Жанры и стилевые формы литературной критики
С точки зрения жанровой принадлежности литературная критика Валерии Пустовой разнообразна:
1. Рецензия: например, на роман «Подслушка» Филиппа Байона («Филипп Байон. Подслушка. Перевод с польского Ирины Адельгейм») или на роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» («Накануне глиняного человечества»);
2. Критическая статья: например, «Долгое лёгкое дыхание (Современный роман в поисках жанра)», «Пораженцы и преображенцы (О двух актуальных взглядах на реализм)»;
3. Эссе: например, «Великая лёгкость»;
4. Обзорная статья: например, «Рожденные эволюцией (Опыты по воспитанию героя: Яцутко, Чередниченко, Кабаков, Павлов, Санаев, Зайончковский), «Серый мутированный гот с глазами писателя»;
5. Творческий портрет: например, «Юлия, или Новая Словомуза».
Что касается стилевой формы, то она зависит от жанра. Для критических статей Пустовой характерно обращение к научно-популярному стилю, именно в них часто встречаются литературоведческие термины. Если это эссе, то оно тяготеет к художественному стилю. Однако Пустовая позволяет себе употребление разговорных слов и выражений, которые наиболее точно могут передать отношение критика к тому, о чём она говорит. Например, в статье «Инстанция общего смысла», выражая своё неодобрение, Пустовая использует выражение с нелитературным глаголом: «Полезный навык — задумываться над существом того, что ты делаешь, — подменен в обществе принципом быстрого результата. Скорой прибыли (закон экономики), однодневной помпезности (национальная идея), удовольствия сейчас (жизненная философия). Более долгие проекты требуют не результативных, а смысловых гарантий. Но пока рыба прет, ловцы остаются рыбачить». Критика Пустовой имеет черты публицистического стиля и по использованию риторических вопросов, восклицаний, экспрессивной лексики, и по воздействующей на читателя функции, то есть критика Пустовой стремится оказать непосредственное влияние на мнение читателей. Валерия Пустовая прямолинейна и категорична в своих оценках, она не стесняется и в выражениях: «Когда кончаются революции — их провозвестники уходят в бессрочный отпуск. Нулевые годы Россия встретила с дезодорированными подмышками, удобными тампонами, в новом лифчике и без трусов. Правда Ерофеева была намотана на ус, а ус сбрит. Мы стали ерофейскими-европейскими, викторизованными-цивилизованными. И патриарха тела, пока он не оброс марксовой бородой, готовы сдать в “букинист” — с пометой “устаревшее”» [Серый мутированный гот с глазами писателя, «Континент», 2004].
Если поставить вопрос о том, к какой литературно-критической концепции следует отнести критику Валерии Пустовой, то стоит обратить внимание на два литературных направления: постмодернизм и реализм.
Сама Пустовая не относит себя к постмодернистским критикам, напротив, она довольно резко отзывается о писателях-постмодернистах (пример тому В.Ерофеев). Более того, критик отрицает тот и факт, что «мы живём в обществе постмодернизма».
Критику В. Пустовой можно включить в литературно-критическую традицию реализма. Однако она осмысляет реалистические принципы с новых позиций. Пустовая говорит, что реализм «золотого века» не отвечает требованиям нового времени ни по форме, ни по содержанию. Основной принцип реалистической литературы – отражение жизни – сохраняется у Пустовой, но имеет свою специфику, которая соответствует современности.
Таким образом, Валерия Пустовая рассматривает произведения современных авторов с позиции нового реализма, а в критической статье «Пораженцы и преображенцы: о двух взглядах на реализм» выявляет особенности нового реализма через сопоставление с реализмом классическим.
Список литературы:
1. Пустовая В. Е. Юлия, или Новая Словомуза [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Дружба Народов. – 2014. - №11. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/druzhba/2004/11/pu13-pr.html
2. Пустовая В. Е. Серый мутированный гот с глазами писателя [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Континент. – 2004. - №121. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/continent/2004/121/pu18.html
3. Пустовая В. Е. Лена Элтанг. Стихи [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Знамя. – 2004. - №3. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2004/3/pu15.html
4. Пустовая В. Е. Мария Степанова. Счастье [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Знамя. – 2004. - №5. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2004/5/pust16.html
5. Пустовая В. Е. Новое «я» современной прозы: об очищении писательской личности [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Новый мир. – 2004. - №8. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/8/pu9.html
6. Пустовая В. Е. Филипп Байон. Подслушка. Перевод с польского Ирины Адельгейм [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Знамя. – 2004. - №9. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2004/9/pust21.html
7. Пустовая В. Е. Накануне глиняного человечества (Олег Юрьев. Новый Голем, или Война стариков и детей) [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Октябрь. – 2005. - №1. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2005/1/pu10.html
8. Пустовая, В. Е. Диптих [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Знамя. – 2005. - №125. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/continent/2005/125/pu24.html
9. Пустовая В. Е. Пораженцы и преображенцы (О двух актуальных взглядах на реализм) [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Октябрь. – 2005. - №5. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2005/5/pust18.html
10. Пустовая В. Е. Рожденные эволюцией (Опыты по воспитанию героя: Яцутко, Чередниченко, Кабаков, Павлов, Санаев, Зайончковский) [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Континент. – 2006. - №129. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/continent/2006/129/pu17.html
11. Пустовая В. Е. Благая банальность [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Новый мир. – 2006. – №3. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/3/pu12.html
12. Пустовая В. Е. Инстанция общего смысла [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Знамя. – 2009. - №11. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2009/11/pu14.html
13. Пустовая В. Е. Свято и тать (Современная проза между сказкой и мифом) [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Новый мир. – 2009. – №3. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2009/3/pu11.html
14. Пустовая В. Е. Ничё о ником: апофатик Пелевин [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Октябрь. – 2010. – №6. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2010/6/pu12.html
15. Пустовая В. Е. Матрица бунта (Захар Прилепин и Роман Сенчин в традиции интеллигентского самосознания в России) [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Континент. – 2011. – №150. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/continent/2011/150/p23.html.
16. Пустовая В. Е. В зазеркалье легко дышать [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Новый мирю – 2011. - №7. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/7/pu11.html
17. Пустовая В. Е. Чувство мимимического [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Вопросы литературы. – 2013. - №5. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/voplit/2013/5/6p.html
18. Пустовая В. Е. Великая лёгкость [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Октябрь. – 2014. - №10. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2014/10/72p.html
19. Пустовая В. Е. Долгое лёгкое дыхание (Современный роман в поисках жанра) [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Знамя. – 2016. - №1. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2016/1/dolgoe-legkoe-dyhanie-sovremennyj-roman-v-poiskah-zhanra.html
20. Из интервью: http://litlive.ru/topics/kritiki/viewpost/162
21. Пустовая В. Е. Теория малых книг [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Новый мир. – 2015. - №8. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2015/8/16pust.html
22. Пустовая В. Е. Скифия в серебре («Русский проект» в современной прозе) [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Новый мир. – 2007. - №1. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2007/1/pu12.html
23. Пустовая В. Е. Родины дым [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Октябрь. – 2011. - №8. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2011/8/pu12.html
24. Пустовая В. Е. Крупицы тверди [Электронный ресурс] / В. Е. Пустовая // Вопросы литературы. – 2010. - №4. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/voplit/2010/4/pu5.html