Философия – неотъемлемая часть духовной культуры
Философия как теоретическое знание зародилась много столетий тому назад. Принято считать началом возникновения философии VII-VI вв. до н.э., а местом возникновения – древнюю Грецию.
Философия прошла в своем развитии долгий путь, претерпевала изменения в своем содержании, в той роли, которую она играла в культуре и в обществе в целом. Происходили изменения и в понимании самой философии, круга её основных проблем, традиций, существующих в философском знании. Но при всех изменениях, происходивших с философией, оставались неизменными по своей сути и вечно актуальными её основополагающие проблемы. В числе этих проблем – проблема понимания того, что такое философия.
При изучении любой науки мы прежде всего исходим из того, что является предметом этой науки. И, конечно, ответ на этот вопрос не представляет собой самой трудной проблемы для этой науки. Безусловно, этот ответ меняется с развитием науки, многие идеи уточняются и изменяются в своем содержании, что-то даже является предметом обсуждений среди ученых, но формулировка проблемы того, что изучает, к примеру, физика, химия, биология и т.д., обладает достаточной степенью определенности и четкости. Это связано с тем, что все эти науки являются конкретными науками, и предмет их изучения также конкретен.
Совсем не так в философии. Что такое философия? Что изучает философия? В чем состоит предмет философского знания? О чем оно, это философское знание? Как применить его и возможно ли вообще применение философского знания? Как достичь философского знания? Можно ли говорить о конкретности в отношении предмета философского знания? – эти и многие другие специфические, характеризующие только философию, вопросы теснейшим образом связаны между собой. По сути, это разные ракурсы проблемы того, что понимать под философией.
Обратимся, прежде всего, к внешней стороне проблемы, к той её грани, сквозь которую, тем не менее, просвечивают внутренние, сущностные, как говорят в философии, черты философского знания: философское знание с самого своего возникновения стало рассматриваться как мудрость. И, естественно, сразу же возник вопрос о том, как понимать мудрость, что такое мудрость, какое отношение к человеческой жизни имеет мудрость. Впоследствии сформируется вопрос о том, как соотносится житейское понимание мудрости с философским, теоретическим.
У всех античных философов есть свой интересный подход к понятию мудрости – именно они поставили эту проблему. Всё дальнейшее развитие философского знания связано с развитием философского представления о мудрости и понимания его значения для человеческой культуры. Обратимся к некоторым примерам.
Древнегреческий философ Гераклит (VI-V вв. до н.э.) произнес великую истину – «Многознание уму не научает» и оставил последующим поколениям думающих людей разъяснения:
· «мудрость состоит в том, чтобы знать всё как одно»,
· «мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе» и многие другие.
Другой выдающийся мыслитель античности – Демокрит (V в. до н.э.) заявлял:
· «многие многознайки не имеют ума»,
· «должно стараться не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума» и был убежден в том, что именно «правота и многосторонняя мудрость» «делают людей счастливыми».
Платон (427-347 гг. до н.э.) разъяснял свою позицию в отношении проблемы мудрости: «Философия есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно сущему», поэтому и считал он, что во главе государства должен стоять философ, то есть мудрец.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в рамках античности развивал и обобщал мысли своих предшественников: «ясно, что мудрость – это и научное знание, и постижение умом вещей наиболее ценных».
В Средние века философы продолжали размышлять над пониманием того, что такое мудрость, исходя из того, что философское знание ставит своей задачей достижение мудрости. У Аврелия Августина (354-430) мы читаем: «Мудрость, по моему мнению, есть не одно знание, но и тщательное исследование вещей человеческих и божественных, относящихся к жизни блаженной».
В Новое время проблема философии как мудрости по-прежнему остается предметом размышления. Например, Р. Декарт (1596-1650) писал: «Прежде всего, я хотел бы выяснить, начав с самого обычного, а именно с того, что слово философия обозначает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах. Но также и совершенное знание всего, что может познать человек; это же знание, которое направляет нашу жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех искусствах… А чтобы оно стало таковым, оно необходимо должно быть выведено из первых причин так, чтобы тот, кто старается овладеть им (а это и значит, собственно, философствовать), начинал с исследования этих первых причин, именуемых первоначалами… высшее благо, как показывает даже и помимо света веры природный разум, есть не что иное, как познание истины по её первопричинам, т.е. мудрость; занятие последнею и есть философия».
А у Г.В.Лейбница (1646-1716) мы читаем: «Мудрость – это совершенное знание принципов всех наук и искусство их применения».
Значительно позже Н.А. Бердяев (1874-1948) утверждал: «Философия ищет истину, а не истины. Философия любит мудрость. На вершинах философского сознания София входит в человека».
Ясно, что невозможно здесь познакомиться со всеми существовавшими и существующими в философии толкованиями мудрости как характеристиками философского знания и понимания самой философии как выражения мудрости. Важно знать то, что и в античной философии, и в философии Нового времени, и в новейшей философии господствует толкование философии как мудрости, то есть особого вида знания, не сводящегося к сумме сведений, формулировок и определений. Мудрость истолковывается как качественно иное понимание мира, явлений жизни, самого человека, всего того, о чем размышляют философы, состоящее в первую очередь в способности раскрыть то, что не находится на поверхности, а понять суть и тем самым стать на путь постижения Истины бытия и Истины способов его познания.
Даже первое, самое начальное обращение к высказываниям самих философов о философии показывает, как напряженно билась философская мысль над уяснением проблемы того, что такое философия. Одновременно нам становится ясно, что, во-первых, то, что между позициями отдельных философов, с одной стороны много общего, их объединяющего, а, с другой стороны, немало и различий. Во-вторых, становится ясно также, что в философии не существует какой-либо окончательной формулировки относительно предмета философского знания, которую можно было бы заучить раз и навсегда. В-третьих, можно понять, что перед нами предстают философские размышления в их истории, которые в своей совокупности (а не в механическом суммировании!) представляют собой постижение проблемы тайны философского знания. В-четвертых, мы можем сделать вывод о том, что для продвижения в понимании сущности философского знания, для ответа на вопрос – что такое философия – нужно обратиться к развитию философии в её истории, к истории философии, через посредство которой и существует философия.