Идеализм в понимании Платона

Вопрос

Предмет и структура философии.

Филосо́фия -дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира

структура

Онтология - учение о быте- Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем

Гносеология -учение о познании—раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания

Антропология - учение о человеке— область научного познания, в рамках к-рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде.

Логика учение о формах и правилах мышления—наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка

Этика(учение о морали)—философское исследование морали и нравственности

Эстетика(учение о прекрасном)— философская дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое

Аксиология(учение о ценностях) -изучает вопросы, связанные с природой ценностей

Социальная философия(учение об обществе)— раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Исторические типы:

1)философия Древнего Востока

2)Античная философия

3)Средневековая философия

4)Философия эпохи Возрождения

5)Философия Нового времени

6)Философия эпохи Просвещения

Вопрос

Дофилософские типы мировоззрения:

1)миф — первая форма бытия культуры,своеобразная единая точка,которая содержит в себе все возможные формы культуры в будущем. :

а)Синкретизм— сочетание или слияние «не сопоставимых» образов мышления и взглядов. Обозначает согласованность и единство .(язык,искусство,живопись,архитектура,наука )

б) телесное мышление (превращенное сознание)

2)религия (вера в сверхъестественное ) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации

3 мировые религии:

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

Христиа́нство— мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Исла́м—мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законамАллаха). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама —Коран.

Будди́зм—религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Вопрос

Философия Древней Индии

Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:
* Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.
* Ярко выраженный иррационализм.
* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.
* Интровертность мышления.
* Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.
Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае. Сохранилось достаточное количество письменных источников, дающих возможность, на основе анализа религиозно-философских систем Индии и Китая, составить представление о сущности и содержании древневосточного способа философствования.
В основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа культуры.
Причины своеобразия восточной культуры
* Климат и география.
* Традиционализм культуры.
* Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни.
* Особенности антропологии и психологии людей Востока.

Основные проблемы:

1)этико-психологические

2)этико-политические

Вопрос

Основатель – принц Гаутама, или Будда (Просветленный). Суть в 4 истинах: жизнь есть страдание; корень страдания – в жажде жизни; страдание имеет причину, а раз так, то прекращение страдания – это уничтожение жажды жизни; путь освобождения от страдания – достижение нирваны – такого состояния, в котором невозмутимость духа и освобождение от телесной зависимости избавляет человека от страданий.

К 1ой истине относится: 4 великих потока страдания-страдание рождения; страдание старости; страдание болезни; страдание смерти;

Ко 2ой: Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности приводят к разочарованию, что это невозможно осуществить в полной мере. Это приводит к возникновению кармы. Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому. Этот процесс приводит к возникновению новой кармы. Так возникает «круговорот сансары». Таким образом, причина неудовлетворённости состоит в жажде (танха), которая приводит к непрерывному пребыванию в сансаре.

К 3ей: Это полное успокоение и прекращение, отказ, отъединение, это освобождение с отдалением от той самой жажды (освобождение-отдаление)».(достичь нирваны)

К 4ой: Это есть Благородный Восьмеричный путь: правильный взгляд, правильный настрой, правильная речь, правильные действия, правильная жизнь, правильные усилия, правильное сосредоточение внимания, правильное самадхи».

Вопрос 5

Конфуцианство. Основатель – Кун Фу-цзы. Главным в К-ве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") — норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Согласно К., постичь жэнь могут лишь избранные(высшие сословия).

Дао. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться.

Недеяние. Пути Дао присуща сила Дэ. Именно через силу У-Вэй Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка.

Вопрос 6

Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).

2. критическая направленость(понлный разрыв с мифологией)

3. Принцип соревновательности(полисное устройство государства)

4. Немезис-подражание природе(если природа разумна, то человек тоже)

5 единство материального и идеального.

Вопрос

Милетская школа

Милетская ионийская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был поставлен вопрос о первоначале всего сущего, и такое первоначало милетцы видели в неком материальном веществе, чувственной стихии, которая является одновременно и субстанциальным, и генетическим началом. Философов Милетской школы объединяет также то, что все они – монисты, т. е., признавали только одно начало сущего.

Пифагорейская школа

О пифагорейском союзе и образе жизни известно множество фактов, но все в основном из поздней информации. Пифагорейцы не принимали анархию, и источник законов видели в Боге. Научные открытия считались коллективными и мистическим образом приписывались Пифагору даже после его смерти. Все пифагорейцы делились на «акусматиков» (послушников) и «математиков» (ученых). Пифагорейский образ жизни опирался на иерархию ценностей: на первое место ставилось прекрасное и благопристойное, к которому в том числе относилась и наука, на второе – выгодное и полезное, на третье – приятное.

В основу этики они клали «учение о надлежащем», т.е., о победе над страстями, о подчинении младших старшим, о почитании Пифагора.

Пифагор и его учение

Пифагор связал математику с мистикой. Он считал, что "все вещи суть числа", "самое мудрое – число", и оно управляет всеми вещами. Пифагор пришел к этому выводу так: проходя мимо кузницы, он заметил, что совпадающие удары неодинаковых по весу молотов создают различные простейшие созвучия. Но вес молотов можно измерить, и отношение их масс будет выражено каким-то числом. Т.о., качественное явление определяется через количественное, а значит, число управляет всеми вещами, в том числе и духовными. Отсюда положения Пифагора, что «справедливость есть число, помноженное на само себя», а «душа есть гармония» (гармония понималась как отношение чисел).

Душа, по Пифагору, бессмертна и может переселятся, то есть у Пифагора была идея дуализма души и тела.

Элейская школа

Философская школа элеатов возникла в «Великой Элладе». Элеаты впервые осуществили переход от физической субстанции («первоначала» милетцев) к собственно философской субстанции – бытию; они также впервые поставили основной вопрос философии – о соотношении мышления и бытия.

