Этапы развития и основные проблемы средневековой философии.
Гл.особенностью явл.то,что центром культуры выступает Бог и его отношение к человеку.При етом человек рассматр-ся как создание,творение Бога,значит он несомостоятелен и должен тянутся к Богу как к недосягаемому идеалу,при чем чел-к ничтожен,гриховен и полностью зависит от Бога.Такое понимание в науке определяется как ТЕОЦЕНТРИЗМ. Задачей Ф.становится толкование,разъеснение данной Богом истины.Средневек-я Ф.занималась только толкованием текстов и не обращалась к изучению природы и чел-ка,то получила название СХОЛАСТИКА-упрощенная,ненаучная Ф.
Этапы развития можно раздельть на 3 этапа:1)патристика-учение отцов-создателей христ.церкви(3-8вв,представитель-Августин Аврелий Блаженный);2)арабо-язычная-10-12вв-болш.представ-й выд.врачи:аль-Кинди(9в-создание коментариев к работам Аристотеля),ибн-Сина,ибн-Рушд.Заслуга:создание учения о 2х истинах:наряду с истинами веры и религии сущ-ют истины разума чел-ка и Ф.-аверроизм;3)поздняя схоластика-13-15вв-центр.проблема-проблема универсалий,т.е.понятий-Том Аквинат.Его заслуга-создания док-в бытия,сущ-я Бога:1)основано на понятии движения(все в мире нах-ся в движении,значит должен сущ-ть перводвигатель-Бог);2)осн.на понятии причина(все в мире имеет свою причину,следюдолжна сущ-ть первопричина-БОГ);3)осн.на понятии необходимость(все в мире развив-ся по необход-ти,следюдолжна сущ=ть высшая необходимось);4)осн.на признании различных степеней совершенства всего в мире,сле.должна сущ-ть высшая степень сов-ва;5)осн.на признании целесообразности всего в мире,что свидетел-ет о божественном руководстве мира.
10. Общая характеристика философии эпохи Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические учения.
Возникает культура Возрождения в Италии во Флоренции, а затем распространяется на Западную и Восточную Европу.
Главной особенностью философии этого периода, центром культуры выступает человек и его личность. Теперь не человек должен тянуться к Богу, а Бог приближается к человеку.Такое понимание определяется как антропоцентризм.
Поскольку центром культуры становится человек, то и все проблемы рассматриваются только в соотношении с человеком, что способствовало развитию принципа гуманизма. Под гуманизмом понималась особая роль церкви в жизни общества и считалось, что церковь должна заниматься только моральным совершенствованием людей и не вмешиваться в поиск истины.
В этот период сформировались следующие философские направления: 1) Пантеизм - Бог и природа тождественны(Кузанский); 2) Деизм - Бог признается в качестве первопричины по отношению к природе, которая в дальнейшем развивалась самостоятельно; 3) Гилозоизм - вся природа одушевлена и неживая в том числе.
В этот период сформировались основные направления в культуре: 1) гуманизм-Монтень,Эразм Ротердамский(«Похвала глупости»); 2) натурфилософия-Бруно,Леонардо да Винчи,Каперник(Гелеоцентризм); 3) социально-политическая философия-Макиавелли(«Государь»),Мор. («Похвала глупости»).
11. Критика схоластики и проблема метода научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм, рационализм, сенсуализм - как основные философские направления.
Главной особенностью философии Нового времени является формирование мировоззрения, основой которого выступает развитие научного знания - законы механики Ньютона. В этот период наука становится фактом культуры, поэтому философы и деятели культуры стремились создавать свои учения по образцу научного знания, хотели сделать философию наукой.
В этот период сформировались следующие философские позиции: 1) сенсуализм-ед.источник истинных знаний выступ чувства чел-ка.Недостаток:преувеличение роли чувств и недооценка разума в познании(Люкк).2) Эмпиризм - единственным источником истинного знания выступает опыт. Недостатком такого понимания является преувеличение роли опыта и недооценка теории в познании(Бэкон,Гоббс); 3) Рационализм - единственным источником истинного знания выступает разум человека. Недостатком этого понимания является преувеличение роли разума и недооценка чувств в познании(Декарт, Лейбниц).
Ф. Бэкон. Основные философские идеи представлены в работах: 1) "Новая Атлантида" - в которой он создает образ будущего устройства общества и считает, что в будущем будут управлять ученые на основе достижения науки и техники. Девизом этого общества автор считал: "Знание - сила". 2) "Новый органон" - в которой он ставит задачу очистить философию от схоластики и метафизики, сделать ее строгой наукой, опытной в его понимании. А для этого необходимо очистить разум человека от идолов, где под идолами понимает заблуждения и ошибки разума человека. Он выделяет 4 группы идолов: а) идолы рода; б) идолы пещеры; в) идолы рынка; г) идолы театра. Он делает вывод, что от всех идолов, кроме идолов рода, можно избавиться с помощью опыта, а это позиция эмпиризма. Главной заслугой Бэкона является создание первого научного метода познания - индукции (от частного знания к общему), а по содержанию предполагает, что это изучение отдельных фактов, полученных в опыте, к их обобщению и выведению эмпирических законов.
Проблему метода познания продолжил изучать великий французский ученый Р. Декарт. Он поставил задачу: определить самое очевидное истинное знание, то есть такое, в котором нет сомнений и пришел к выводу, что самым очевидным знанием является процесс мышления. С этим связан главный принцип философии Декарта: "Мыслю - значит существую". Это позиция рационализма. Научным методом познания Декарт считал дедукцию (от общего знания к частному), а по содержанию предполагал: от исходных теоретических положений к анализу конкретных фактов.
Таким образом, в философии возникло 2 метода научного познания: индукция и дедукция.