Философская культура Древней Индии. Основные этапы развития древнеиндийской философии.
I. Ведический период (XV-VII в.до н.э.). Веды (дословно- «знания») – религиозно-философские трактаты.
II. Эпический период (VI в.до н.э.-II в.н.э.). Поэмы-эпосы «Махабхарата» и «Ранаяна».
III. Период Сутр (от III в.н.э.). Сутра – означает нить, линия поведения, правило, данное в виде изречения. Сутры – краткие философские трактаты.
9. Буддизм – религиозно-философское учение Древней Индии.Буддизм – учение, распространившееся в Индии после V в.до н.э., в Китае, Юго-Восточной Азии после III в.н.э.,а также иных регионов.
Основатель – Гаутама Будда (563-483 г.до н.э.). Будда – «пробудившийся к истине». Главная идея буддизма – Средний путь жизни: между путем удовольствия и путем аскетизма (строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий).
Средний путь жизни – путь знания, мудрости, разумного самоограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечная цель которого – нирвана.
Нирвана («угасание», «потухание») – состояние высшего и полного просветления, высшая благодать.
Суть учения: Будда вывел 4 благородные арийские истины:
1. Земная жизнь полна страданий.
2. Страдания имеют свои причины (жажда наживы, алчность, слава, удовольствия).
3. От страданий можно избавиться.
4. Существует путь, освобождающий от страданий: отказ от земных желаний, просветление, нирвана.
Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, цель которого – нирвана. Данный путь – восьмеричный путь, предусматривающий соблюдение следующих принципов для монахов:
1. правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни.
2. правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей , при изменении мыслей с неправильных на правильные изменяется жизнь.
3. правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу и характер.
4. правильные действия – необходимо жить в согласии с собой и другими людьми и не причинять другим зла.
5. правильный образ жизни – необходимо соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке.
6. правильное умение – усердие и трудолюбие.
7. правильное внимание – необходим контроль над мыслями, т.к. мысли порождают жизнь.
8. правильное сосредоточение – необходимы регулярные медитации, осуществляющие связь с космосом.
5 заповедей для простых людей : не убей, не укради, будь целомудренным, не лги, не употребляй одурманивающих и опьяняющих веществ.
10. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты. Древнегреческая (античная) философия возникает в VII-VI вв. до н.э. и завершается в VI в. н.э. Это духовный исток европейской культуры. Развитие начинается в греческих колониях, в городах малой Азии. Происходят первые попытки рационализированного объединения мира.
Этапы развития:
- Досократический (VI-V века до н.э.). Милетская школа: Анаксимен, Гераклит, Фалес, Пифагор; Эллейская школа: Зенон, Анаксагор, Энфидокл; Атомисты: Демокрит и Левкипп.
- Классический (сократический) – середина V и до конца IV в. до н.э. Философия достигла рассвета. Выдающиеся люди: Сократ, его ученики (Платон, Аристотель – самые выдающиеся). Школа софистов.
- Эллинистический (конец IV в.-II в. до н.э.). Перипатетическая школа (Аристотель); академия Платона; Стоическая школа; Эпикурская школа; школа скептиков.
- Римский (I в. до н.э.-V в. н.э.). Стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий); Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар); Скептицизм (Секст Эмпирик); Неоплатонизм (Плотин).
В целом, античная философия представляет собой попытку построить рационализированную картину мира, т.е. разумно решить основной вопрос мировоззрения – о взаимоотношении человека и мира. При этом в древнезападной философии имелись зародыши почти всех дальнейших разновидностей философских видов мировоззрения: философии идеализма и материализма. Философия Древней Греции представляет что-то среднее между наукой и искусством, ее можно было назвать художественной научностью.
Источники: античная философская литература сохранилась плохо, все труды философов первого периода погибли, сохранились лишь фрагменты. Труды софистов дошли также во фрагментах. Почти полностью сохранились труды Платона и Аристотеля, и это надежные источники знаний. Ценный источник знаний – Метафизика Аристотеля. До наших времен дошла поэма Тита Лукреция Кар «О природе вещей».
Характерные черты античной философии.
