Глава 34. Последние дни в Капернауме

34.1. СОВЕЩАНИЕ У ИРОДА

Памятным субботним вечером 30 апреля, пока Иисус вселял уверенность и мужество в Своих подавленных и смущённых учеников, в Тибериаде проходило совещание Ирода Антипы с группой специальных представителей иерусалимского Совета. Эти учителя Закона и фарисеи уговаривали Ирода арестовать Иисуса. Они всеми силами пытались убедить его, что Иисус подстрекает народ к расколу и даже к мятежу. Однако Ирод отказался принять меры против Иисуса как политического преступника. Советники Ирода правдиво изложили ему эпизод, произошедший на противоположном берегу озера, рассказав, как народ пытался провозгласить Иисуса царём и как Тот отверг это предложение.

Один из приближённых Ирода, Хуза, чья жена входила в попечительский женский корпус, сообщил ему, что Иисуса не интересует земная власть и что единственная Его забота – установление духовного братства Своих верующих. Это братство Он и называет Царством Небесным. Ирод полностью доверял сообщениям Хузы и отказался вмешиваться в деятельность Иисуса. Кроме того, в то время на отношение Ирода к Иисусу влиял его суеверный страх перед Иоанном Крестителем. Ирод был одним из тех еврейских вероотступников, которые, не веря ни во что, боялись всего. Он мучился угрызениями совести из-за того, что казнил Иоанна, и он не хотел быть втянутым в интриги против Иисуса. Он знал о многих больных, которых, по всей видимости, исцелил Иисус, и считал Его либо пророком, либо относительно безобидным религиозным фанатиком.

Когда евреи пригрозили сообщить цезарю, что Ирод укрывает предателя, тот выставил их из своего зала совещаний. Поэтому в течение недели всё оставалось без изменений, и за это время Иисус подготовил Своих последователей к надвигавшемуся рассеянию.

34.2. НЕДЕЛЯ СОВЕЩАНИЙ

С 1 по 7 мая Иисус совещался со Своими ближайшими сторонниками в доме Зеведея. Только проверенные и испытанные ученики допускались на эти собрания. В то время насчитывалось лишь около ста учеников, которым хватило нравственной смелости бросить вызов отношению фарисеев и открыто заявить о своей верности Иисусу. С этой группой Он проводил утренние, дневные и вечерние занятия. Небольшие группы посетителей собирались каждое утро у моря, где с ними беседовал кто-нибудь из евангелистов или апостолов. Эти группы редко насчитывали более пятидесяти человек.

В пятницу на той же неделе старейшины капернаумской синагоги приняли официальные меры, закрыв доступ в «дом Божий» Иисусу и Его последователям. Это было сделано по наущению иерусалимских фарисеев. Иаир ушёл с поста старейшины синагоги и открыто заявил о своей поддержке Иисуса.

Последний раз Иисус учил на берегу моря пополудни в субботу, 7 мая, когда Он выступил перед собравшейся здесь группой, насчитывавшей менее ста пятидесяти человек. Этот субботний вечер ознаменовал собой момент наибольшего падения популярности Иисуса и Его учений. В дальнейшем наблюдался неуклонный, медленный, но более здоровый и надёжный рост благоприятного отношения. Появились новые последователи, которые в большей мере опирались на духовную веру и подлинный религиозный опыт. Относительно сложная и компромиссная переходная стадия между материальными представлениями о Царстве, которых придерживались последователи Учителя, и теми более идеалистическими и духовными представлениями, которым учил Иисус, осталась в прошлом. Начиная с этого времени, возвещение Радостной Вести стало более открытым и происходило с большим размахом и более широким духовным охватом.

34.3. НЕДЕЛЯ ОТДЫХА

В воскресенье, 8 мая, иерусалимский Совет распорядился закрыть все синагоги Палестины для Иисуса и Его сторонников. Это стало новой и беспрецедентной узурпацией власти Советом. До этого все синагоги существовали и действовали как независимые приходы и подчинялись своим собственным старейшинам. Только синагоги Иерусалима были подвластны Совету. Это спешное решение Совета привело к уходу в отставку пяти его членов. Для передачи распоряжения и проведения его в жизнь было сразу же отправлено сто гонцов. Уже через две недели каждая синагога Палестины покорилась этому манифесту Совета, кроме синагоги Хеврона. Старейшины хевронской синагоги отказались признать право Совета распространять свою юрисдикцию на их прихожан. Отказ подчиниться иерусалимскому распоряжению объяснялся желанием отстоять автономию прихода, а не симпатиями к делу Иисуса. Вскоре после этого синагога Хеврона была уничтожена пожаром.

