Праздники для Божеств, памятные даты

68-03 Церемония ракхе-бандхан, которую ты провел по указанию_____, не входит в число наших вайшнавских ритуалов. Эта церемония, конечно, проводится в среде индусов как общественно-религиозный ритуал, но вайшнавы ее не проводят. (ПШП Мукунде, 26 марта 1968)

68-12 На день ухода моего Гуру Махараджи ты можешь устроить встречу, чтобы обсудить его деяния и выразить почтение его памяти. На самом деле это Движение принадлежит ему, поскольку именно по его приказу я приехал в вашу страну. (ПШП Упендре, 2 декабря 1968)

69-01 Ты спрашиваешь, в чем особенность месяца карттика. Это дополнительный стимул для людей, не обладающих сознанием Кришны, совершить какое-нибудь преданное служение. Тем, кто не имеет с сознанием Кришны ничего общего, в этот месяц предоставляется возможность со всей серьезностью совершать какое-нибудь преданное служение. [На самом деле] каждое мгновение — карттика (every moment is karttika -- ?). В этой связи можно привести хороший пример: многие магазины объявляют распродажи, чтобы привлечь новых покупателей. Но для тех, кто уже является постоянными покупателями, никакие распродажи не нужны. Они купят и так, за любую цену, потому что знают ценность и качество товаров. Подобно этому, чистые преданные не ожидают никаких рекламных акций. Движимые естественной любовью, они стараются заниматься преданным служением двадцать четыре часа в сутки, триста шестьдесят пять дней в году, без перерыва. (ПШП Джаяпатаке, 30 января 1969)

69-05 Следующий праздник будет Райрая — в этот день гопи устраивают игру, в которой Радхарани превращается в царицу, Она восседает на роскошном троне, а Кришна играет роль стражника в ее дворце, поэтому Он стоит у дверей Ее тронной залы с мечом. Это одна из тех игр, что устраивают гопи, на праздник готовят пир, танцуют и поют в честь коронации Шримати Радхарани. (ПШП Тамала-Кришне, 13 мая 1969)

69-08 Относительно праздников: я очень рад, что вы отметили Гуру-Пурниму и предложили воздушные качори. Наверное, у вас был замечательный прасад, и вы насладились им сполна, но вы забыли одну вещь, которая была в том списке в скобках: «особое почтение духовному учителю», и не прислали ничего для книжного фонда. Ну, ничего, можете исправить ошибку 5 сентября и все-таки прислать что-нибудь. Думаю, это не будет слишком уж трудно. Что касается других праздников, я опишу, как их праздновать и разошлю, как меморандум, по всем храмам. Надеюсь, вы уже получили наставление о том, как праздновать Джхулана-ятру. (ПШП Говинда-даси, 17 августа 1969)

69-09 Я очень доволен тем, что в Беркли нашелся хороший дом для храма, и арендная плата невысока — это хорошая новость. Ты пишешь, что размещаешь наши книги в новом книжном магазине. Постарайся так же точно разместить эту ценнейшую литературу во многих книжных магазинах Лос-Анджелеса и его окрестностей. Думаю, ты можешь ввести регулярную церемонию прогулки Божеств вокруг храма. Если не каждый вечер, то, по крайней мере, раз в неделю, в одно и то же время. (ПШП Тамала-Кришне, 8 сентября 1969)

70-02 Я был очень рад узнать, как хорошо идут дела в вашингтонском центре и как вы празднуете дни явления наших великих ачарий. (ПШП Дамодаре, 22 февраля 1970)

70-05 Я очень рад, что ты регулярно отмечаешь все праздники, перечисленные в нашем Чайтанья-альманахе. Мы празднуем их просто: мощный киртан и пир для Божеств с особыми блюдами — больше никакой особой программы. Таков стандарт, и так мы и празднуем. (ПШП Ямуне, 17 мая 1970)

71-11 Пушпабхишека — это когда Божеств в изобилии убирают цветами, тканями и украшениями. После этого устраивают пир горой и шествие по улицам, чтобы все горожане могли увидеть, как прекрасен Кришна. (ПШП Данавиру, 20 ноября 1971)

72-01 Многие ученики уже не раз просили меня составить список праздников и памятных дат. Теперь у нас есть Паньджика, так что скоро я составлю такой список и пошлю тебе копию. (ПШП Упендре, 21 января 1972)

