Объективной реальности, ее первичности по отношению к сознанию, второй – в идее данности объективной реальности человеку в его ощущениях, отражения этой реальности сознанием
Человека, доступности, а, значит, реальной возможности ее познания.
Материя как объективная реальность является предметом изучения всех наук, каждая из которых исследует какой-то определенный вид материи или
ее свойство. Философия анализирует материю в ее соотношении с сознанием.
2.3. Обратите внимание на то, как современная наука, учитывая неоднородность материи, представляет ее структурную организацию.
В мире нет абсолютно простой, неизменной субстанции. Каким бы простым и элементарным ни казался объект, в действительном бытии он бесконечно сложен и неисчерпаем. Идея о бесконечности и неисчерпаемости материи как вширь, так и вглубь в настоящее время является по существу программным положением для всех наук. Любые пределы в структурной организации материи, с которыми сталкивается человек, лишь говорят об ограниченных познавательных возможностях самого человека, о его конечности, и не более.
3. Запомните основные атрибуты (признаки, проявляющиеся на любом уровне структурной организации) материи.
3.1. Движение как атрибут материи – это любые взаимодействия, а также изменения состояний материальных объектов или их систем, вызванные этими взаимодействиями.
Различают пять основных форм движения: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. В основе этой классификации лежат три принципа:
Каждая из форм движения соотносима с определенным структурным уровнем материи;
Формы движения связаны между собой генетически, т.е. высшие формы движения возникают на основе низших;
Высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим.
Различают также два типа движения. Первый тип движения связан с сохранением качественной определенности материального объекта. Воспроизведение одного и того же набора признаков позволяет говорить об определенном предмете. Внутренняя противоречивость движения как единство изменчивости и неизменности, устойчивости (покоя, сохранения) является одним из его атрибутивных свойств. Любое конкретное бытие существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип изменений, движений. При уничтожении этого типа движения данное конкретное бытие распадается, переходит в другое бытие. Покой выступает момент сохранения качественной определенности движущегося бытия. Второй тип движения связан с переходом вещества от одного качества к другому.
От категории движения следует отличать категорию развития.
Развитие – это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений
Сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.
Развитие может быть связанным с качественным преобразованием конкретного вида бытия, например, развитие растения из семени до колоса, процесс образования кристаллов, смена общественных эпох, эволюция звезд, приобретение студентом специальности, формирование новых теорий (динамический вид развития).
Другой разновидностью развития является процесс перехода с одного структурного уровня организации бытия на другой (популяционное развитие). Примерами этой разновидности может быть формирование атомов и молекул на основе взаимодействия элементарных частиц и полей: переход от углеродистых соединений к белкам, возникновение социального уровня организации бытия и др. Некоторые мыслители настаивают на том, что развитие имеет место только в живой природе.