Тема 8. Философия культуры

Понятийно-терминологический минимум:культура, традиция, новация, инновация, семиотика, деятельность, ценность, общественное сознание, ценностные формы общественного сознания, мораль, искусство, социальная утопия, гуманизм.

Учебно-методические задачи: Раскрыть понятие культуры и основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.).

Проанализировать проблему единства и многообразия культурно-исторического процесса. Раскрыть понятие духовности и охарактеризовать ценностные формы сознания. Рассмотреть новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.

Лекция 8, 4ч.

1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

2. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

3. Культура и духовная жизнь общества.

4. Метаморфозы духовности в современном обществе.

5. Общечеловеческие ценности и универсальные ценности современного гуманизма.

6. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.

Семинар 8, 2ч.

1. Понятие культуры.

2. Традиции и новации в динамике культуры.

3. Глобализация социокультурного пространства и диалог культур.

4. Духовность и ценностные формы сознания.

5. Мораль как форма нормативной регуляции человеческого поведения.

6. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру.

7. Религия как форма духовного освоения реальности.

8. Социальная мифология, утопия, идеология как формы общественного сознания.

Дискуссии:

Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

Литература:

1. Келле, В.Ж. От эпистемы Мишеля Фуко к матрице культуры / В.Ж. Келле // Человек. – 2007. - № 3. – С.93-106.

2. Пилипенко, А.А. Культура – существительное одушевленное / А.А. Пилипенко // Человек. – 2007. - № 4. – С. 17-31.

3. Кармадонов, О.А. Глобализация и символическая власть / О.А. Кармадонов // Вопросы философии. – 2005. - № 5. – С. 47-56.

4. Ахиезер, А.С. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера) / А.С. Ахиезер, М.А. Шуровский // Вопросы философии. - 2005. - № 3. - С. 58-70.

5. Россман, В. Мистерия центра: Идентичность и организация социального пространства в современных и традиционных обществах / В. Россман // Вопросы философии. – 2008. - № 2. – С. 42-57.

Проблема социокультурной идентификации человека в современном обществе. Общечеловеческие ценности и универсальные ценности современного гуманизма

Литература:

1. Лаптенок, А.С. Моральное наследие в социодинамике культуры / А.С. Лаптенок. Мн.: БГУ, 2001. – 124 с.

2. Лаптенок, А.С. Нравственная культура общества: преемственность и новации / А.С. Лаптенок. – Мн.: НИО, 1999. – 202 с.

3. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 95-115.

4. Столович, Л.Н. Об общечеловеческих ценностях / Л.Н. Столович // Вопросы философии. - 2004. - № 7. - С. 86-97.

5. Тищенко, П.Д. Биотехнологические предпосылки сексуальной революции ХХI века / П.Д. Тищенко // Человек. – 2009. - № 6. – С.21-30.

6. Федотова, Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации / Н.Н. Федотова // Человек. – 2003. - № 6. – С. 50-58.

Идеология белорусского государства и государственная политика в области физической культуры и спорта в Республике Беларусь

Литература:

1. Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 18 июня 1993 г. № 24-45-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 29.11. 2003 № 251- З,. от 19.07.2006 № 150-З, 20.12. 2007 № 296-З, от 09.11.2009 № 51-З) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь.

2. Майхрович, А.С. Идеология: Сущность, назначение возможности / А.С. Майхрович. – Мн.: Право и экономика, 2001. – 76 с.

3. Основы идеологии белорусского государства: курс лекций / Т.Н. Буйко [и др.]; под общ. ред. Т.Н. Буйко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГУФК, 2008. – 155 с.

4. Пономарчук, В.А. Институт спорта (история и реалии) / В.А. Пономарчук, В.С. Козлова. – Мн., 2002. – 266 с.

Раздел II. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ

Наши рекомендации