72-09 Да, если Божества можно время от времени качать на качелях, это хорошо. Можно делать все, что будет приятно Господу, а кататься на качелях Ему часто нравится. (ПШП Лалитананде, 2 сентября 1972)

73-01 Я только что получил твое письмо от 30 декабря 1972. Итак, церемония шраддха для твоего отца состоится завтра, и я не знаю, дойдет ли это письмо до тебя вовремя, и будет ли от него какая-то польза. Церемонию шраддха надо проводить в нашем храме, и пир устраивать надо тоже в храме. После этого прасад нужно раздать друзьям и родственникам. Исполните киртан, проведите лекцию, почитайте книги, как на обычной программе. Идея в том, что в дополнение к обычным мероприятиям мы предлагаем обильный прасад Господа Вишну душе отца или матери. Поэтому прасад Вишну нужно раздавать в достаточных количествах, никак не иначе. (ПШП Кришна-Гопалу, 4 января 1973)

73-08 Отмечай побольше праздников: это оживляет и публику, и самих преданных. Храм — это праздники, а праздники — это пение и раздача прасада. (ПШП Тамала-Кришне, 8 августа 1973)

74-04 Я попросил Прадьюмну послать тебе список вайшнавских праздников, который ты можешь вручать индийцам, которые приходят в нью-йоркский храм. Мы не можем отвлекать внимание наших преданных на участие в так называемых религиозных церемониях, за исключением авторитетных вайшнавских праздников. Это уже превратило религию индийцев в какую-то псевдо-религиозную мешанину. Чтобы развиваться в сознании Кришны, мы должны просто сосредоточиться на Кришне. Поэтому мы можем помогать им, но наши праздники будут касаться только Кришны. (ПШП Гопала-Кришне, 27 апреля 1974)

74-06 Тысячу раз благодарю тебя за то, что ты так великолепно поклоняешься Божествам — это видно на цветных фотографиях, которые ты прислал. С самого раннего детства я тоже поклонялся Господу Джаганнатхе. Когда мне было шесть лет, отец подарил мне ратху, и я устраивал Ратха-ятру в своем квартале. А сейчас ты поклоняешься Господу Джаганнатхе в западном мире, и поклоняешься так роскошно! Это доставляет мне огромную радость. Снова и снова благодарю тебя за то, как ты ведешь поклонение Божествам в филадельфийском храме. Что касается церемонии Ратха, то продолжай работать над ней, я приеду на праздник в следующем году. А ты продолжай проводить эту роскошную церемонию для горожан. Я уверен, что она будет иметь успех. (ПШП Равиндра-Сварупе, 10 июня 1974)

Шри Гаура-Пурнима

67-03 Могу сообщить тебе, что вступить во владение нужно не позже 26 марта 1967, потому что это день рождения Господа Чайтаньи. Отмечать день рождения Господа Чайтаньи надо следующим образом:

1) Нужно красиво убрать цветами и гирляндами изображение Господа Чайтаньи и Его спутников и постоянно, с утра до вечера исполнять санкиртану. Как только в небе появится полная луна, нужно прервать дневной пост. Я имею в виду, что преданные должны весь день поститься, а вечером могут принять пищу, как в дни Экадаши.

2) На следующий день можно устроить пир в честь Явления Господа Чайтаньи и читать Его краткое жизнеописание из моего Шримад-Бхагаватам. Можно почитать также «Учение Господа Чайтаньи», часть которого будет опубликована в ближайшем выпуске «Обратно к Богу». (ПШП Брахмананде, 14 марта 1967)

68-01 Рождение Господа Чайтаньи приходится на Пхальгуна-пурниму между 15 февраля и 15 марта. Полнолуние — это день рождения Господа Чайтаньи. Думаю, ты можешь послать эти сведения Раяраме для календаря, который он печатает. (в оригинале «напечатал», но непонятно, зачем тогда посылать) Точная дата — 14 марта 1968, четверг. Процедура празднования заключается в том, что вы должны поститься с утра до вечера (примерно до 7 часов), а затем предложить Господу Чайтанье пищу и принять прасад, такой же, как в Экадаши. На следующий день, в пятницу нужно устроить настоящий пир любви, и чем больше вы сможете пригласить преданных, тем лучше. (ПШП Джанардане, 21 января 1968)