- Синкретичность – большая слитность, неразделенность проблем.
- Космоцентризм: человек – микрокосмос, природа и вселенная – макрокосмос.
- Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир.
- Античная философия – этика добродетелей.
- Функциональность призвана помочь людям выжить, применима в жизни (геометрия Эвклида).
Этика выходит на первый план.
11. Милетские мыслители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Древнегреческая философия досократического периода.
Что есть все? Что является первоначалом? – первым эти вопросы поднимал Фалес Милетский.
Фалес (640-545 гг. до н.э.) – вода. Одушевлял все сущее. Разделил год на 365 дней и на времена года. Фалес полагал, что все рождается из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей — вода; начало и конец Вселенной— вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде.
Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) – Апейрон - бесконечная субстанция. Разделил день и ночь, создал часы. Вселенная, по Анаксимандру, развивается сама по себе, без вмешательства Богов. Источником происхождения всего сущего Анаксимандр полагает некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало — Апейрон, которому присуще непрерывное движение.
Анаксимен (588-525 гг. до н.э.) – воздух. Первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается». Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни.
Гераклит из Эфеса (520-460 гг. до н.э.) – огонь.
Ксенофан (570-478 гг. до н.э.) – земля.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – атом.
Пифагор (580-500 гг. до н.э.) – число.
Все представители этой школы были материалистами (VII-V в.до н.э.). Второе название школы – Школа физиков.
12. Гераклит Эфесский – основатель античной диалектики. Гераклит из Эфеса (520-460 гг. до н.э.) – первоначало - огонь. Гераклит Эфесский – основатель античной диалектики. Прозвище – «темный» - непонятный современникам. Главная идея: «Все относительно в этом мире» - Врачи и лечат и причиняют боль, что возникает, то и умирает.
Диалектика (с гр. «искусство ведения спора, беседы») – учение о наиболее общих закономерных связях и становлениях, учение о развитии бытия и познания, метод творчески познающего мышления.
Закон единства: противоположные начала, их борьба - источник движения (конец ночи приводит ко дню). Единство противоположных начал, т.к. одно сменяется другим (за весной приходит лето). Гераклит считал, что не знание главное, а понимание!- «Многознание уму не научает».
13. Пифагор и пифагорейская школа.Пифагор (580-500 гг. до н.э.) – «убеждающий речью». Пифагор создатель древнегреческой религиозной философской школы, которая впоследствии получила название «Пифагорейство». Пифагор многое сделал для развития геометрии. Все числа Пифагор разделял на четные и нечетные. Заложил принципы арифметики. Помимо математики, в пифагорейском союзе большое внимание уделялось музыке, архитектуре, скульптуре и изобразительному искусству.
Основные идеи:
- Пифагор учил, что душа бессмертна, переходит из тела в тело, и что в мире все повторяется через определенные промежутки времени – метемпсихоз (а в античной философии - Сансара) – перевоплощение. Человек помнит все свои реинкарнации, произошедшие в прошлом.
Катарсис – очищение, высшая этическая цель для любой души. Для тела очищение осуществляется с помощью вегетарианства, а для души – с помощью восприятия гармонической музыки.
- Математика рассматривается как каркас космографии, как путь выведения единой формулы мира, которая тождественна с музыкальной гармонией.
- Первооснова всего сущего – число, являющееся, по мнению Пифагора, фундаментом всего порядка во вселенной и в обществе, познание мира должно заключаться в познании чисел, управляющих этим миром. «Где нет числа и меры - там хаос и химеры».
- Учение о протокатегориях (все вещи представляют собой противоположности). Протокатегории показывали единство мира(без добра нет и зла). Пифагорейцам был свойственен особый уклад жизни, воспитание целомудрия, воспитание к древним учениям. Имущество вступающих в союз становилось общим.
Пифагорейская школа просуществовала в течение двух столетий, с последние трети VI века до н.э. по вторую половину 1V в. до н.э. и сыграла огромную роль в развитии античной науки и философии. Это была идеалистическая теория. А милетская школа – материалистическая теория.
14. Философия элеатов. Апории Зенона из Элеи.Эта школа создана по названию города, создателем школы был Ксенофан (570-478 гг. до н. э.).
