ФеноменологияЭдмунда Гусерля(1859-1938). Глубинная психология: З.Фрейд, К.-Г.Юнг, А.Адлер, Э.Фром. Герменевтика: Ф.Шлейермахер, Х.Гадемер.
Тема 9.Русская философия
9.1. Основные источники, особенности и периодизация русской философии
9.2. Зарождение и развитие русского философского мировоззрения (Иларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей)
9.3. Формирование и становление русской философии в 18-19вв. (Ф.Прокопович, Н.И.Новиков, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.С.Сковорода, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев)
9.4. Развитие российской философии во второй половине 19 века
а) западники (Кавелин, Герцен, Чаадаев) и славянофилы (Аксаков, Самарин, Хомяков)
б) материалистическое направление (Чернышевский, Бакунин, Плеханов, Ленин)
в) идеалистическое направление (Достоевский, Толстой, Данилевский)
г) религиозная философия (Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков).
9.5. Отечественная философия в 20 веке:
а) естественнонаучное направление (Циолковский, Вернадский, Кедров, Моисеев),
б) гносеологическое направление (Ильенков, Бахтин, Стёпин),
в) социальная философия (Зиновьев, Панарин),
г) философские проблемы этики, культурологи (Ильин, Флоренский, Лосев)
Тема 10. Онтология (учение о бытии). Материя и сознание.
10.1.Понятие о бытии. Категория бытияв истории философии
10.2. Материальныймир. Бытие и субстанция. Понятие материи
10.3. Проблема единства и многообразия мира
10.4. Движение, пространство и время как способ и форма существования материи
10.5. Духовный мир (сознание). Проблема сознания в истории философии.
10.6. Свойства, формы, структура сознания. Сознательное и бессознательное.
10.7. Познавательные способности человека. Сознание и мозг.
10.8. Основные категории философии
Тема 11. Гносеология
11.1. Понятие познания. Проблемы познания в философии.
11.2. Сущность, содержание и структура познания
11.3. Основные направления в теории познания
11.4. Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение.
11. 5. Методы и формы научного познания.
Тема 12. Диалектика (философия развития)
12.1. Зарождение диалектики , ее развитие как науки ( от Гераклита до Гегеля)
12.2.. Принципы и законы диалектики
12.3. Категории диалектики
Тема 13. Философская антропология( учение о человеке)
13.1. Размышления о природе и сущности человека в истории в философии. Понятие индивида и личности.
13.2. Теории происхождения человека. Факторы антропогенеза
13.3. Цель и смысл жизни: основные философские подходы
Тема 14. Аксиология (философия ценностей)
14.1. Аксиология-учение о ценностях. Потребности, интересы, традиции.
14.2. Значимость ценностей для разных культур. Ценности жизни и ценности культуры
14.3.Проблемы оценки ценностей: объективный и субъективный подходы. Классификация ценностей.
Тема 15. Философия общества и истории.Глобальные проблемы современности
15.1. Основные подходы к пониманию природы и сущности общества
15.2. Основные сферы общественной жизни
15. 3. Понятие исторического процесса. Роль личности в истории
15.4. Динамика и направленность социального развития Линейные и циклические концепции истории. Общественный прогресс
15.5. Формационные и цивилизационные концепции истории
15.6. Глобальные проблемы современности
Тема 16. Философия науки, культуры и образования
16.1. Наука и критерии научности. Основные этапы развития научного знания
16.2. Ведущие теории философии науки. Формы лженауки
16.3. Понятие культуры. Материальная и духовная культура. Система наук о культуре.
16.4. Культура и цивилизация. Контркультура и массовая культура
16.5. Философия образования: цель, непрерывность и самообразование
Тема 17. Философия религии
17.1. Религия как феномен человеческой культуры. Происхождение, структура и функции
17.2. Основные мировые религии: время возникновения, осбенности
Тема 18. Духовная жизнь общества. Нравственное, правовое и эстетическое сознание
18.1. Общественное сознание как основа духовной жизни общества: формы и социальная регуляция
18.2. Этика, мораль и нравственность. Профессиональная и прикладная этика
18.3. Философия права. Эстетика. Правовое и эстетическое сознание
Некоторые высказывания ФИЛОСОФОВ
Пифагор (580 – 500)
* После божества и демона следует больше всего уважать родителей и законы
* Человек – мера всех вещей: человек мыслит, животное только ощущает
* Душа человека бессмертна… Она совершает кругооборот три тысячи лет
* Берегите слезы ваших детей, дабы они могли пролить их на вашей могиле
Гераклит (530 – 470)
* Демократия – это правление неразумных, некомпетентных
* Народ должен сражаться за законы как за свои стены
Демокрит (470-420)
** «Законы- это дурное изобретение»
** Первый трактат «Логика» (или Каноны»
Платон (427 – 347) –«Государство», «Политика», «Законы»
* Мировая душа – первопричина мира (софисты + Платон)
* Государство возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь совместно
* Единство государства подрывается, если есть крайности между бедностью и богатством
* Источник всех социальных конфликтов – частная собственность, она должна быть упразднена
=* «человеческая душа до своего вселения в тело обитала в высшем мире идей… В земной жизни душа «припоминает» то, что было «там»?