68-03 По поводу соблюдения Дня Явления Господа Чайтаньи: нет, не надо никаких духовных песен или мантр, просто пойте «Харе Кришна» или повторяйте маха-мантру на четках, и пойте молитву шри-кршна-чаитанйа прабху-нитйананда шри-адваита гададхара шривасади гаура-бхакта-врнда. Можете петь и ту молитву, о которой ты спрашивал. Она была произнесена Господом Нитьянандой, когда Он проповедовал в городе: «О братья, просто поклоняйтесь Господу Чайтанье, говорите о Господе Чайтанье, произносите имя Господа Чайтаньи». Всякий, кто делает это, мне дороже жизни. Так говорил Господь Нитьянанда. (ПШП Махапуруше, 7 марта 1968)

68-03 На встрече каждый должен постараться рассказать что-нибудь о жизни Господа Чайтаньи Махапрабху, об Его учении и философии. Ты можешь привести цитаты из указанных книг и устроить обсуждение. Пост должен продолжаться до вечера, а затем вы можете принять пищу, такую, как в Экадаши: фрукты, молоко и т.п. На следующий день можете устроить праздник. Джанардана советовался со мной и говорил, что считает, что лучше будет устроить пир в воскресенье, так что, если хотите, можете последовать его совету. А можно устроить два пира: и в один день, и в другой — как вам покажется лучше. (ПШП Махапуруше, 7 марта 1968)

68-03 Что касается Дня Явления Господа Чайтаньи, я описал все свои предложения в письме в Монреаль. Главные положения таковы: все мы должны строго поститься до восхода луны, а затем сделать подношение Господу Чайтанье экадашной пищи, то есть, предложить Ему фрукты, арахис, молоко и т.д. Затем, на следующий день, в пятницу 15-го надо устроить настоящий пир в честь Дня Его Явления. 14-го можно весь день петь в храме, читать книгу Бхактивиноды «Жизнь и учение» и Чайтанья-чаритамриту, вступление в Бхагаватам. (ПШП Балаи, 12 марта 1968)

69-02 День Явления Господа Чайтаньи приходится на 14 марта 1969. В этот день вы должны поститься до вечера, до восхода луны, а весь день следует потратить на киртан и чтение наставлений Господа Чайтаньи. Вечером, после киртана, можно принять легкую подкрепляющую пищу: фрукты, молоко, вареный картофель, а на следующий день устроить общий пир и широкую раздачу прасада. (ПШП Сатсварупе, 20 февраля 1969)

70-02 Весной можешь провести большое шествие на День Рождения Господа Чайтаньи. Провести этот большой весенний праздник на открытом воздухе — прекрасная мысль. Так что устрой пышное шествие с большой группой санкиртаны, такое же шествие можно проводить на Джанмаштами. Эти два важных праздника нужно отмечать во всех трех твоих областях, а также в других центрах. (ПШП Мадхудвише, 14 февраля 1970)

70-02 День явления Господа Чайтаньи выпадает на 22 марта, это будет воскресенье. Преданные должны поститься до вечера, а вечером провести поклонение и предложение небольшого количества экадашных блюд. На следующий день преданные должны праздновать в своем кругу и устроить небольшой пир. Широкое публичное празднество можно перенести на следующее воскресенье. Особое блюдо, которое надлежит предлагать специально по этому случаю — это бхуни кичари. Поджарь равное количество дала и риса в гхи с масалой. Добавь воды в два раза больше, чем дала и риса, а затем овощи (если используешь больше гхи, лей меньше воды). Вари до тех пор, пока блюдо не станет сухим, а рис мягким. (ПШП Кришна-дасу, 18 февраля 1970)

70-02 Но я все же предлагаю одно — организовать массовое шествие санкиртаны на день явления Господа Чайтаньи, 22 марта 1970, это тоже будет воскресенье. Поэтому если Джордж и Джон Леннон возглавят шествие, это будет великим служением с их стороны. Благодаря их присутствию множество молодых людей присоединятся к этому шествию. И если вы еще будете нести флаги, вымпелы и изображения, то шествие, начавшись от большого парка, например, от Гайд-парка, или с площади Святого Иакова, и проходя затем по каким-нибудь главным улицам, особенно через жилые кварталы, будет очень успешным. Кроме того, во время шествия вы можете распространять нашу литературу — книги и журналы. Думаю, что эта программа будет иметь огромный успех. (ПШП Шьямасундаре, 21 февраля 1970)