Все Боги – это плод людской фантазии, для Ксенофана существует всего один Бог – это вселенная. Для учения Ксенофана был характерен пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир.
Фалес – вода;
Анаксимен – воздух;
Гераклит – огонь;
Ксенофан – земля.
Ксенофан не создал своей законченной системы. Философские идеи Ксенофана были развиты его учеником Парменидом (540-470 гг. до н.э.). Его учение представляет собой первую в Древней Греции попытку изложить метафизическое понимание окружающего мира и природы. Бытие неподвижно.
Отстаиваемая Парменидом картина мира имела собой представление мира с помощью органов чувств. В своем учении он отстаивает идею о том, что нельзя доверять чувствам, а можно доверять только своему разуму.
Поэма «О природе» – 160 стихов. В ней две части: «Путь истины» (ведет нас к миру умопостигаемому, познание мира с помощью разума) «Путь мнения» (познание мира с помощью чувств).
Парменид утверждает, что разум имеет превосходство над чувствами. Чувства нас обманывают. По мнению Парменида, подлинно существует не то, что мы чувствуем, а то, что мы мыслим. Мыслимое существует, а немыслимое не существует.
В целом, ценность философии Парменида в его разделении чувственного и рационального познания и в его понимании достоверного и вероятного знания.
Ученик Парменида Зенон из Элеи – древнегреческий философ (490-430 гг. до н. э.). Он утверждает, что бытие неподвижно.
Апория – недоумение, трудноразрешимая проблема. Движение и многообразие вещей не могут быть объяснены. Получить истинное знание посредством истинного восприятия невозможно. Одна из апорий – «Дихотомия» (деление пополам). Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Движение- это видимость, а не сущность.
Мелисс (5 в. до н.э.) систематизатор идеи элеатов.
15. Учение Демокрита. Атомизм.Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – основоположник материалистического направления в философии, написал свыше 50-и трактатов. Основные идеи:
- Весь материальный мир состоит их атомов.
- Атом – мельчайшая частица, первый элемент всего сущего.
- Атом неделим.
- Атомы имеют различную величину и различную форму.
- Между атомами существует пространство, заполненное пустотой.
- Атомы находятся в вечном движении. Хаотичное движение атомов порождает вихри, которые образуют тела, а затем миры. Существует множество миров. Один мир может быть уничтожен и поглощен другим миром.
- Существует круговорот атомов. Живые организмы, вещи распадаются, затем опять рождаются в новых.
- Атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
С Демокритом завершается досократический период философии(заканчивается космис), первые попытки всего сущего.
16. Характерные черты философии софистов. Софизм как основной логический прием софистов. В V в. до н.э. в Древней Греции установилась демократическая форма политической жизни.
Софисты – платные учителя мудрости.
Софисты – философская школа в Древней Греции. Существовала в V – первой половине IV в. до н.э., представители которой являются не столько философами-теоретиками, сколько философами-педагогами, обучавшими граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.
Среди софистов выделяются группы:
ü старшие софисты – V в. до н.э. (Протагор, Горгий, Критий);
ü младшие софисты – IV в. до н.э. (Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах).
Софисты учили риторике, различным приемам доказательства и опровержения, искусству вести спор и побеждать в споре при любых обстоятельствах, воздействовать на слушателя и добиваться определенного успеха.
Сафизм – (с гр. «хитрая выдумка») – «видимость доказательства» - особый прием интеллектуального мошенничества.
Софизмы – логические приемы, уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.
Пример: сафизм «рогатый» - ты не потерял рога, значит ты их имеешь. – это все нарушения законов логики.
Протогор предложил формулу такого воззрения – «Человек – есть мера всех вещей». Истина зависит конкретно от человека, она субъективна – такой взгляд называется субъективизмом.
Деятельность софистов вызывала неодобрение, как властей, так и иных философских школ. Софисты внесли большой вклад в греческую философию и античную культуру.
Софисты критически взглянули на окружающую действительность и распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов, за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями.
Софисты считали, что окружающий мир относителен и существует лишь мир мнений.