Франциск Ассизский1 Franciscus Assisiensis
(1181/1182-1226)
В 1181 или в 1182 г. в купеческой семье Петра и Пики Бернардо-
не родился мальчик, которому мать дала имя Иоанн. Отец, одна-
ко, вернувшийся из Франции после рождения первенца, пожелал,
чтобы он носил имя «не Иоанна Крестителя, который был одет
в верблюжью шкуру», а был бы «элегантным, искусным и любезным
Французом»·, что и значит — Франциск.
С четырнадцати лет после недолгого школьного обучения Франциск
стал учиться купеческому делу, но в целом вел довольно беззаботную
жизнь, мечтая о рыцарских подвигах. В 1199 г. он участвовал в восста-
нии против герцога Сполетанского, переросшем в восстание против ас-
сизского дворянства, которое обратилось за помощью к Перудже. Войско
горожан было разбито, а Франциск попал в плен, где провел год. После
возвращения из плена он отправился с неким рыцарем в Апулию. Во вре-
1 Подробную биографию св. Франциска см. в статье В. Л. Задворного «Свя-
той Франциск и история Францисканского ордена» (Святой Франциск Ассиз-
ский. Соч. / ред. перевода, вступ. ст. и коммент. В. Л. Задворного. М., 1995), ко-
торая послужила основой для данного описания жизни святого.
мя этого пути в душе его неожиданно произошел крутой перелом, побу-
дивший его вернуться домой и начать новую — монашескую — жизнь.
Франциск стал проповедовать идею нищеты. Отец безуспешно
пытался бороться с сыном и однажды, в 1206 г., даже обвинил его
в краже денег. Представ перед судом ассизского епископа Гвидона,
Франциск сложил вместе все свои деньги и одежду и сказал: «До сих
пор я называл своим отцом Петра Бернардоне. Отдаю ему все день-
ги и одежды, полученные от него, и говорю: Отец наш на небесах».
Франциск начал свое служение с восстановления полуразрушенных
храмов, ухаживал за прокаженными, стремился возродить созерца-
тельную и, вместе с тем, активную жизнь, похожую на жизнь Хрис-
та, в которой во главе угла стояла проповедь Благой Вести. Франциск
призывал к универсальному апостольству и евангельской бедности,
и его последователи отрекались от личной собственности и выходили
за монастырские стены. Францисканцы образовали общину, которая
не вела никакой хозяйственной деятельности и жила на добровольные
пожертвования. Не имея постоянного места жительства, они зани-
мались миссионерской деятельностью, противопоставив себя мона-
шеским рыцарским орденам, которые главным образом вели проповедь
мечом. Потому хотя монашеская цель по-прежнему предполагала от-
речение от земных благ, в общине не было презрения к временному ми-
ру. Франциск полагал, что к Богу надо приводить людей лишь с помо-
щью бескорыстного служения, с жалостью и состраданием к человеку,
с благодарностью к Богу, испытывая радость за все Им сотворенное
и Им связанное. Потому животные считались братьями, телесное на-
до было ублажать, любовь к ближнему перестала быть только запо-
ведью на словах. 'Всем, кому довелось слышать Франциска, он казался
человеком другого века. Это возвращение любви к плоти, апология пло-
ти была сродни Тертуллиановой апологии, но без Тертуллиановой не-
истовости, которую заместили бескорыстие и благожелательность.
Сохранился рассказ об одном из братьев-францисканцев, или минори-
тов (меньших братьев), который стал умирать с голоду от чрезмер-
ной аскезы. Узнав об этом, Франциск не только заставил его поесть,
но и сам стал есть вместе с ним, хотя в это время держал пост,
а также разбудил и пригласил на трапезу остальных братьев, чтобы
больной не устыдился есть в одиночку.
Спустя десять лет после возникновения францисканская общи-
на насчитывала более пяти тысяч человек. За мужским орденом
возник женский, а затем Третий орден, объединивший мирян. Па-
па Иннокентий Ш благословил францисканскую общину и ее устав,
это благословение позволило францисканцам свободно проповедо-
вать в церквах, хотя многие священнослужители опасались допус-
кать неученых монахов, ведущих, как они полагали, непристойный,
то есть нищенский, образ жизни, к проповеди Божьего слова1.
1 О судьбе Францисканской общины смотри также вводную статью к пуб-
ликации трактата Бонавентуры.
Сам Франциск желал окончить жизнь мученически. В 1219 г. он
прибыл в Египет, где стояла армия крестоносцев, и предстал перед
султаном, сопровождаемый одним из братьев. Хотя султан уста-
новил награду за каждого убитого христианина (да и его ученые му-
жи требовали казни Франциска и его собрата после того, как они
объявили себя послами Господа), однако после разговора с Францис-
ком, он стал предлагать ему в дар земли и просил остаться при его
дворе. Тогда Франциск предложил развести костер. Сам он хотел
пройти сквозь огонь. В случае если бы он остался невредим, то сул-
тан должен был бы принять христианство. Султан, не решившись
на такое испытание, отпустил монахов.
