Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма
Целесообразно начать изложение этого вопроса с выяснения и уточнения содержания самих понятий "гуманитарная культура", "сциентизм" и "техницизм", а также ряда понятий, сопряженных с ними.
Сразу следует заметить, что словосочетание "гуманитарная культура" в литературе встречается относительно редко, если же оно все же в ней фигурирует, то довольно в узком значении и, как правило, не определяется.
В определенном смысле можно говорить о "двух культурах" - рационально-технической, естественно-технической (научно-технической) и гуманитарной. Первая из них носит преимущественно утилитарно-прагматический характер, ориентирована на " обработку" природы, её вещества, материала и энергии, на технико-экономическую результативность, эффективность и преобразование. Она обеспечивает научно-технический прогресс, успешное развитие и функционирование материального производства. Вторая - в основном неутилитарна, неинструментальна, ориентирована главным образом на обработку, облагораживание социального мира, общественных отношений, человеческого общения и самих людей, на производство, хранение, трансляцию и потребление высших духовных ценностей, отличается истинной духовностью.
Английский ученый, писатель и гуманист Ч.Сноу в книге "Две культуры" говорит о "научной" и "гуманитарной" культуре и противоречий между ними, выражает справедливую озабоченность о спасении высших духовных ценностей и тем самым человека. Здесь же он указывает на столкновение научной и художественной интеллигенции.
Гуманитарная культура потому так и называется, что она антропоцентрична, в своем фокусе имеет именно человека, его сущностные силы, подлинную духовность, человеческие отношения и межличностное общение.
Гуманитарная культура является особым духовно-практическим, ценностно-смысловым способом освоения, преобразования мира, прежде всего социального. Она представляет собой определенный тип и стиль миропонимания, мировосприятия, мироотношения и миропреобразования.
Гуманитарная культура - есть всеобъемлющее, "сквозное" явление, то есть в той или иной мере присутствует в самых различных сферах общественной жизни. Однако она все же имеет свою специфическую, относительно самостоятельную первоначальную, "источнико-живительную", "генерирующую" область. Она прямо и непосредственно включает в себя философию, обществознание, человековедение, право, мораль, искусство, мифологию, педагогику, религию, философию, "человеческие" общественные отношения, облагороженное общение, нравственно-эстетическое поведение людей, гуманитарное образование, воспитание и просвещение. Порой вся эта область как раз и называется гуманитарной.
Гуманитарная культура - есть "живая душа", мера человеческого в человеке, важнейшая интегральная характеристика степени духовного развития общества и личности, постижения ими ценностно-смыслового содержания своей жизнедеятельности, выражает гуманистический характер образа мыслей, чувств и действий.
Ядром и системообразующим фактором гуманитарной культуры является её аксиологический компонент (высшие духовные ценности), а основополагающим, ключевым принципом (ценностью) и целью - гуманизм.
К числу гуманитарно-культурных ценностей относятся такие: гуманизм, добро, красота, социально-гуманитарная истина ("три лика" данной культуры); правда (тесно связана с истиной и справедливостью); социальная свобода и творчество (характеризуют социально-преобразующую сторону этой культуры); социальная справедливость и общественный идеал (выражают должное и желаемое общественное устройство); товарищество, дружба, коллективизм, интернационализм, патриотизм и любовь (ценности общения и межличностных отношений). Совесть, стыд, честь и достоинство (связаны главным образом с самосознанием); смысл жизни, счастье, вера и надежда (придают жизни осмысленный и оптимистический характер); мир и миролюбие (ценности безопасности и самосохранения людей).
Ценности гуманитарной культуры как бы венчают всю систему и иерархию человеческих ценностей, занимая здесь ведущее место. Они являются всеобщими, общечеловеческими, "абсолютными" и жизненно - ориентирующими ценностями. В них концентрируются и кристаллизируются социально-исторический опыт, духовные достижения человеческого рода, чаяния и желания людей, образцы жизнедеятельности, должное и желаемое.