В то же воскресное утро Иисус объявил неделю отдыха, посоветовав всем ученикам вернуться в свои семьи или к друзьям, чтобы дать отдых измученным душам и приободрить своих близких.

Он сказал: «Ступайте в ваши родные места, где вы сможете отдохнуть или порыбачить, молясь о распространении Царства».

Эта неделя отдыха позволила Иисусу посетить многие семьи и группы на побережье. Кроме того, Он несколько раз отправлялся на рыбалку вместе с Давидом Зеведеевым. Он проводил много времени в уединённых прогулках, и всякий раз поблизости скрывались двое или трое из наиболее преданных гонцов Давида, получавших от него ясные указания охранять Иисуса. В течение недели отдыха никакого публичного обучения не проводилось.

В течение той же недели Нафанаил и Иаков Зеведеев серьёзно заболели. На протяжении трёх дней и ночей они мучились острым и тяжёлым расстройством пищеварения. На третью ночь Иисус отправил Саломею, мать Иакова, отдохнуть и стал ухаживать за Своими страдающими апостолами. Конечно, Иисус мог мгновенно исцелить этих двух мужчин, но ни Бог, ни Иисус не пользуются этим методом, когда речь идёт о будничных трудностях и недугах людей в мирах времени и пространства. Ни разу на протяжении всей Своей богатой событиями жизни во плоти Иисус не оказал никакой сверхъестественной помощи кому-либо из членов Своей земной семьи или ближайших последователей.

34.4. ВТОРОЕ СОВЕЩАНИЕ В ТИБЕРИАДЕ

16 мая в Тибериаде состоялось второе совещание иерусалимских властей с Иродом Антипой. Присутствовали как религиозные, так и политические вожди Иерусалима. Еврейские предводители смогли сообщить Ироду о том, что практически все синагоги как Галилеи, так и Иудеи закрыты для учений Иисуса. Они вновь попытались заставить Ирода арестовать Иисуса, но он отказался выполнить их требование. Однако 18 мая Ирод согласился с планом, позволявшим членам Совета взять Иисуса под стражу, чтобы доставить Его в Иерусалим и судить по религиозным мотивам, если римский правитель Иудеи согласится с таким планом. Тем временем враги Иисуса упорно распространяли по всей Галилее слухи о том, что Ирод стал враждебно относиться к Учителю и что он собирается уничтожить всех, кто верит в учения Иисуса.

Субботней ночью, 21 мая, в Тибериаде стало известно, что гражданские власти Иерусалима не возражают против соглашения между Иродом и фарисеями о том, чтобы схватить Иисуса и доставить в Иерусалим, где Он предстал бы перед Советом по обвинению в неуважении к священным законам евреев. Соответственно, в тот же вечер, за несколько минут до полуночи, Ирод подписал распоряжение, которое уполномочивало чиновников Совета арестовать Иисуса во владениях Ирода и силой доставить Его в Иерусалим для суда. Ирод подвергся сильному давлению с разных сторон, прежде чем согласился дать своё разрешение, и он прекрасно понимал, что в Иерусалиме Иисус не может ждать от Своих заклятых врагов честного суда.

34.5. СУББОТНИЙ ВЕЧЕР В КАПЕРНАУМЕ

В тот же вечер группа из пятидесяти уважаемых граждан Капернаума собралась в синагоге для обсуждения важного вопроса о том, как поступить с Иисусом. Они проспорили за полночь, но не смогли прийти к общему мнению. За исключением нескольких человек, которые склонялись к тому, что Иисус является Помазанником Божьим, – по крайней мере, Святым, возможно, Пророком, – собрание разделилось на четыре примерно равные группы, которые придерживались, соответственно, четырёх взглядов на Иисуса: Он заблуждающийся и безобидный религиозный фанатик; Он опасный подстрекатель, способный поднять восстание; Он дружит с бесами (возможно, Он даже их властитель); Он сумасшедший.

