Его суть в четырех благородных истинах.
Тема 15: Философия культуры и религии
План лекции
1. Понятие культуры и актуальность ее философского осмысления.
2. Религия как феномен культуры. Краткая характеристика особенностей мировых религий.
I
Понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Если рассматривать культуру в целом как феномен, то можно выделить ее некоторые общие признаки. Во-первых, культура, по образному выражению Демокрита – «это вторая природа», т.к. она является «вторичной, искусственной средой», которую человек «наслаивает» на природу. Эта среда включает в себя язык, обычаи, верования, идеи, привычки, системы оценок и много другое. Во-вторых, культура всегда социальна, т.к. неразрывно связана с жизнью человека в обществе. Она общественное достояние, которое люди получают и передают дальше.
В-третьих, культура является человеческим достижением. Река – это природа. А канал – это культура; кусок камня – это природа, а наконечник стрелы, скульптура – это культура.
С философской точки зрения, культура есть особый, деятельный способосвоения человеком мира, включая как весь внешний мир, природу иобщество, так и внутренний мир самого человека. Это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой.
Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры.
Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Этот аспект подразумевает, что культура представляет собой особую сферу общественной жизни, в которой наиболее полно реализуется творческий потенциал человека. Это прежде всего искусство, наука, образование. Вместе с тем и сферы материального производства социальной инфраструктуры не лишены творческой стороны, если человек не только исполнитель, а продумывает и реализует собственные замыслы.
Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности, с которыми тесно связано понятие идеала, в частности нравственного и эстетического.
В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир.
Будучи концентрированным выражением ценностного отношения и реальности, культура связана с утонченностью и изяществом.
Изящество противостоит всему чрезмерному, вульгарному. Подлинная культура берет не громадностью форм, а их выразительностью, гармоничностью, т.е. изяществом.
Возникновение наук о культуре свидетельствует об осознании ее исключительной важности. Стало вполне очевидно, сколь значительную роль играет культура в жизни человека и общества. Она во многом определяет направленность общественных процессов. И экономика, и политика во многом определяются особенностями культуры.
Таким образом, смысл изучения культуры не ограничивается тем, чтооткрывает нечто новое для понимания культуры. Если мы хотим понять суть общественной жизни, ее направленность и перспективы, мы не можем абстрагироваться от вопросов культуры.
Другим фактором, определившим рост интереса к философским аспектам культуры, является внутренняя связь культуры с духовным миром человека. Поэтому произведения культуры являются главным, едва ли не единственным источником, который позволяет проникнуть во внутренний мир человека и сделать обоснованные обобщения относительно его особенностей. Поэтому философское понимание человека немыслимо без философского осмысления культуры.
Философия культуры сама является частью культуры. Ее особенность состоит, во-первых, в том, что в ней осуществляется рефлексия относительно культуры, т.е. она есть самосознание культуры, предмет изучения и осмысления, этим философия отличается от других форм культуры. Для науки предмет познания – не она сама, а природа; для политики цель ее устремления – не она сама, а власть и государство. Поэтому только будучи постигнуты философски, отдельные формы культуры (наука, искусство, политика и др.) могут стать органическими частями единого целого культуры. Философия стремится выразить собственное «Я» культуры в рационально-теоретической форме. Для этого она обращается к анализу произведений соответствующей культуры. Попытки выявить характерное «Я» русской культуры легко усмотреть во многих трудах таких выдающихся философов, как П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др.
Очевидно, что смысл и предназначение культуры в том, чтобы возвышать и облагораживать человека, побуждать в его душе лучшие чувства и мысли. К сожалению, далеко не всегда культура соответствует своему смыслу и предназначению. Это особенно обнаружилось в ХХ в. Поэтому ситуация, возникшая во второй половине ХХ в., дала серьезные основания говорить о кризисе культуры.
На определенном этапе культура начала распадаться на множество не связанных или почти не связанных между собой направлений и форм. Распадение культуры вследствие количественного преобладания массовой и откровенно коммерческой культур. В произведениях этих типов культур ставятся задачи достижения быстрого эффекта популярности или коммерческого эффекта. Проблема развития и сохранения духовной ценности человеческого бытия перед создателями массово-коммерческой культуры просто не возникает. Появляется массовое коммерческое кино и телепродукция, масса детективной литературы и любовных романов.
