинно разумного философствования – лежат в классической древности: ей была свойственна «свобода мыслей». Монтень призывал к развитию ума, личной убежденности.
Другим основополагающим принципом явился принцип гуманизма,
в основе которого было идеализированное представление о человеке как о
свободном совершенном существе, разумном и чувственном, с неограни-ченными творческими способностями и возможностями (ввиду того,
что человек сотворен Богом по своему образу и подобию). Люди обладают творческими способностями, поскольку в них содержатся все составные части реальности. Согласно этой точке зрения, человек – это «микрокосмбольшого макрокосма»,а так как человек –это Лич-
ность,то все,что он создает,все его творения в какой-тостепени являются воплощением замыслов Бога. Вера в
неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины поста-
вила под сомнение первенство богословия перед наукой.
▲ Лидером христианского гуманизма в XVI в. стал Эразм Роттердамский (1469–1536 гг.). Большой резонанс имела его книга «Похвала глупости», в которой говорилось о
необходимости радикальной реформы церкви.
В эпоху Возрождения сложилась новая натурфилософия, для нее в целом характерны следующие черты:
• пантеизм,идея взаимопроникновения природы и Бога;
• идея тождества микро- и макромира и вследствие этого своеоб-
разное органистическое мировоззрение, трактующее природу по анало-
гии с человеком;
• гилозоизм,убеждение в«оживленности»и даже одушевленностивсего бытия;
• идея самодеятельности материи.
Представители натурфилософии эпохи Возрождения высказали ори-гинальные идеи.
▲ Николай Кузанский (1401–1464гг.)говорил о том,что никакогоцентра миране существует.
▲ Леонардо да Винчи (1452–1519гг.)утверждал,что научное по-знание должно основываться на опыте и,исходя из опыта,должновыявлять причинные связи явлений.
▲ Бернардино Телезио (1509–1588гг.)считал,что началом всех вещей является пассивная материя.Кроме нее есть еще активные си-лы –тепло и холод.Материя придает вещам телесность,тепло и холод да-ют им свойства и формы.
▲ Джордано Бруно (1548–1600гг.)пришел к выво-ду о вечности Вселенной, о самодвижении материи,
содержащей в себе формы. Бруно завершает на-турфилософию эпохи Возрождения и, в то же время, явля-ется одним из основоположников естествознания Нового времени.
▲ Галилео Галилей (1564–1642гг.)разработал принципы механи-
ки,сделал ряд важных астрономических открытий.Отказавшись от орга-нистически-гилозоистических представлений о природе в пользу геомет-
рически-механических,утверждал о необходимости сочетания в науч-
ном исследовании анализа и синтеза.
▲ В XVI веке в конце эпохи Возрождения развернулось движение
Реформации.Инициированное Мартином Лютером (1483–1546гг.),егосторонники выступили против ряда христианских догматов и элементов культа Римско-католической церкви. Речь шла не об отказе от религии вообще, а лишь о ее реформе. В основу нового христианского вероучения был положен догмат о достижении«небесного спасения»посредствомличной веры,а не путем подчинения авторитету Церкви и различныхприношений служителям культа.
В результате Реформации появился ряд протестантских конфес-сий,тем самым разрушилась духовная диктатура Римско-католическойцеркви, началось развитие буржуазной светской культуры на основенового мировоззрения.
▲ Предложил идеал общественного устройстваТомас Мор (1478–1535гг.)в работе«Утопия»,причинувсех народных бедствий он видел в существовании ча-стной собственности, а «правильное общество» должно основываться на общественной собственности.
▲ В эпоху Возрождения были
сформулированы новые социально-
политические концепции. Никколо Макиавелли (1469–1527гг.)разработал новую кон-
цепцию государства в противоположность господ-ствующей, теократической. Он исходил из того, что самый мощный стимул человеческих действий – ин-терес.Проявления его многообразны,однако более
всего он заметен в желании людей сохранить свою собственность.
Сохранение ее обеспечивается стремлением к приобретению новой собст-венности. Однако тогда происходит столкновение интересов различных людей. Эгоизм людей следует ограничить. Это делает государство. Воз-никает государство для самозащиты людей друг от друга, а не от бо-жественней воли, как это утверждалось в теократической концепции го-сударства. Макиавелли дает советы политикам и фактически в качестве принципа государственной морали предлагает правило: «Цель оправдыва-ет средства». Правда, он имел в виду не личный интерес правителя, а «общее благо», но об этом впоследствии часто забывали.
С эпохи Возрождения начинается переосмысление историческоговремени:вместо христианского(линейного)представления историческогопроцесса, имеющего начало и конец человеческой истории (пришествие Христа и страшный суд) появляется представление о мире в целом и о человеческой истории как имманентном (внутренне присущем) движе-нии от одного отрезка времени к другому, и, что, благодаря сознательным действиям человека, возможно реальное преобразование мира. Человече-ство идет по пути общего Прогресса.
Свое дальнейшее развитие основные идеи эпохи Возрождения полу-чили в период Нового времени.
Таблица 14
Учения | Философские идеи эпохи Возрождения |
Теология Секуляризация, пантеизм
Идея бесконечной Вселенной, Онтология отказ от противопоставления бытия и сознания,
гелиоцентризм
Учения | Философские идеи эпохи Возрождения | |
Антропоцентризм, | ||
гуманизм, | ||
реабилитация телесного начала, | ||
Антропология | возвращение ценности земной жизни, | |
свобода человека, | ||
культ человека-творца, | ||
идея духовного преображения человека | ||
Гносеология | Укрепление позиции разума, | |
становление научных методов познания | ||
Этика | Дуализм: этика заповедей Нового Завета | |
и эпикурейское отношение к жизни | ||
Социальная | Построение модели совершенного, | |
философия | справедливого общества |