Гуманитарно-культурные ценности составляют духовно-бытийный фундамент человеческого сообщества, возвышают человеческий дух, обеспечивают сохранение и развитие самой главной ценности - человека. Они имеют не только общественное, но и индивидуально-личностное значение.
Короче говоря, ценности гуманитарной культуры делают человека именночеловеком. "Если развитие человеческого рода - верно замечал А.Мень, - перестает питаться духовными ценностями, то это будет не развитие, а тяжелая деградация".
Резюмируя, можно сказать, что гуманитарная культура общества - это целостная, интегральная характеристика его духовности и "человечности", способ и мера свободной реализации сущностных сил человека в культурно-историческом процессе, в гуманитарной области и её результатах, есть творение самого человека, производство, распространение и потребление высших духовных ценностей, а также степень духовно-практического преобразования мира, прежде всего социального, сообразно этим ценностям.
Гуманитарная культура какой-либо социальной группы или отдельной личности в основном характеризует меру овладения и усвоения ими общественно-гуманитарной культуры, участия в качестве его социального и нравственного субъекта, в деле "очеловечивания" и одухотворения общественных отношений, в производстве, воспроизводстве и потреблении высших духовных ценностей.
В целостной гуманитарной культуре следует выделять культуру мышления, чувств, языка и речи, общения и поведения, а также культуру общественно-исторического самосознания. А если брать её в более широком плане, то в ней можно выделить и телесно-физическую культуру.
Гуманитарная культура выполняет целый ряд функций. Среди которых, конечно, основополагающей, ключевой и определяющей является гуманистическая. Она противостоит "антикультуре", "антиценностям", абсолютному рационализму, сциентизму и техницизму, всему бездуховному.
Сциентизм - философско-мировоззренческая ориентация, абсолютизирующая роль науки в общественном развитии, рассматривающая её как высшую ступень человеческого разума, утверждающая научное знание в качестве абсолютной, высшей духовной и социальной ценности.
Социальный идеал сциентизма - это общество, во главе которого стоят "лица науки", интеллектуальная элита, осуществляющие "социальную инженерию" и решающие рациональным способом все социальные проблемы.
Антисциентизм . выражает критическое, негативное отношение к науке и её достижениям, требует ограничения экспансии науки, научного знания и научной рациональности. В своих крайних формах он вообще отвергает науку, считает её силой, враждебной и чуждой подлинной сущности человека, главной причиной кризиса духовной культуры.
Сциентизм и антисциентизм являются двумя крайностями в оценке роли науки в жизнедеятельности людей, по-своему упрощают ситуацию, умоляют, игнорируют роль социокультурных факторов, экономики, политики и общественной практики в функционировании и развитии науки.
Очевидно, что если сциентизм близок к техницизму, то антисциентизм - антитехницизму.
Техницизм - философско-мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль техники и технологии в общественном развитии, выражающая веру в безусловную благотворность их прогресса для человечества, в автоматическое изменение общества под их влиянием. Словом, это техноцентризм.
Антитехницизм - философско-мировоззренческая позиция, выражающая критическое, негативное отношение к технике, рассматривающая её как враждебную, чуждую, разрушительную и дегуманизированную силу. Ему близки идеи технофобии.
Технофобия - позиция, выражающая страх перед отчужденной техникой, воспринимающая её как реальную угрозу человеческому бытию. В нем выражается боязнь утраты гуманистических идеалов и нравственных норм, человеческой индивидуальности. Следует ещё хотя бы вкратце охарактеризовать сциентистское и технократическое мышление.
Сциентистское мышление - это особый вид метафизического, одностороннего и дегуманизированного мышления, которое абсолютизирует роль научной рациональности в жизнедеятельности людей, достижения, средства и методы естественных и технических наук в деле решения всех социальных проблем.
