Организационно-методические данные дисциплины
Таблица 2
Вид работы | Трудоемкость в часах | ||
3 семестр | 4 семестр | Итого | |
1 Аудиторная работа в том числе: | |||
а ) Лекции | |||
б ) Семинары | |||
2 Внеаудиторная и самостоятельная работа: | |||
а ) Рефераты | |||
б ) Домашние, контрольные работы | |||
в ) Самоподготовка | |||
г ) Коллоквиум | |||
д ) Экзамен | |||
е ) Общая трудоемкость дисциплины |
Вопросы к экзамену по философии
1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
2. Социокультурные предпосылки философии. Объект и предмет философии. Мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая и другие функции философии.
3. Исторические типы философии. Материализм и идеализм. Многообразие и единство философских учений.
4. Философские школы Древней Индии. Буддизм.
5. Древнекитайские философские школы: даосизм, моизм. Их особенности. Учение Конфуция.
6. Поиск первоосновы мира и начал бытия в ранней греческой философии. Милетская, пифагорейская, элейская школы. Демокрит и Гераклит.
7. Учение о человеке в античной философии: софисты, Сократ.
8. Философия Платона, его учение об идеях.
9. Философская система Аристотеля, его учение о сущности, материи и форме, видах причин.
10.Философские школы позднего эллинизма (эпикуреизм, кинизм, стоицизм, скептицизм).
11.Теологический характер философии в средние века: патристика и схоластика. Августин Блаженный: концепция «священной истории».
12.Дискуссия о природе общих понятий («универсалий») в философии средневековья: номинализм и реализм.
13.Теологическое учение Фомы Аквинского, его традиция в современной религиозной философии.
14.Гуманизм, антропологизм и пантеизм философии Возрождения (Н. Кузанский, Дж. Бруно).
15.Социально-политическая философия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).
16.Наукоцентризм философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Р. Декарт).
17.Учение о субстанции и её атрибутах в философии Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница.
18.Социально-философские взгляды Нового времени. Концепция общественного договора (Т. Гоббс). Теория правового государства (Дж. Локк).
19.Социально-политические вопросы в философии Просвещения (Ф.М. Вольтер, Ш.Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо).
20.Французский материализм XVIII века (Д. Дидро, П. Гольбах).
21.Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм И. Канта. Понятие «Категорического императива».
22.Субъективный идеализм И. Фихте. Натурфилософия Ф. Шеллинга.
23.Система абсолютного идеализма и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.
24.Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха. Проблема бога, человека, познания мира в философии Л. Фейербаха.
25.Единство материализма и диалектики в философии марксизма.
26.Диалектико-материалистическое понимание истории К. Маркса и Ф. Энгельса.
27.Современная западноевропейская философия: особенности, направления. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. «Философия жизни» Ф. Ницше: «переоценка ценностей», концепция «сверх-человека».
28.Экзистенциализм о человеческом измерении бытия (С. Къеркегор, Ж.‑П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс).
29.Психоанализ З. Фрейда. Учение о бессознательном. Неофрейдизм (К.Г. Юнг, А. Адлер и др.). Идея синтеза психологических и социальных факторов в концепциях неофрейдизма.
30.Позитивизм и его основные этапы: позитивизм О. Конта, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
31.Философия прагматизма: теория «значения» Ч.С. Пирса, «радикальный эмпиризм» У. Джеймса, «инструментализм» Д. Дьюи.
32.Своеобразие развития русской философии. Проблема исторической судьбы России в работе П.Я. Чаадаева «Апология сумасшедшего». Спор западников и славянофилов.
33.Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Учение о Софии.
34.«Русский космизм» и космическая философия (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский).
35.Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
36.Материя как философская категория. Развитие науки и кризис метафизического понимания материи. Уровни организации материальных объектов.
37.Движение как способ существования материи. Основные типы и формы движения материи. Единство и взаимопревращаемость форм движения.
38.Пространство и время как атрибуты и формы бытия материи. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Качественное многообразие пространственно временных форм бытия.
39.Происхождение и сущность сознания. Роль труда, языка и социальных отношений в формировании сознания.
40.Сознание как субъективный образ объективного мира. Основные свойства и функции сознания.
41.Общественное и индивидуальное сознание. Уровни и формы общественного сознания. Общественная психология и идеология, их единство и различие.
42.Метафизика и диалектика как всеобщие методы познания. Основные принципы и категории диалектики.
43.Диалектические законы развития, их суть.
44.Сущность системного подхода. Система, структура, элемент, их взаимосвязь.
45.Категории диалектики: содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность.
46.Категории сущности и явления, возможности и действительности.
47.Категории единичного, общего и особенного. Диалектика целого и части.
48.Практика как цель и основа познания. Объект и субъект познания. Обыденное и научное знание. Принципы научного познания.
49.Чувственное и рациональное познание. Эмпирический и теоретический уровень познания. Методы познания.
50.Концепция истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Ложь и заблуждение.
51.Наука как система. Принципы и функции науки. Иерархия и взаимосвязь наук.
52.Философское понимание природы. Общество и природа. Географический фактор в развитии общества.
53.Специфика общества как системы: экономическая, социальная, политическая и духовная подсистемы. Социальные общности и группы. Этнос.
54.Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Формационный, цивилизационный, социокультурный подходы в изучении общества.
55.Понятие культуры, eё структура и функции. Россия в диалоге культур.
56.Проблема человека в истории философии. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека.
57.Человек и общество. Индивид, индивидуальность, личность. Проблемы свободы и ответственности человека в современных условиях.
58.Человек и техносфера. Техника как социальное явление. Индустриальное и постиндустриальное общество.
59.Ценности и ценностные ориентации. Ценности в современных условиях.
60.Глобальные кризисы и проблемы современности, их взаимосвязь.