Мечта о мученичестве сбылась в праздник Воздвижения Креста
в 1224 г., когда Франциск взошел на гору Альверну, чтобы провести со-
рокадневный пост архангела Михаила. Там Франциск увидел спускаю-
щегося к нему Господа в образе шестикрылого серафима и тогда совер-
шилось мистическое распятие Франциска на кресте: на его теле
появились стигматы — раны распятого Христа от гвоздей и копья.
Через два года после смерти Франциска папа Григорий IX при-
числил его к лику святых, хотя Франциска почитали святым еще
при жизни. Гробница с его мощами ныне находится в Ассизи.
Ниже публикуются «Наставления, или Увещевания» св. Фран-
циска, которые представляют собой собрание его сентенций. Вре-
мя их составления точно не установлено, предположительно это
1216—1221 гг. Предполагается, что «это собрание появилось в ре-
зультате объединения в одно целое кратких поучений» Франциска
«по разным поводам, в том числе и на капитулах Ордена, затем
оно было отредактировано, а, возможно, и дополнено цитатами из
Священного Писания. Принадлежность «Увещеваний» св. Франци-
ску не вызывает сомнений, они содержатся в древнейшей рукописи
его сочинений» (Св. Франциск Ассизский. Соч. С. 53).
А. А. Иванов
Наставления (увещевания)1
Гл. I. О Теле Господа
Господь Иисус сказал Своим ученикам: «Я есмь путь и истина
и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если
бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». И отныне знаете
Его и видели Его. Филипп сказал Ему: «Господи! Покажи нам
Отца, и довольно для нас». Иисус сказал ему: «Столько времени
Я с вами, и ты не знаешь Меня? Филипп, видевший Меня, видел
Отца Моего» (Ин. 14,6-9). Отец обитает в свете неугасимом (ср.:
1 Тим. 6,16), и Бог есть Дух (Ин. 4,24), и Бога не видел никто ни-
когда (Ин. 1, 18). Поэтому не может быть виден иначе как в Духе,
что Дух животворит, плоть не пользует ни мало (Ин. 6, 64).
Но и Сына, в том чем Он равен Отцу, никто не может увидеть
иначе, чем как Отца или Святого Духа. Отчего все видевшие Гос-
пода Иисуса в унижении и не увидевшие и не уверовавшие в Дух
и в Божественность, в то, что Он истинный Сын Божий, были
осуждены. Так же и все, видящие жертвоприношение в виде хле-
ба и вина, совершаемое на алтаре по слову Божьему рукой свя-
щенника, и не видящие и не верящие в Дух и Божественность,
в то, что поистине это есть святейшее Тело и Кровь Господа наше-
го Иисуса Христа, осуждены по свидетельству самого Всевышне-
го, Который говорит: «Сие есть Тело Мое и Кровь Моя Нового
Завета, [за многих изливаемая]» (ср.: Мк. 14, 22-24); и: «Ядущий
Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (ср.: Ин.
6, 55). И лишь Дух Божий, обитающий в верных Его, принимает
священнейшее Тело и Кровь Господа. Все же прочие, не имеющие
от этого Духа и предвкушающие принять Его, в осуждение себе
едят и пьют (ср.: 1 Кор. 11, 29). Откуда: «Сыны человеческие, до-
коле жесткосердие» (ср.: Пс. 4,3). Неужели не знаете истины и не
© E Широнина, перевод, 1995
1 Печатается по изданию: Св.Франциск Ассизский. Соч. М., 1995.
верите в Сына Божьего (ср.: Ин. 9, 35)? Вот, Он ежедневно уни-
чижает Себя (ср. Фил. 2, 7), подобно тому, как от царственных
престолов (Прем. 18, 15) пришел во чрево Девы; ежедневно при-
ходит к нам, являясь уничиженным; ежедневно нисходит с лона
Отца (ср.: Ин. 1,18) на алтарь в руки священников. И как Святым
апостолам предстал в истинной плоти, так и нам сейчас предста-
ет в святом Хлебе. И как они телесным зрением видели только
Его плоть, но верили, что Он Бог, взирая духовными очами, так
и мы, видя хлеб и вино очами телесными, да увидим и твердо уве-
руем, что это есть Его священнейшее Тело и Кровь — живые и ис-
тинные. И так всегда пребывает Господь с верующими, как Сам
Он говорит: «Я с вами до скончания века» (ср.: Мф. 28, 20).