Технократическое мышление - это также особый вид метафизического, одностороннего и дегуманизированного мышления, которое абсолютизирует образ техники, машин, формально-логических схем и их роль в общественной жизни, которое рассматривает человека всего лишь как средство, фактор какого-либо процесса, ориентировано на средства и методы технической рационализации социальной действительности, на решение сложных социальных проблем чисто техническим, инженерным и рационально-организационным путем.
Понятно, что сциентистское и технократическое мышление тесно связаны с сциентизмом и техницизмом. Однако представляется необходимым их выделить отдельно, ибо они широко распространены среди научно-технической интеллигенции, определяют их образ мыслей и действий, включены в их профессионально-практическую деятельность, а не являются просто философско-мировоззренческими ориентациями, созерцательными формами видения мира.
Известно, что в 60-80-е годы ХХ столетия многие западные ученые и политики на основе идей сциентизма и техницизма создали концепции "индустриального", "технотронного", "постиндустриального", "информационного" общества.
Надо заметить, что с конца 70-х годов заметна тенденция к обновлению сциентизма и техницизма, их представители стали отказываться от идеи саморазвития науки и техники, начали говорить о пределах научной технической рациональности, об "истинной рациональности", "системной рациональности открытого типа" и пр. Иными словами, появляются неосциентизм и неотехницизм.
В конце ХХ века в мире растет озабоченность относительно неконтролируемого, расширяющегося воздействия науки и техники на человеческое бытие, негативных последствий научно-технической революции. В значительной мере исчезают сциентистский и технократический оптимизм, мифы, социальные иллюзии, утопии, связанные со сциентизмом и техницизмом, критика техногенной цивилизации приобретает новые формы.
Мы долгое время считали, что научно-технический прогресс, "она - учивание", "технизация" всей нашей жизни - это благо. Теперь же многие усомнились в этом. "Люди, несмотря на расширяющийся комфорт жизни, - писал В.В.Налимов, - неожиданно начали утрачивать мотивацию основное экзистенциальное начало человека. Опасность нарастает и обретает зловещий, т.е. экспоненциальный характер. Теперь со всей очевидностью становится ясно, что научно-технический прогресс далеко не благо".
Люди все больше понимают, что гуманитарно-культурный дефицит - самый опасный дефицит. Сциентистское и технократическое мышление, которые носят дегуманизированный характер, которым чужды общечеловеческие ценности, представляют серьёзную опасность для человечества.
Следовательно, сейчас крайне актуализировались аксиологические, ценностно-ориентационные и смысложизненные вопросы. А в силу этого гуманитарная культура, направленная всей своей сутью против против сциентизма и техницизма, ныне становится просто необходимой, она призвана "окультурить", гуманизировать всю систему общественных отношений, способствовать превращению человека в высшую ценность и цель общественного развития, в подлинного социального и нравственного субъекта, в творца культурно-исторического процесса.
А.Швейцер справедливо замечал: "Для культуры имеют значение три вида прогресса: прогресс познания и практики, прогресс приобщения человека к обществу, прогресс духа. Опьяненные прогрессом теоретического познания и практики, наблюдающегося в наше время, мы забыли позаботиться о прогрессе духа человека".
Конечно, не следует сдерживать научно-технический прогресс, отказываться от новой техники и технологии, от научной рациональности, компьютеризации и информатизации человеческой жизнедеятельности, однако, всему этому надо придать социально-ориентированный, гуманистический и гуманитарный характер. Ученым, техническим специалистам и инженерам необходимо освободиться от сциентизма и техницизма, в своей деятельности ориентироваться на гуманитарную культуру и её ценности.
Следовательно, гуманитарная культура - это сама жизненность и судьба человечества, важный фактор гуманизации материального производства, научно-технического прогресса, научной, технической и инженерной деятельности. Именно с ней, а не с сциентизмом и техницизмом, следует связывать переход человечества от техногенного обществу гомогенному, гуманистическому.