Организационно-методические данные дисциплины

Таблица 2

  Вид работы   Трудоемкость в часах  
    3 семестр     4 семестр     Итого  
1 Аудиторная работа в том числе:
а ) Лекции  
б ) Семинары  
2 Внеаудиторная и самостоятельная работа:      
а ) Рефераты    
б ) Домашние, контрольные работы  
в ) Самоподготовка  
г ) Коллоквиум    
д ) Экзамен        
е ) Общая трудоемкость дисциплины

Вопросы к экзамену по философии

1. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

2. Социокультурные предпосылки философии. Объект и предмет философии. Мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая и другие функции философии.

3. Исторические типы философии. Материализм и идеализм. Многообразие и единство философских учений.

4. Философские школы Древней Индии. Буддизм.

5. Древнекитайские философские школы: даосизм, моизм. Их особенности. Учение Конфуция.

6. Поиск первоосновы мира и начал бытия в ранней греческой философии. Милетская, пифагорейская, элейская школы. Демокрит и Гераклит.

7. Учение о человеке в античной философии: софисты, Сократ.

8. Философия Платона, его учение об идеях.

9. Философская система Аристотеля, его учение о сущности, материи и форме, видах причин.

10.Философские школы позднего эллинизма (эпикуреизм, кинизм, стоицизм, скептицизм).

11.Теологический характер философии в средние века: патристика и схоластика. Августин Блаженный: концепция «священной истории».

12.Дискуссия о природе общих понятий («универсалий») в философии средневековья: номинализм и реализм.

13.Теологическое учение Фомы Аквинского, его традиция в современной религиозной философии.

14.Гуманизм, антропологизм и пантеизм философии Возрождения (Н. Кузанский, Дж. Бруно).

15.Социально-политическая философия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла).

16.Наукоцентризм философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Р. Декарт).

17.Учение о субстанции и её атрибутах в философии Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница.

18.Социально-философские взгляды Нового времени. Концепция общественного договора (Т. Гоббс). Теория правового государства (Дж. Локк).

19.Социально-политические вопросы в философии Просвещения (Ф.М. Вольтер, Ш.Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо).

20.Французский материализм XVIII века (Д. Дидро, П. Гольбах).

21.Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм И. Канта. Понятие «Категорического императива».

22.Субъективный идеализм И. Фихте. Натурфилософия Ф. Шеллинга.

23.Система абсолютного идеализма и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.

24.Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха. Проблема бога, человека, познания мира в философии Л. Фейербаха.

25.Единство материализма и диалектики в философии марксизма.

26.Диалектико-материалистическое понимание истории К. Маркса и Ф. Энгельса.

27.Современная западноевропейская философия: особенности, направления. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. «Философия жизни» Ф. Ницше: «переоценка ценностей», концепция «сверх-человека».

28.Экзистенциализм о человеческом измерении бытия (С. Къеркегор, Ж.‑П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс).

29.Психоанализ З. Фрейда. Учение о бессознательном. Неофрейдизм (К.Г. Юнг, А. Адлер и др.). Идея синтеза психологических и социальных факторов в концепциях неофрейдизма.

30.Позитивизм и его основные этапы: позитивизм О. Конта, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

31.Философия прагматизма: теория «значения» Ч.С. Пирса, «радикальный эмпиризм» У. Джеймса, «инструментализм» Д. Дьюи.

32.Своеобразие развития русской философии. Проблема исторической судьбы России в работе П.Я. Чаадаева «Апология сумасшедшего». Спор западников и славянофилов.

33.Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Учение о Софии.

34.«Русский космизм» и космическая философия (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский).

35.Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

36.Материя как философская категория. Развитие науки и кризис метафизического понимания материи. Уровни организации материальных объектов.

37.Движение как способ существования материи. Основные типы и формы движения материи. Единство и взаимопревращаемость форм движения.

38.Пространство и время как атрибуты и формы бытия материи. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Качественное многообразие пространственно временных форм бытия.

39.Происхождение и сущность сознания. Роль труда, языка и социальных отношений в формировании сознания.

40.Сознание как субъективный образ объективного мира. Основные свойства и функции сознания.

41.Общественное и индивидуальное сознание. Уровни и формы общественного сознания. Общественная психология и идеология, их единство и различие.

42.Метафизика и диалектика как всеобщие методы познания. Основные принципы и категории диалектики.

43.Диалектические законы развития, их суть.

44.Сущность системного подхода. Система, структура, элемент, их взаимосвязь.

45.Категории диалектики: содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность.

46.Категории сущности и явления, возможности и действительности.

47.Категории единичного, общего и особенного. Диалектика целого и части.

48.Практика как цель и основа познания. Объект и субъект познания. Обыденное и научное знание. Принципы научного познания.

49.Чувственное и рациональное познание. Эмпирический и теоретический уровень познания. Методы познания.

50.Концепция истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Ложь и заблуждение.

51.Наука как система. Принципы и функции науки. Иерархия и взаимосвязь наук.

52.Философское понимание природы. Общество и природа. Географический фактор в развитии общества.

53.Специфика общества как системы: экономическая, социальная, политическая и духовная подсистемы. Социальные общности и группы. Этнос.

54.Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Формационный, цивилизационный, социокультурный подходы в изучении общества.

55.Понятие культуры, eё структура и функции. Россия в диалоге культур.

56.Проблема человека в истории философии. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека.

57.Человек и общество. Индивид, индивидуальность, личность. Проблемы свободы и ответственности человека в современных условиях.

58.Человек и техносфера. Техника как социальное явление. Индустриальное и постиндустриальное общество.

59.Ценности и ценностные ориентации. Ценности в современных условиях.

60.Глобальные кризисы и проблемы современности, их взаимосвязь.

Наши рекомендации