70-03 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 17 марта 1970, с приложением. Меня очень порадовало известие о том, что ты устроил шествие группы санкиртаны по оживленным улицам и паркам по случаю Дня рождения Господа Чайтаньи. Это прекрасное дополнение к моей миссионерской деятельности, и я очень тебе благодарен. Ратха-ятра на улицах Лондона, шествие по случаю Дня Рождения Господа Чайтаньи, а в самой главной части города — храм Радхи и Кришны — все это великие достижения лондонской ятры, и я считаю, что это большое благо лично для меня, поскольку мой Гуру Махараджа несомненно, очень доволен такой нашей деятельностью. Итак, что бы мы ни совершили по милости Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи, мы должны предаться ему и продолжать прогрессировать. (ПШП Мукунде, 24 марта 1970)

70-04 Итак, шествие по случаю Дня явления Господа Чайтаньи было очень и очень успешным. В Сан-Франциско тоже устроили шествие по улицам, и насколько я понял, в нем приняли участие от 4 до 5 тысяч человек. [Для людей] это еще один способ знакомства с нашим Движением сознания Кришны. (ПШП Гурудасу, 1 апреля 1970)

70-06 Не надо устраивать пир вечером в день рождения Чайтаньи. Нужно поститься весь день до восхода луны, а затем принять такой прасад, какой бывает в Экадаши. На следующий день можете пировать, сколько душе угодно. Если вам удастся на День Рождения устроить уличное шествие с киртаном, это будет очень хорошо. (ПШП Раяраме, дата неизвестна)

Чатурмасья

71-08 Для волос попробуй касторовое масло. Что касается воздержания от молока, соблюдай его, если можешь. Но это все не очень важно. Ради проповеди нам приходится многим жертвовать. (ПШП Химавати, 27 августа 1971)

75-08 Да, можно соблюдать Чатурмасью, если ты справляешься с утренней программой. Божествам нужно предлагать обычную пищу. Божества — не преданные, Они Господа. Господь Чайтанья соблюдал Чатурмасью, это факт, и об этом написано в Чайтанья-чаритамрите, но у тебя в храме Им нет необходимости следовать этой традиции. (ПШП Мадхудвише Свами, 4 августа 1975)

75-11 По поводу твоего приезда и путешествия со мной по Индии: о, да! Я буду очень рад! Хорошо, что ты соблюдал Чатурмасью. Я уже попросил Брахмананду Свами отправить телеграмму, подтверждающую программу твоего путешествия. Очень хорошо, что ты посетишь страны Юго-Восточной Азии, Индонезию, Таиланд, Малайзию, Гонконг, а также Китай. Это очень хорошо. (ПШП Мадхудвише Махарадже, 18 ноября 1975)

Празднование Дивали и Говардхана-пуджи (Аннакуты)

67-10 На следующий (в оригинале в «последний» last) день после Дивали вайшнавы отмечают праздник Аннакута. Этот праздник напоминает о том дне, когда Господь Кришна поднял гору, а Мадхавендра Пури построил храм для Гопала. (ПШП Прадьюмне, 17 октября 1967)

68-10 Праздник Дивали можно отмечать в храме, зажигая сотни свечей во всех помещениях храма и предлагая Божеству особый прасад. Эта церемония был проведена жителями Айодхьи, столицы Господа Рамачандры, когда Господь Рамачандра находился вдали от Своего царства, изгнанный на 14 лет Своим отцом. Его младший единокровный брат Бхарата принял на себя управление государством, а день, когда Господь Рамачандра вернулся к управлению и снова воссел на трон, отмечается как праздник Дивали. В этом заключается изначальный смысл Дивали. Слово «дивали» означает то же самое. Дипа означает «свеча», а вали означает «многочисленные». Когда зажигается множество свечей, это называется Дивали. В Индии Дивали устраивают по разным особым благоприятным поводам. Этот праздник Дивали должен отмечаться 21 октября, а прасад нужно раздавать 22 октября, днем, и это называется Говардхана-пуджа и церемония Аннакута. В Индии, во всех вайшнавских храмах проводится такая церемония, и сотням людей раздают прасад, соответственно возможностям храма. Я понял, что в прошлом году в храме проводилась церемония Дивали, и пожертвований набралось 130 долларов. (ПШП Хамсадуте, 10 октября 1968)

69-07 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 2 июля 1969, к которому ты приложил свои четки. Я начитал их и дал тебе имя Гирираджа. Гирираджа — это имя холма Говардхан, на котором Кришна обычно пас Своих коров. Во Вриндаване Холму Говардхану поклоняются как проявлению Кришны. Я очень рад, что ты насладился каплей духовного блаженства, даруемого сознанием Кришны. (ПШП Гирирадже, 5 июля 1969)

