Философское обоснование современной формы экономики.
Основная роль философии в любой области исследования (науки, культуры, религии. Экономики) заключается в том, что она формирует мировоззренческое значение данного явления. Обоснование
принципиальной возможности философии экономики можно с помощью образа «окна разума», предложенного В. Соловьёвым. «Окном раз ума» он называет любую идею, которая позволяет вести наблюдение из определённого пункта за всеобщей связью явлений в мировом целом – Универсуме. Непосредственно это целое охватить одним
«божественным виглядом» не может никто, потому судьба человека – смотреть на Универсум из «множества окон». Мир един, но приходять к нему разными путями, потому он представляется многоликим.
Предметом исследования философии экономики может стать как экономики вообще, так и отдельные её части: деньги, предпринимательство, рынок и т.д.
Мировое значение того или иного фактора экономики формирует
не сам философ, а жизненный процесс, который «выталкивает» этот факт в положение его осмысливания. В философской интерпретации он осмысливается до последних оснований своего бытия и проявляет себя в сфере духа.
Существуют разные типы экономического философствования.
1. Экономизм. С. Булгаков видел его приметы во всех направлениях жизненного процесса: в стремлении к личному обогащению, в ощущении несвободы (ограниченности) бытия, в напряжении хозяйственной энергии во всех сферах культуры (как духовных так и материальных) и т.д.
2. Экономический материализм представляет собой
воинственный вариант философской интерпретации экономизма, который проповедует «чистое» хазяйство. В такой трактовке из хозяйствования духовность исключается вообще.
3. Политическая экономия - наука, которая претендует на мировоззренческое обоснование системы хозяйствования.
Необходимость философского анализа экономики обусловлена тем, что мы сегодня имеем дело не её однозначным понятим, а с
«миром экономики». Традиционный образ однородной экономики разрушается такими фрагментами как домашняя экономики, государственная экономика, административные институты, трудове отношения и т.д. Экономическая деятельность на современном этапе не выводится из какой-либо одной основы. Это находит своё выражение в понятиях «смешанная экономика», «многоукладная экономика»,
«социальное рыночное хозяйство» и т.д. Поэтому напрашивается вывод о необходимости синтеза разных оснований экономики и выработки для этого наиболее обобщённых, фундаментальних понятий, с помощью которых она может анализировать все проявления экономического разнообразия жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Философия в структуре мировоззрения
Основные типы мировоззрения
Генезис философии
Философия античностиФилософия милетской школы Философия Гераклита и элеатов Философия Пифагорейцев Философия Демокрита Философия Сократа
Философия Платона
Философия Аристотеля
Эллинско-римская философия: стоики, эпикурейцы.
Философская мысль средневековья
Формирование предпосылок средневековой философии
Номинализм и реализм в истории средневековья
Философия Августина Философия Фомы Аквинского Философия Возрождения
Натурфилософские и социально-политические учения эпохи Возрождения
Философия Нового времени(XVII в.)
Философия Ф.Бэкона
Философия Т.Гоббса
Философия Р.Декарта
Философия Просвещения (XVIII в.)
Эпоха Просвещения.
Социально-политические и педагогические взгляды Руссо
Классическая немецкая философия
Философия И. Канта. Диалектика Гегеля
Философия К.Маркса. Идеология марксизма.Формирование философских позиций марксизма Постклассическая европейская философия XIX–XX вв.