Теория отражения выдвигает и доказывает ряд постулатов.
Первое. Сознание не является всеобщим свойством, атрибутом бытия – материи, зато таким всеобщим свойством служит отражение, то есть способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других предметов, явлений, систем в процессе взаимодействия с последними. Таким образом, отражение составляет одну из сторон, один из моментов материального взаимодействия.
Второе. Учитывая материальность взаимодействия, следует говорить о том, что отражение в зависимости от формы движения материи также имеет свои типы, формы, виды, уровни. Выделяют, например, отражение в неживой природе, в живой природе и отражение на социальном уровне. Отличие отражения в живой природе и на социальном уровне в том, что отражение этих типов создает предпосылку возникновения и функционирования видов отражения более высоких уровней.
Третье. Результатом того или иного материального взаимодействия является образ (слепок, отпечаток) одного предмета в другом, несущий информацию о природе воздействующего предмета. В зависимости от формы отражения выделяют механические, физические, химические, биологические, психические, социальные образы. Например, при механическом воздействии более твердого тела (камень) на более мягкое (пластилин), последний способен запечатлеть образ вдавливаемого в него камня, несущий некоторую информацию о форме, твердости, силе и направленности воздействия. Здесь образ имеет пассивный характер. На уровне живой природы образ приобретает активный характер, то есть, связан с активным использованием результатов внешних воздействий для активной ориентации подвергнувшегося воздействию организма в окружающей среде. Например, при ожоге возникает волдырь для изоляции и естественного залечивания обожженного места. Или, к примеру, при воздействии солнечных лучей растение тянется к солнцу. И в том, и в другом примере живая система, находясь под внешним воздействием, приводит в активное состояние заложенную в нее внутреннюю программу движения (в широком смысле). То есть здесь образ имеет природу качественно иную, нежели природа воздействующего объекта.
Четвертое. На уровне живой природы появляются такие виды отражения, как раздражимость, простейшая чувствительность, нейрофизиологическое и психическое отражение.
Раздражимость есть способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей. Например, цветок под воздействием света и тени открывает или закрывает свои лепестки.
Если раздражимость присуща и растениям, то простейшая чувствительность или способность к ощущению характерна только для животного мира. Она предполагает способность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически нейтральные для организма факторы, связанные со значимыми воздействиями и несущие о них информацию. Например, свет выступает как сигнал о пище и вызывает внутреннее состояние, связанное с обильным слюновыделением.
Нейрофизиологическое отражение уже не просто обеспечивает активность организма по поиску пищи, света, тепла, а дает возможность осуществлять сложные схемы оповещения, предполагающего систему расчлененной организованной последовательности действий для достижения значимой цели. Нейрофизиологическое отражение связано с нервной системой и основано на внутренних программах, аккумулирующих «видовой опыт» организма.
У развитых живых существ со сложной нервной системой появляется психическое отражение. Когда автоматических действий, закодированных в нейрофизиологической программе (дыхание, теплообмен, пищеварение, ходьба, манипуляции руками и т. д.) становится недостаточно, субъект действия задерживает автоматическое реагирование и переходит к обследованию реальной ситуации, к ориентировочной деятельности в отношении объекта. Эта ориентировочная деятельность является основой возникновения психического отражения и психических образов. Важно понять, что, осуществляя ориентировочную деятельность, ее субъект – живое существо – всегда опирается на уже автоматизированные навыки, закодированные в нейрофизиологической программе. Но как только «новый маршрут» в достаточной степени отрабатывается, движение по нему также может стать доведенным до автоматизма стереотипом.
Пятое. На уровне психического отражения мозг как венец развития нервной системы создает потенциальную возможность для появления идеального (не несущего в себе материального субстрата), субъективного (присущего познающему субъекту) образа, то есть сознания. Но сознание как функция общественных отношений становится реальностью лишь на уровне социального отражения, которое включает формы общественного сознания и индивидуальные формы отражения, связанные с работой человеческой психики и сознания. Таким образом, познание, эмоциональные процессы, волевая активность, работа памяти – все это органичное единство есть процесс и результат формирования и использования психических образов на уровне социального отражения.
__________
Для диалектико-материалистической теории познания философским аспектом выступает понимание знания как основы идеального плана практически – преобразовательной деятельности. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания. Будучи первоначально вплетенным в ткань реальной человеческой жизни, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством, религией и др.) является научно-теоретическая деятельность.