Позитивизм и этапы его развития
Характеристики философских течений XX в.
Развитие философии в XX в. также шло под знаком усложнения ее проблематики, увеличения числа различных течений, что было обусловлено глобальными изменениями общественной жизни.
Философских направлений насчитывается более ста. Нами могут быть проанализированы только самые основные.
XX век – век величайших потрясений человечества. Две мировые войны унесли многие миллионы человеческих жизней, уничтожили величайшие памятники культуры, разрушили промышленность и жилищный фонд многих стран. Три всемирных кризиса (1917, 1945, 1970 гг.) повсеместно чередовались региональными и локальными, как экономическими, так и политическими потрясениями. Сложными для человечества были предкризисные и послекризисные периоды. Эти ситуации актуализировали потребность в философском анализе мира. На новом историческом этапе многие из возникающих философских школ и течений приобретали черты, ранее не свойственные философским учениям: узость проблематики, претензии на главенство среди прочих, отсутствие четко определенного предмета исследования, противоборство с классической традицией в философии, единение с религиозными учениями (схоластикой, мистикой).
Кроме того, ярким явилось их стремление скрыть свою идеологическую ориентацию, выявить четкую обращенность к определенным социальным слоям: экзистенциализма - к художественной интеллигенции, позитивизма -к академическим кругам, неотомизма - к верующим. Характерным явилось и то, что некоторые ранее существовавшие философские школы отказались от прежней направленности, занялись исследованиями, далекими от заявленных деклараций.
Позитивизм и этапы его развития
Позитивизм (лат. positivus - положительный ) - многоэтапно развивающееся идеалистическое направление, неоднократно изменяло свой предмет исследования. Возникнув в XIX в. ( О.Конт ) как разновидностьэмпиризма, позитивизм доказывал, что опыт — единственный источник познания. На втором этапе переходит к методологическим и мировоззренческим вопросам, провозглашая отсутствие материализма и идеализма как основных течений философии. При этом он характеризуется заявкой на создание третьей линии в философии, но за основу берется первичность комплекса ощущений. Третий этап (неопозитивизм) выявляет преобладание семантического идеализма. Семантика - языковедческая дисциплина, исследующая значение коренных слов и условий их возникновения. Неопозитивисты под значением слова понимают не их соответствие предметам окружающей нас действительности, а совокупность ощущений индивида, его личный опыт. Ими введено понятие верификации, обозначающее истинность тех слов, которую можно проверить эмпирическим путем. Но он трактуется только как чувственный опыт. Философские положения часто не подвластны непосредственной чувственной проверке, поэтому они провозглашаются неопозитивистами неистинностными. При этом умалчивается, что их проверка специфична – она может осуществляться длительно, посредством практически преобразующей деятельности многих поколений людей. Четвертый этап - постпозитивизм - ориентирован на отмежевание философии от традиционных проблем ( мир, человек ). Называя их псевдопроблемами, постпозитивисты ограничивают философские аспекты, затушевывают актуальность философии в тех случаях, когда конкретно-научные трактовки недостаточно четки и приходится решать более сложные конструктивные задачи.
Последний этап обозначен позитивистами как научный материализ 60-70гг. XX в. В этот период наблюдается тяготение к психофизической проблематике, к анализу соотношения духа и тела.
Изучение показывает зависимость поэтапности развития позитивизма от кризисных периодов общества в XIX-XX вв., демонстрирует желание рассмотреть материализм и идеализм как всего лишь два разновозможных языка, а не противостояние идей и мировоззрений. В связи с этим провозглашается отсутствие у философии своего предмета исследования, возможность рассмотрения каждой частной наукой самой себя как собственной философии.
Уповая на свою многоэтапность, позитивизм особо претендует на титул ведущей философии XX в., оставляя в тени свою предметную, поисковую непоследовательность.