героклид
Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь— наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода— лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода— в землю. Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем— остыла.

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод— сытость, усталость— отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь.

Вопрос

Протогор

Дошли такие выражения Протагора: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют" (другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.).

Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём. "Контроверсии", произведение, в котором Протагор доказывал, что "о каждой вещи существует два противоречащих друг другу суждения", и никакие опровержения вообще невозможны (например, болезнь есть зло для больного, но благо для врача).

"О богах невозможно сказать ни что они существуют, ни что их не существует; ибо на пути к получению такого знания слишком много препятствий, главные из которых - невозможность познания этого предмета посредством разума и краткость человеческой жизни".

Сократ

Для Сократа проблема человека, его внутренний мир - главное. «Познай самого себя» - это его изречение, в сущности, означает требование постоянного познания каждым человеком самого себя. Человек подчиняется некоему внутреннему закону. Этот закон отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить.

Сократ считал, что абсолютная истина едина и не зависит от мнений.

Вопрос 9

Идеализм – философское учение, утверждающее (первичность) идеального по отношению к материальному. Идеализм объясняет мир исходя из духа, сознания. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм (существует идеальное, независимое от человека, из которого всё материализуется) и субъективный идеализм (первичной субстанцией является сознание человека, сознание человека конструирует наш мир).

Идеализм в понимании Платона

Главным философским открытием Платона было открытие мира идей. У него “идея” – это “истина, суть вещей” и вместе с тем “идеал”, которому стремится уподобиться всякая вещь и которым руководствуется в своих действиях разумный человек.

Идеи правят миром, учит Платон. По отношению к материальным вещам идеи выступают как образцы или матрицы, руководствуясь которыми Бог творит космос из бесформенной движущейся материи. Материя, со своей стороны, сопротивляется действиям Творца, поэтому вещи получаются такими неидеальными, несовершенными по сравнению с их чистыми идеями.

Вопрос 10

Метафизика— раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Возражения Аристотеля против учения Платона об «идеях» :
1)предположение Платона об «идеях» как самостоятельном бытии, отдельном от существования чувственных вещей, бесполезно как для познания этих вещей, так и для объяснения их бытия.
2) постулируемая Платоном область, или мир, «идей» бесполезна не только для познания, но и для чувственного существования вещей.
3) Логическое отношение между «идеями» есть отношение общих идей к «идеям» частным. При этом, согласно учению Платона, общее — сущность частного. Но два этих положения — отношение общих идеи к частным и положение, согласно которому «идеи» субстанциальны, — по мнению Аристотеля, противоречат друг Другу. А именно: выходит, что одна и та же идея может быть одновременно и субстанцией и несубстанцией: субстанцией, так как, будучи по отношению к подчиненной ей частной идее более общей, она имеется налицо или отображается в этой частной идее как ее сущность; и в то же время она не будет субстанцией по отношению к более общей сравнительно с ней идеей, которая и есть для нее ее субстанция.
4) состоит в указании, что теория эта не дает и не может дать объяснение важному свойствующей чувственного мира — их движению и становлению, возникновению и гибели. Природа имеет два противоположных начала - форму и материю. Форма обозначает актуальность, сущность вещей; материя — их потенциальность, изменчивость и случайность. В природном мире нет ничего абсолютно актуального: все содержит материю, потенциальность, а вместе с ней случайность и неопределенность, ведь материи безразлично, какие вещи из нее возникнут.
Энтелехия— в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.
Душа есть, по Аристотелю, первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «способностью» жить, действительно живёт, пока оно соединено с душою.

Учение о государстве
Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности, а также сторонником рабства. По Аристотелю, человек— политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. Наилучшее государство— это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

Вопрос 11

К культурным особенностям эпохи эллинизма относится распространение античной культуры на Восток, где она соединялась с местными традициями. Происходило взаимопроникновение культурных начал античного мира и восточных цивилизаций. В свою очередь античная культура утрачивает, принимая культурные влияния с Востока, некоторые черты, придававшие ей чёткую специфику в классический период.

Кинизм.

Основатель школы Антисфен Афинский, утверждал, что наилучшая жизнь заключается в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:

1. простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;

2. умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;

3. верность, храбрость, благодарность.

Занимались киники, в основном, этическими проблемами, мало внимания уделяя теории познания. Смыслом жизни они считали достижение добродетели.

Эпикуреи́зм

Эпикуреи́зм— философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей.

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.
Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

1)отсутствие телесного страдания;

2)невозмутимость души (атараксия);

3)дружба.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип— удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

Стоици́зм

основатель - Зенон Китийский. Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику.

Физика

Согласно стоицизму, всё существующее — телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — Бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса.

Логика

Логикатрактуется стоиками предельно широко. Предметом логики является все, что связано с осмысленной человеческой речью: правила ее внешнего словесного выражения (внешний логос), ее внутренняя смысловая и формально-логическая сторона (внутренний логос), критерии ее соответствия действительности.

Этика

Согласно стоикам, конечная цель человеческого существа заключается в жизни согласно разумной природе, тождественной счастью и добродетели. Только добродетель, определяемая как мудрость или благоразумие, является благом, и только порок является злом; все остальное – безразлично, поскольку всецело подчинено судьбе и от нас не зависит.

Вопрос 12

Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженности идеям креационизма.

Средневековье— это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция— истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Креациони́зм — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира - человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Патристика – богословская дисциплина, предметом которой является изучение богословских воззрений Отцов Церкви.

Схола́стика— систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Номинали́зм — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное»,— «эмоция»— это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек»— собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.).

Реали́зм— философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.

Наши рекомендации