Задания для самостоятельной работы. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Б1.Б1 ФИЛОСОФИЯ

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Практикум

(на правах рукописи)

Абакан

Практикум разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины Б.1Б.1 Философия для студентов 44.03.01. педагогическое образование. Профиль «логопедия»

2. Разработчик (и)

Ибрагимова Виктория Германовна, доцент кафедры философии и культурологии

3. ПРИНЯТ на заседании кафедры философии и культурологии

30.08.16 протокол № 1

Зав. кафедрой философии и культурологии Чистанов М.Н.

Содержание

1. Содержание практических разделов дисциплины………….....................4

2. Программа самостоятельной познавательной деятельности……………9

3. Примерные темы контрольных работ……………………………………31

4. Примерные вопросы к зачету…………………………………………….32

Рекомендуемая литература………………………………………………….33

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

«Философия» -44.03.01. педагогическое образование. Профиль «логопедия» зфо

План проведения практических занятий

Занятие №1, 2

Тема № 11. Бытие. Материя и ее свойства.

Проблема бытия как основная и исходная философская проблема: исторический и логический аспекты. Развитие онтологической проблематики в истории философии. Бытие вещей и бытие мира: мир как предмет и как процесс. Бытие, небытие, инобытие.

Единство мира и множественность миров. Понятие единства мира как методологическое и теоретическое основание философского мировоззрения. Классификация форм бытия: по степени предметности (материальное, символическое, идеальное), по степени очеловеченности (природное, социальное, феноменальное).

Научно-методологический смысл проблематики бытия.

Генезис проблемы и понятия материи. Материя как субстрат. Атомистическое, герметическое, естественнонаучное и философское понимание материи.

Уровни структурной организации материального мира. Материя как субстанция. Всеобщие свойства материи: движение, пространство, время. Понятие движения, его генезис. Всеобщность движения как принцип и проблема. Движение и покой. Движение и энергия. Современная наука о движении. Понятие пространства, его генезис. Пространство и вакуум. Проблема пространственной многомерности. Релятивистская и субстанциональная модели пространства. Понятие времени, его генезис. Релятивистская и субстанциональная модели времени. Физическое, историческое, психологическое время.

Темы докладов

1. Бытие как философская категория.

2. Бытие, небытие, инобытие.

3. Космос, природа, материя: история проблемы.

4. Современное естественнонаучное и философское понимание материи.

5. Движение как свойство материи.

6. Движение и покой.

7. Движение и энергия.

8. Пространство как свойство материи.

9. Проблема пространственной многомерности.

10. Время как свойство материи.

11. Физическое, историческое, психологическое время.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте словарь основных терминов темы.

2. Найдите правильные ответы к вопросам примерного теста.

В средневековой философии бытие отождествлялось с…

1. Природой

2. материей

3. идеей

4. Богом

В философии экзистенциализма бытие – это…

1. природа

2. материя

3. Бог

4. человеческое существование

Общественное бытие – это…

1. духовное производство

2. материально-практическая деятельность

3. индивидуализированное сознание

4. объективный мир

Бытие духовное – это…

1. духовное производство

2. материально-практическая деятельность

3. индивидуализированное сознание

4. объективная реальность

Атрибут материи…

1. скорость

2. движение

3. масса

4. количество

Рекомендуемая литература:

1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия. – М.,1998.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика.-М.,1991

3. Дубровский В. И. Концепции пространства и времени.-М.,1990

4. Каган М.С. Время как философская проблема.// Вопросы философии. 1982. № 10.

5. Канке В.А. Философия. – М.,1998.

6. Кутырев В.А. Оправдание бытия. // Вопросы философии. 2000. №5.

7. Немировская Л. Философия. Учебник. – М., 1996.

8. Спиркин А. Г. Основы философии. – М.,1998.

9. Философия. Учебник. / Под. ред. В.Г. Губина. – М.,1996.

10. Философия. Учебник. / Под. ред. В.П. Кохановского. – М.,1996.

Формы контроля: устный опрос, Тест

Занятие № 2 (2 ч. /8 ч. с.р.)

Тема №12. Сознание

Развитие представлений о происхождении и сущности сознания. Атомистический (материалистический) и эйдетический подходы к проблеме сознания и их историческое развитие. Концепция отражения. Отражение как атрибут материи. Иерархия форм отражения в живой и неживой природе. Философский смысл антропосоциогенеза. Логически и исторически необходимые условия и предпосылки антропосоциогенеза. Сознательное и бессознательное.

Сознание и мышление. Роль труда, игровых форм поведения, языка в становлении сознания. Роль целеполагания, метода, орудийного мышления, творческого и репродуктивного начал в труде. Игра как единство иллюзорного и подлинного, естественного и искусственного в поведении человека. Мышление как игра. Роль игры в культуре.

Язык, его сущность и функции. Опосредующая между сознанием и реальностью роль языка. Абстракция и язык. Исторические этапы становления языка, их связь с генезисом сознания. Проблема идеального в истории философии. Нейрофизиологический, логический и семиотический смыслы понятия идеального. Образ, знак, символ. Информация. Философское, кибернетическое, биологическое толкования информации.

Темы докладов

1. Отражение как свойство материи.

2. Происхождение и сущность сознания.

3. Проблема идеального. Феномен символа.

4. Язык, его сущность и функции.

Наши рекомендации