Много говорилось о том, что Иисус проповедует учения, тревожащие простых людей. Его враги утверждали, что Его учения оторваны от жизни, что всё рухнет, если каждый человек всерьёз попытается жить согласно Его идеям. И многие последующие поколения повторяли то же самое.

34.6. ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ ВОСКРЕСНОЕ УТРО

22 мая стало знаменательным днём в жизни Иисуса. В это воскресное утро, до рассвета, из Тибериады в страшной спешке прибыл один из гонцов Давида, сообщивший, что Ирод санкционировал, или собирается санкционировать, арест Иисуса служителями Совета. Это известие о надвигающейся опасности заставило Давида Зеведеева поднять своих гонцов и отправить их ко всем местным группам учеников с требованием прибыть на чрезвычайный совет, назначенный на семь часов утра. Когда свояченица Иуды (брата Иисуса) услышала об этом тревожном сообщении, она оповестила о нём всех живших в округе членов семьи Иисуса, приглашая их тут же собраться в доме Зеведея. И вскоре, в ответ на этот срочный вызов, сюда прибыли Мария, Иаков, Иосиф, Иуда и Руфь.

На этой ранней утренней встрече Иисус дал Свои прощальные указания собравшимся ученикам: то есть на какое-то время Он прощался с ними, ведь прекрасно знал, что вскоре они будут изгнаны из Капернаума. Он посоветовал им искать водительства Бога и продолжать дело Царства, невзирая на последствия. Евангелистам предстояло трудиться так, как они считали целесообразным, вплоть до их возможного созыва в будущем. Иисус избрал двенадцать евангелистов в Своё окружение. Двенадцати апостолам Он велел оставаться с Ним, что бы ни случилось. Двенадцать женщин получили указание находиться в доме Зеведея и в доме Петра, пока Он не пошлёт за ними.

Иисус позволил Давиду Зеведееву сохранить свою курьерскую службу, которая охватывала всю страну, и теперь, прощаясь с Учителем, Давид сказал: «Иди и делай Своё дело, Учитель. Не попадайся в руки фанатиков и будь всегда уверен в том, что гонцы будут следовать за Тобой. Мои люди будут постоянно поддерживать связь с Тобой, и от них ты будешь узнавать о положении Царства в других местах, а мы будем всё знать о Тебе. Что бы со мной ни случилось, ничто не помешает этой службе, ведь я назначил первого, второго и даже третьего заместителей. Я – ни учитель, ни проповедник, но я делаю это по велению сердца, и ничто не сможет меня остановить».

Примерно в 7.30 утра Иисус начал Своё прощальное выступление перед почти ста верующими, которые заполнили внутреннее пространство дома. Для всех присутствующих это было торжественным событием, однако Иисус был необычайно весел: Он вновь стал Самим Собой. Серьёзность, свойственная Ему на протяжении многих недель, исчезла, и Он воодушевлял всех словами веры, надежды и мужества.

34.7. ПРИБЫТИЕ СЕМЬИ ИИСУСА

Около восьми часов в это воскресное утро, в ответ на срочный вызов свояченицы Иуды, в Вифсаиду прибыли пять членов земной семьи Иисуса. Из всей Его семьи во плоти только один человек, Руфь, никогда не переставала всем сердцем верить в божественность Его миссии на Земле. Иуда и Иаков, и даже Иосиф, всё ещё в значительной мере сохраняли свою веру в Иисуса, но гордыня взяла верх над их здравомыслием и духовностью. Мария также разрывалась между любовью и страхом, между материнской любовью и гордостью за свою семью. Хотя её и мучили сомнения, она продолжала смутно помнить посещение Гавриила накануне рождения Иисуса. Фарисеи старались убедить Марию в том, что Иисус был не в себе, что Он сошёл с ума. Они требовали, чтобы она, вместе со своими сыновьями, попыталась уговорить Его прекратить дальнейшую деятельность в качестве общественного Учителя. Они убеждали Марию, что вскоре здоровье Иисуса будет подорвано, а если Ему будет позволено продолжать, всю семью ждут только бесчестье и позор. Поэтому, когда пришло сообщение от свояченицы Иуды, все пятеро тут же отправились к дому Зеведея, так как ещё накануне они собрались у Марии для состоявшейся здесь встречи с фарисеями. Проговорив с иерусалимскими вождями далеко за полночь, все они в большей или меньшей степени убедились в том, что Иисус ведёт себя странно, что Он вёл себя странно уже в течение какого-то времени. Хотя Руфь не могла объяснить всё в Его поведении, она настаивала на том, что Он всегда справедливо относился к Своей семье, и отказалась согласиться с планом, целью которого было попытаться отговорить Его от дальнейшего труда.