!!! Его работу «Государство» называют «коммунистическим трактатом»?
* В идеальном государстве правит сословие философов, т.е. мудрых… Аристократия – лучшая форма правления
* В душе человека есть три начала: разумное (разум), яростное (эмоции),
вожделеющее (инстинкты)
??? «Худшая форма правления (среди законных) –это демократия
=* Моральные добродетели основаны на сторонах души человека: мудрость – разумная сторона, мужество – волевая, умеренность – аффектная сторона
=* «человеческая душа до своего вселения в тело обитала в высшем мире идей… В земной жизни душа «припоминает» то, что было «там»?
Аристотель (384 – 322) -«Политика», «Афинская политика»
!!= Основатель ЛОГИКИ : «Первая аналитика», « Вторая аналитика», «Топика», «Метафизика»
* Право – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения
* Человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех людей
* По поводу чего Аристотель говорил: «Платон мне друг, но истина дороже»?
* Кто описал со своими учениками 158 конституций греческих и варварских государств?
* Закон- это уравновешенный разум
* « Большинство людей повинуется скорее необходимости , чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести..»
* Кто утверждал, что все нравственные добродетели: дружба, любовь, справедливость – это социальные добродетели?
* Кто ввел термин «этика»?
Цицерон (106 – 43) -«О государстве», «О законах»
* Когда говорит оружие, законы молкнут
* Благо народа – высший закон
* Наибольшее бесправие существует там, где царит только буква закона (т.е.формализм)
**** Он признавал присутствие в человеке «чего-то небесного и божественного», но отвергал веру в загробный мир
*** Он рассматривал этику как «искусство правильно жить, чтобы достигнуть полного счастья»?
* Цицерон соединил греческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры вцелом, ввел понятие «РЕСПУБЛИКА» (Res populi – достояние народа)
= Он утверждал: «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей…то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать…, если бы эти права могли получить одобрение голосованием или решением толпы»
* Цицерон : «Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса… ни сама Вселенная существовать не могут»?
**Право - определяющее начало государства
** «Государство возникает вследствие необходимости защиты частной собственности» (Цицерон)
* Неравенство людей порождается частной собственностью
* Народ – это не любое соединение людей, а лишь тех, кто связан согласием в вопросах права
* Государство есть достояние народа
* Правительство есть говорящий закон, закон – немое правительство
Сенека (04 г. до н.э. -65г. н.э.)
** Был учителем императора Нерона
** в 55 г. н.э. в своем письме другу излагает 10 заповедей из Нагорной
проповеди Христа задолго до опубликования Библии ?
** « Душа –это бог, нашедший приют в теле человека» ; «Человек для человека святыня»
** Кто в «Письмах Луцию» говорил , что « все философы говорят не о том,
как сами живут, но как надо жить другим»;
* «Мы не умираем, мы только прячемся в природе. Ибо дух наш вечен… Что нам оплакивать в этом мире? Все суета…»
Сенекав письмах к Луцилию подчеркивал, что неважно, длинна или коротка жизнь человека, важно, чтобы она была достойно сыграна.
· « Душа –это бог, нашедший приют в теле человека» ;
· «Человек для человека святыня»
· «Мы не умираем, мы только прячемся в природе. Ибо дух наш вечен… Что нам оплакивать в этом мире? Все суета…»
Давая советы учащимся, Сенека писал о том, что надо быть направляемыми, а не исправляемыми.
Будда
Конфуций
Лао-цзы
Пифагор (580 – 500)
Гераклит (530 – 470)
Демокрит (470-420)
Парменид и Зенон (336-264 до н.э.)
Сократ (469-399 до н.э.)
Платон (427 – 347)
Аристотель (384 – 322)
Эпикур (342-271 до н.э.)
Цицерон (106 – 43)
Сенека (04 г. до н.э. -65г. н.э.)
Марк Аврелий (121-180)
А.Августин (Блаженный) (354-430)
Ф.Аквинский (ок.1225-1274)
Н.Макиавелли (1469-1527)
Пьер Абеляр
Э.Роттердамский
Френсис Бэкон (1561-1626). «Новый Органон».
Томас Гоббс (1588-1679). «Левиафан», «Основы философии».
Рене Декарт (1596-1650). «Начала философии».
Бенедикт Спиноза (1633-1667). «Этика».
Джон Локк (1632- 1704). «Опыт о человеческом разуме»
Готфрид Лейбниц ( 1646- 1716). «Монадология».
Дж.Беркли (1684-1753)- субъективный идеализм
Д.Юм (1711-1776) -основоположник агностицизма
Фр. Вольтер (1694-1778)
Жан-Жак Руссо
Дени Дидро (1713-1784)
Шарль Луи Монтескье
Поль Гольбах (1723-1789)
Жюльен Ламетри (1709-1750)
И. Кант (1724-1804)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
А.Шопенгауэр (1788-1860)
Ф. Ницше (1844-1900)
К.Маркс (1818-1883) и Фр.Энгельс (1820-1895)
Людвиг Фейербах (1804-1872)
Вл. Соловьев (1853-1900)
Н.А.Бердяев (1874-1948)