71-10 Да, Говардхана-пуджа — это авторитетная церемония, но в твоей стране такие вещи делать невозможно. Нужно довольно много места, чтобы [сложить и] украсить гору из риса. И когда мы предлагаем такую гору риса, нужно делать и другие подношения — гору чапати и других блюд. Это огромное дело. В Индии практически во всех вайшнавских храмах проводится такая церемония, и на нее тратятся огромные средства, прасад раздают тысячам людей, и все собираются, чтобы получить хотя бы немного. Если ты можешь ввести празднование Говардхана-пуджи, я не возражаю, но это потребует огромных усилий, хорошей организации и, кроме того, больших денег. Однако сам праздник авторитетен. (ПШП Дамодаре, 3 октября 1971)

Экадаши

68-02 Экадаши соблюдается, чтобы усилить преданность. (ПШП Мадхусудане, 1 февраля 1968)

68-07 Я рад, что иногда ты постишься и повторяешь мантру весь день. Это очень хорошая мысль, и ты можешь аккуратно следовать этому принципу дважды в месяц — в дни Экадаши. (ПШП Кристоферу, 13 июля 1968)

69-10 Я получил посланные тобой бананы. Можешь посылать мне тонны и тонны этих сушеных бананов. Они очень полезны, и их можно есть в Экадаши. Высушив бананы, ты можешь смолоть их в порошок, получится что-то вроде муки, и из нее можно готовить пури, халаву, пакоры и другие фруктовые блюда. (ПШП Говинда-даси, 27 октября 1969)

70-04 По поводу твоих вопросов о календаре:

1. Хера-панчами указан правильно (9 июля 1970)

2. Когда случается важный Двадаши, Экадаши переносится на этот Двадаши, и это называется Маха-двадаши. 26 октября 1970 на самом деле Двадаши, так что пост соблюдается совместно: в Экадаши не постятся, а пост в Двадаши (Маха-двадаши) соблюдают со всей строгостью. Эта старая Панджика была послана тебе только для того, чтобы ты сверил написание названий. Даты отличаются, поэтому те даты, которые я дал, правильные. Зачем ты ищешь Бьянджали Двадаши в этой прошлогодней Панджике? Я-то дал тебе даты из Панджики этого года, так что все будет не совпадать.

3. Слово ________. Это называется Одана-шаштхи, он выпадает на 14 декабря 1970. Оно правильное, даже если ты не находишь его в словаре. В словаре могут быть не все слова.

5. 7 февраля 1971 — Вараха-двадаши. Я уже объяснил все в пункте 2.

6. Что касается определения даты Экадаши — это одиннадцатый день после полнолуния и одиннадцатый день после новолуния, но иногда он приходит на день позже. Так или иначе, те даты, что я указал, верны.

Панджика, которую я тебе прислал — старая. А наш календарь — на этот, новый год. Что касается книги молитв: я не просил тебя все транслитерировать — это кто-то другой подчеркнул, я не подчеркивал. Я получил и книгу молитв, и Панджику вместе с твоим письмом. Относительно твоей работы над перепиской со Стаалем: если ты нашел все сслыки на главу и текст и добавил соответствующие переводы после санскрита, это неплохо. (ПШП Прадьюмне, 29 апреля 1970)

70-09 В целом я очень доволен твоим управлением. Программа на Экадаши очень хороша. Кришна дает тебе разум и здравый смысл. Заботься о своих духовных братьях и сестрах очень тщательно. (ПШП Карандхаре, 19 сентября 1970)

71-07 Почему же только двадцать пять кругов? Надо повторять как можно больше. Настоящий Экадаши — это пост и повторение святых имен, больше никаких дел. Во время поста повторение идет легче. Поэтому на Экадаши остальные занятия надо, по возможности, приостановить, если нет чего-то срочного. (ПШП Джадурани, 9 июля 1971)

Шри Рама-Навами

68-03 Следующий наш праздник — это день рождения Господа Рамачандры 7 апреля. Его надо отмечать так же, как как День Явления Господа Чайтаньи, а именно, поститься до вечера, а затем принять прасад. Исполнять все наши обычные церемонии надо с продолжительным киртаном “Харе Кришна Харе Рама”. Это принесет успех всему торжеству. (ПШП Мукунде, 26 марта 1968)