По пути к дому Зеведея они обсудили эти вопросы и решили, что попытаются уговорить Иисуса вернуться домой вместе с ними, ведь, как сказала Мария, «я знаю, что я могла бы повлиять на моего Сына, если бы Он только согласился прийти домой и выслушать меня». Иаков и Иуда уже прослышали о том, что Иисуса собираются арестовать и доставить в Иерусалим для суда. Они также боялись за свою собственную жизнь. Пока Иисус пользовался популярностью в народе, Его семья не возражала, чтобы всё шло своим чередом. Теперь же, когда жители Капернаума и иерусалимские вожди внезапно ополчились на Него, они начали остро ощущать гнёт позора, который может навлечь их щекотливое положение.

Они рассчитывали увидеться с Иисусом, поговорить с Ним наедине и настоять на том, чтобы Он отправился вместе с ними домой. Они надеялись заверить Его в том, что они простят Ему невнимание к ним, если только Он откажется от нелепых попыток проповедовать новую религию, способную доставить одни лишь неприятности Ему самому и навлечь позор на Его семью.

На всё это Руфь отвечала только одно: «Я скажу своему Брату, что я считаю Его Божьим Человеком и надеюсь, что Он захочет скорее умереть, чем позволить этим нечестивым фарисеям положить конец Его проповедям».

Иосиф обещал позаботиться о том, чтобы Руфь молчала, пока остальные будут уговаривать Иисуса.

Когда они достигли дома Зеведея, прощальное обращение Иисуса к ученикам достигло своей кульминации. Они попытались войти в дом, но он был до предела заполнен людьми. Наконец им удалось устроиться на заднем крыльце и передать Иисусу через людей весточку, так что когда она дошла до Симона Петра, он прервал Учителя и прошептал: «Посмотри, пришли Твоя мать и Твои братья, и им не терпится поговорить с Тобой».

Мать Иисуса не понимала, сколь важным было для Иисуса это последнее обращение к Его сторонникам. Не знала она и того, что Его речь может в любой момент прерваться прибытием тех, кто собирается Его арестовать. Она действительно полагала, что после столь долгого и явного отчуждения, – учитывая тот факт, что она и Его братья продемонстрировали свою благосклонность и сами пришли к Нему, – Иисус прервёт Своё выступление и подойдёт к ним, как только Ему сообщат, что они Его ждут.

Это стало очередным случаем, когда земная семья Иисуса не смогла понять, что Он должен заниматься делом Своего Отца. И поэтому Мария и братья Иисуса были глубоко оскорблены, когда – несмотря на то что Он умолк, чтобы выслушать сообщение, – вместо того, чтобы увидеть, как Он спешит поприветствовать их, они услышали Его мелодичный голос, зазвучавший с новой силой: «Скажите матери Моей и братьям Моим, что им не следует тревожиться за Меня. Отец, пославший Меня в этот мир, не оставит Меня. Не пострадает и Моя семья. Пусть они наберутся мужества и доверятся Отцу Царства. В конце концов, кто Моя мать и кто Мои братья?»

И, протянув руки ко всем Своим ученикам, собравшимся в зале, Иисус сказал: «У Меня нет матери, у Меня нет братьев. Вот Моя мать и Мои братья! Ибо кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне мать, и брат и сестра».

