Процесс развития в диалектике и метафизике
В истории философии сложилось две альтернативные концепции развития – диалектика и метафизика, которые принято называть основными философскими методами
На всех этапах развития философии диалектика и метафизика сменяли друг друга, становясь господствующими философскими методами.
Различают три исторические формы диалектики:
1) античная (все течет, все изменяется), представленная в учениях Гераклита, Платона, Зенона;
2) немецкая идеалистическая (где развивается абсолютная идея, абсолютное сознание), разработанная Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем;
3) материалистическая которая представляет собой целостную систему принципов, законов и категорий объективной действительно- сти, основы которой заложены Марксом, Энгельсом, Лениным.
Основной альтернативой диалектики является метафизика, что буквально обозначает, следующий после физики. В метафизике различают следующие исторические формы:
1) «старая метафизика» – XVII-XIX вв. (метафизический мате- риализм, натурфилософия и др.);
2) новая метафизика XX ве- ка, которая проявляется в концепциях замкнутого круга (Тойнби), простого поступательного движения и др.
Смена диалектики и метафизики в истории философии происходила закономерно и была связана с качественными изменениями в науке и естествознании. Античная диалектика была первой в объяснении мира, но была вынуждена уступить место метафизике, когда естественные науки занялись изуче- нием конкретных явлений в их статике и метафизика была прекрасным методом для их исследования. Новый виток в развитии диалектики был связан с бурным развитием научных знаний, когда основное внимание переносится из собирательного и описывающего анализа на систематизирующее, срав- нивающее и классифицирующее (Линней, Дарвин, Менделеев).
В основе философского метода лежат ответы на следующие ключевые вопросы: 1) что является источником развития? 2) по какой причине происходит развитие? 3) что является движущей силой развития?
Для метафизики источником развития является внешняя сверхъприродная, сверхъестественная причина (Бог, Мировой разум и т.д.), которая проявляет себя в виде внешнего толчка. Для неѐ характерно противопоставление нового и старого, причѐм новое или совершенно отрицается, или если признаѐт- ся, то причины выносятся за пределы действительности. Дви- жение рассматривается как простое перемещение тел в про- странстве и чаще всего по замкнутому кругу.
Диалектика рассматривает старое и новое как противоположности, которые в результате развития способны превращаться друг в друга. Для неѐ источником движения и развития является внутреннее противоречие в результате борьбы противоположностей. Если для метафизики новое отождествляется со старым (оно есть не что иное как увеличивающееся или уменьшающееся старое, то есть старое и новое различаются только количественными параметрами: новое возникает в процессе количественного изменения старого), то диалектика рассматривает возникновение нового в процессе качественного скачка – взрыва, переворота, катастрофы. При этом новое появляется на месте разрушенного старого или является внешним дополнением старого. Источником развития диалектика считает взаимное превращение противоположностей – количества в качество. Если метафизика рассматривает развитие как идущее по замкнутому кругу (концепция историче- ского круговорота), либо как движение по прямой, по восходящей линии, либо как движение вспять, то диалектика представляет его как процесс поступательного движения, когда старое отрицается новым, а новое – новейшим, то есть развитие рассматривается как бесконечный прогресс. Если в мета физике абсолютизируется момент сохранения в процессе раз- вития, то в диалектике – момент отрицания и постоянного изменения.
Закон противоречия
Логический закон, согласно которому высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными. З.п. говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т.е. о высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. Отсюда иное название закона - закон непротиворечия, подчеркивающее, что закон отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости.
Противоречат друг другу, напр., высказывания: "Луна - спутник Земли" и "Луна не является спутником Земли", "Трава - зеленая" и "Трава не является зеленой" и т.п. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом - это же самое отрицается.
Закон был открыт Аристотелем, считавшим его наиболее важным принципом не только человеческого мышления, но и самого бытия. И вместе с тем в истории логики не было периода, когда этот закон не оспаривался бы и когда дискуссии вокруг него совершенно затихали бы.