Вопрос марксиситская ф. арксистская философия 4 страница

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По самой своей природе философия выполняет особую мировоззренческую и методологическую функции, которые не берут на себя ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом.
Всякая философия – мировоззрение, хотя мировоззрение не обязательно философия: существует, например, религиозное мировоззрение, мифологическое, научное и т. д. Мировоззрение – понятие более широкое, чем философия. Философия как особого рода мировоззрение есть концепция мира и концепция человека в его отношении к миру. Специфика философского мировоззрения – его биполярность: с одной стороны мир, а с другой стороны сам человек, который не существует вне мира. Вопрос об отношении человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения. От других форм мировоззрения философия отличается тем, что она реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности. Философия помогает человеку в осмыслении жизни, в духовном самоопределении, в формировании убеждений, которые играют ориентирующую роль в познании, поведении, творчестве. Потеря мировоззренческих ориентиров может привести к таким негативным явлениям, как суицид, наркомания, алкоголизм.
Методологическую функцию философия выполняет через систему своих методов, принципов, понятий. Философский метод, примененный в комплексе с другими методами, помогает в решении сложных научных проблем, содействует приросту научных знаний. Философские принципы и понятия проникают в саму ткань науки, участвуют в формировании научной теории. Философские категории составляют основу всякого мышления. Философия берет на себя задачу рационализации и систематизации результатов человеческого опыта во всех его формах.

циентизм и антисциетизм
Что понимают под сциентизмом и антисциентизмом? Культ науки и провозглашение ее как наивысшей ценности разви­тия человеческой цивилизации привел к утверждению в XX в. сциен­тистского мировоззрения. Сциентизм(от лат. scientia— знание, на­ука), представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в гла­зах своих сторонников предстал как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, на точноематематизиро­ванное естествознание и распространял критерии научности на все видычеловеческих взаимоотношений с миром, на все типы знания и чело­веческое общение в том числе. Ему свойственна абсолютизация роли науки. Одновременно со сциентизмом возникла его антитеза — антисциентизм,провозглашавший прямо противоположные установки. В рам­ках антисциентизма зрело весьма пессимистическое отношение к воз­можностям науки. Антисциентизм исходил из негативных последствий НТР и требовал ограничения экспансии науки, возврата к традицион­ным ценностям и способам деятельности. Сциентизм иантисциентизм представляют собой две остро конф­ликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциен­тизма относятся все те, кто приветствует модернизацию быта и досу­га, достижения НТР, кто верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что ей по силам решить все острые проблемы чело­веческого существования. Сциентисты с воодушевлением приветствуют все новые и новые свидетельства технического подъема. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия науч­но-технический революции, их пессимистические настроения усили­ваются по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Они подчеркива­ют значение искусства, религии, нравственности в жизни человека. Философский антисциентизм противопоставляет науку й свободу. Ре­лигиозный антисциентизм настаивает на религиозной мотивации всех человеческих проявлений. Важно подчеркнуть, что ориентации сциентизма и антисциентиз­ма носят универсальный характер. Они пронизывают сферу обыден­ного сознания независимо от того, используется ли соответствующая терминология и называют ли подобные умонастроения латинским тер­мином или нет. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Иногда умонастроения сциентистов и антисциентистов носят откровенный и открытый характер, чаще выражаются скрыто и подспудно. В философий сциентистские тенденции проявляются в иг­норировании ее смысложизненной проблематики и мировоззренчес­кого характера. Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно. Аргументы сциентистов и антисциентистовимеют диаметраль­но противоположную направленность. Сциентист приветствует дос­тижения науки. Антисциентист испытывает предубежденность про­тив научных инноваций. Сциентист провозглашает научное знание как наивысшую ценность культуры. Антисциентист не устает подчер­кивать недостаточность науки и критическое к ней отношение. Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедли­во подчеркивают, что наука является производительной силой обще­ства и имеет безграничные познавательные возможности. Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они под­мечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стали сама наука и ее достижения. Следователь­но, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества. Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. В отличие от них антисциентисты считают, что понятие «научное зна­ние» не тождественно понятию «истинное знание», для человека не менее важна сфера чувств и переживаний. Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые про­блемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технокра-тизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации си­туации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников. Опасность получения непригодных в пищу продуктов химическо­го синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии заставляют говорить о необходимости социального контроля за при­менением научных достижений. Однако возрастание стандартов жиз­ни и причастность к этому процессу непривилегированных слоев на­селения добавляет очки в пользу сциентизма. В истории философской мысли можно встретиться с яростной за­щитой от распространения сциентистского мировоззрения. Так, пред­ставитель экзистенциализма Серен Киеркегор противопоставляет нау­ку, как неподлинную экзистенцию, вере как подлинной экзистенции, и совершенно обесценивая науку, засыпает ее каверзными вопросами. Какие открытия сделала наука в области этики? И меняется ли поведение людей, если они верят, что Солнце вращается вокруг непод­вижной Земли? Способен ли дух жить в ожидании последних извес­тий из газет и журналов? Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы че­ловеческой жизни делает жизнь бездуховной, лишенной человеческо­го лица и романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений. Возникает не­подлинный мир, который сливается со сферой производства и необ­ходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей. Адепты сциентизма исказили жизнь духа, отказывая ему в аутентичности. Сциентизм, делая из науки капитал, коммерци­ализировал науку, представил ее заменителем морали. Только наивные и неосторожные цепляются за науку как за безликого спасителя. Яркий антисциентист Г. Маркузе выразил свое негодование про­тив сциентизма в концепции «одномерного человека», в которой пока­зал, что подавление природного, а затем и индивидуального в челове­ке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технокра­тическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые вы­падают на долю современного человека, говорят о ненормальности самого общества, его глубоко болезненном состоянии. Автор концепции личностного знания М. Полани подчеркивал, что«современный сциентизм сковывает мысль не меньше, чем это дела­ла церковь. Он не оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать их под маской слепых и не­лепых, неадекватных терминов». Представители крайнего антисциентизма высказывают требования ограничить и затормозить развитие науки. Однако эта позиция не­дальновидна, так как в этом случае встает насущная проблема обеспе­чения потребностей постоянно растущего населения в элементарных и уже привычных жизненных благах, не говоря уже о том, что имен­но в научно-теоретической деятельности закладываются «проекты» бу­дущего развития человечества. Дилемма сциентизм — антисциентизмпредстает извечной про­блемой социального и культурного выбора. Она отражает противоре­чивый характер общественного развития, в котором научно-техничес­кий прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и урав­новешиваются высшими достижениями в сфере духовности.

Наши рекомендации