68-03 Что касается Дня Явления Господа Рамачандры, его следует праздновать так же, как вы праздновали День Рождения Господа Чайтаньи. Поститесь до вечера, а затем примите прасад, и весь день пойте «Харе Кришна», читайте и снова пойте, попеременно. Попойте, потом почитайте, потом снова киртан, и так целый день. Если у вас нет Рамаяны, можете почитать Бхагавад-гиту или Шримад-Бхагаватам, это нормально. (ПШП Махапуруше, 28 марта 1968)

Празднование Раса-лилы

68-11 Вы можете отпраздновать Раса-лилу хорошим киртаном и раздачей прасада. Мы отмечаем праздники именно так. (ПШП Упендре, 13 ноября 1968)

69-11 Чтобы отметить Раса-лилу, красиво уберите Божества цветами, чем больше, тем лучше, наденьте на Них украшения, гирлянды, устройте представление со светильниками и широко раздавайте прасад. Это прекрасный день для открытия храма Радхи-Кришны. Если меня, по какой-то причине, не будет, приедет Тамала-Кришна, который прибывает в Лондон в этот понедельник. И он, и Ямуна-деви очень искусны в украшении Божеств, так что церемония открытия должна пройти гладко. Подготовься к этой церемонии как следует, и немедленно дай мне знать, прибыла ли пара Божеств Радих-Кришны с последним грузом. Если нет, я привезу Божества обратно с собой. (ПШП Кришна-дасу, 7 ноября 1969)

Джхулана-ятра

73-01 Ни против приклеивания украшений воском, ни против качания Божеств на качелях во время торжества в храме на воскресной программе возражений нет, при условии, что есть роскошно украшенная джхулана, то есть, качели. Можно покачать Радху и Кришну, но Господа Джаганнатху не качайте. (ПШП Джагадише, 5 января 1973)

69-08 Относительно празднования Джхулана-ятры: в течение этих пяти дней нужно менять одежды Божеств ежедневно, нужно раздавать хороший прасад и исполнять, по мере возможности, санкиртану. Если можете, постройте красивый трон, на котором установите Божества. Этот трон можно легонько покачивать во время киртана. Это будет очень хорошо, и Божества, несомненно, останутся довольны праздником. (ПШП Джаяпатаке, 1 августа 1969)

75-08 Я рад, что ты проводишь Пхула-бангла (you are having the Phula-bangla. Я не уверена, что это название праздника. И вообще, я не знаю, что это такое.). Это принесет твоему храму популярность. Напиши мне, как все прошло. То, что ты ожидаешь на Джхулана-ятру 30 000 человек, просто прекрасно. Ты должен будешь раздавать прасад без каких-либо ограничений. Акшаянанда Махараджа даст тебе денег. Пусть каждый человек получит прасад — это наша особая программа. (ПШП Дхананьджая-дасу, 11 августа 1975)

Джанмаштами

67-08 Прими, пожалуйста, мои благословения. В своем последнем письме ты спрашиваешь, как отмечать День Рождения Радхи и Кришны. На День Рождения Кришны нужно, как и в прошлом году, поститься до полуночи, а на День Рождения Радхи нужно поститься до полудня. Затем пир. Разумеется, те, кто считает, что День Рождения Кришны ничем не отличается от дня рождения обычного человека, величайшие глупцы. А вот если человек просто поймет духовную природу этого события, а также Ухода Кришны, он обретет полное освобождение. (ПШП Брахмананде, август 1967)

70-02 Весной можешь провести большое шествие на День Рождения Господа Чайтаньи. Провести этот большой весенний праздник на открытом воздухе — прекрасная мысль. Так что устрой пышное шествие с большой группой санкиртаны, такое же шествие можно проводить на Джанмаштами. Эти два важных праздника нужно отмечать во всех трех твоих областях, а также в других центрах. (ПШП Мадхудвише, 14 февраля 1970)

Радхаштами

67-08 Прими, пожалуйста, мои благословения. В своем последнем письме ты спрашиваешь, как отмечать День Рождения Радхи и Кришны. На День Рождения Кришны нужно, как и в прошлом году, поститься до полуночи, а на День Рождения Радхи нужно поститься до полудня. Затем пир. Разумеется, те, кто считает, что День Рождения Кришны ничем не отличается от дня рождения обычного человека, величайшие глупцы. А вот если человек просто поймет духовную природу этого события, а также Ухода Кришны, он обретет полное освобождение. (ПШП Брахмананде, август 1967)

Наши рекомендации