Услышав эти слова, Мария лишилась чувств на руках у Иуды. Они вынесли мать в сад, чтобы привести её в сознание. В это время Иисус заканчивал Свою прощальную речь. После этого Он собирался выйти наружу, чтобы побеседовать с матерью и братьями, но из Тибериады срочно прибыл гонец, сообщивший, что сюда направляются служители Совета, уполномоченные арестовать Иисуса и доставить Его в Иерусалим. Получивший известие Андрей прервал Иисуса и сообщил Ему об этом.

Андрей забыл о том, что Давид расставил вокруг дома Зеведея примерно двадцать пять дозорных и что никто не мог застать их врасплох. Поэтому он спросил Иисуса, что следует предпринять. Учитель стоял в молчании, в то время как Его мать находилась в саду, где приходила в себя, потрясённая Его словами: «У Меня нет матери».

Именно в это время одна из женщин встала и воскликнула: «Счастливо чрево, носившее Тебя, и грудь, питавшая Тебя!»

Иисус на мгновение прервал Свой разговор с Андреем, чтобы ответить этой женщине: «Нет, счастлив тот, кто слышит Слово Божье и имеет мужество повиноваться ему».

Поспешность бегства Иисуса и Его учеников была усилена появлением у заднего входа в дом Зеведея отряда гонцов Давида. Смятение, вызванное гонцами, испугало апостолов, которые решили, что эти люди пришли схватить их, и, в страхе перед арестом, они бросились через парадный вход к стоявшим наготове лодкам. И всё это объясняет, почему Иисус не повидался со Своей семьей, ждавшей Его на заднем крыльце.

Однако Он всё же сказал Давиду Зеведею, спешно садясь в лодку: «Скажи Моей матери и Моим братьям, что Я благодарен им за их приход и что Я собирался увидеться с ними. Пусть они не обижаются на Меня, а лучше стремятся познать волю Божью и обрести милосердие и мужество для исполнения этой воли».

34.8. ПОСПЕШНОЕ БЕГСТВО

Так в это воскресное утро, двадцать второго мая 29 года н. э., Иисус, вместе со Своими двенадцатью апостолами и двенадцатью евангелистами, поспешно бежал от служителей Совета, которые приближались к Вифсаиде, уполномоченные Иродом Антипой арестовать Иисуса и доставить в Иерусалим, чтобы судить по обвинению в богохульстве и других нарушениях священных законов евреев. Было около половины девятого, когда в то погожее утро эти двадцать пять человек сели на вёсла и отплыли к восточному берегу Галилейского моря.

За лодкой Учителя следовала другая, поменьше, с шестью гонцами Давида, получившими задание поддерживать связь с Иисусом и Его соратниками и следить за тем, чтобы известия об их местонахождении и безопасности регулярно передавались в дом Зеведея в Вифсаиде, который уже в течение некоторого времени являлся центром всей деятельности, связанной с Царством. Но Иисусу было не суждено когда-либо вновь остановиться в доме Зеведея. Впредь, до окончания земной жизни, Учителю действительно было негде преклонить голову. С того времени у Него никогда больше не было даже подобия крова.

Они добрались до ближайшей деревни Хересы и оставили свою лодку у друзей. Начались скитания, в которых прошёл этот богатый событиями последний год земной жизни Иисуса. В течение некоторого времени они оставались во владениях Филиппа, пройдя от Хересы до Кесарии Филипповой, откуда они направились к побережью Финикии.

Толпа задержалась у дома Зеведея, глядя, как две эти лодки пересекают озеро, направляясь к восточному берегу, и была сильно испугана, когда сюда ворвались иерусалимские чиновники и стали искать Иисуса. Они не могли поверить, что Он ускользнул от них, и пока Иисус вместе со Своей группой продвигался на север через Ватанию, фарисеи и их помощники потратили почти целую неделю, разыскивая Его в окрестностях Капернаума.

Члены семьи Иисуса вернулись домой в Капернаум и провели около недели в разговорах, спорах и молитвах, в полной растерянности и страхе. Только в четверг пополудни они смогли успокоиться, когда Руфь вернулась из дома Зеведея, где она узнала от Давида, что её Брат находится в безопасности и в добром здравии направляется к финикийскому побережью.

Наши рекомендации