В отличие от высокой культуры «массовая культура» свободно и осознанно пропагандирует нейтральность, насилие, секс и развлекательность. Героями ряда романов, вестернов, мюзиклов, фильмов ужасов стали супермены, Кинг-Конг, вампир, человек-паук и т.д. Задача философского анализа не останавливаться на фиксации современного положения в сфере культурного творчества, но и ставить вопросы относительно того, какой культура должна быть.
II
Религия– неотъемлемая часть культуры. Миллионы людей испытывают потребность в религиозных чувствах, в религиозной жизни. В древнем мире существовало многобожие. Потом возникли мировые религии – буддизм, христианство и ислам. Сегодня мы имеем все основания говорить о многобожии. Наряду с признанными мировыми религиями существует множество других верований. В них подчас сплетаются религиозные представления, позаимствованные из различных религий. Процесс восстановления религиозной жизни часто называют религиознымвозрождением и он закономерно связан с расцветом философской мысли о религии.
Философия религии – это философский анализ специфического феноменарелигии. При этом сразу возникают вопросы. Зачем нужна философия религии, если есть теология – религиозное учение о Боге? Есть ли смысл философствовать о том, что открывается человеку через веру и чувства? Может быть, логичнее просто принять постулаты веры и не устраивать дискуссий вокруг религиозных проблем? Давайте сначала попытаемся выяснить, а что такое религия?
Слово религияпроисходит от лат. religio, что означало соединение человека с Богом, человека который отошел от Него, встав на путь греха. Епископ Августин назвал христианскую религию как путь соединения и примирения человека с Богом. Вольтер и Дидро – как средство обмана, с одной стороны, и невежества с другой. И. Кант определял религию как явление, основанное на вере в Бога, в существование души и ее бессмертие. Русские мыслители понимали религию как стержень культуры и основу нравственности. Современный взгляд на сложный феномен религии можно сформулировать следующим образом:
| |||
|
К культу относятся:
Обряды Посты | Ритуалы Молитва | Таинства Священные реликвии | Богослужение |
В структуру входят и религиозные организации – объединение последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов (церковь, секта, деноминация).
Если говорить о типологии религии, то ее следует различать по следующим признакам:
Хронологическому | Религии делятся на два типа – архаические религии и религии цивилизованных обществ; |
Теистическому | т.е. по наличию или отсутствию в них идеи Бога – на дотеистические и теистические; |
По составу пантеона: | на политеистические, т.е. религии многобожия и монотеистические, т.е. религии единобожия; (иудаизм, христианство и ислам) |
По этническому принципу: | на национальные и мировые (вселенские) |
Составной частью философии является религиоведение.
Религиоведение – особая область гуманитарного знания, представляющая собой триединый анализ феномена религии: философский, культурологический и исторический.
|
|
|
Деизм Пантеизм Религиозная
Философия
Критика Объективный Апология
Религии анализ религии
религии
Философский анализ постепенно развился до философии религии, т.е. учения о сущности религии который возникает в VI в. до н.э. и долго развивается как критика религии. Это и учение Демокрита о возникновении веры и богов из страха перед силами природы, это и взгляд Крития на религию как изобретение политиков для управления людьми.
В эпоху Возрождения критика религии воплощается в идее ПАНТЕИЗМА, т.е. в учение о тождестве Бога и природы. | В эпоху Нового времени возникает концепция ДЕИЗМА, согласно которой Бог, сотворив мир не вмешивается в закономерный ход событий. |
Критика религии завершается созданием АТЕИЗМА основой которого была философия марксизма |
Однако с первых веков н.э. философия религии также получает развитие в качестве АПОЛОГИИ, т.е. защиты, обоснования религии. Уже в XIII в. Фома Аквинский философию религии трансформировал в ТЕОЛОГИЮ – философское обоснование догматов христианства.
Таким образом, религия – это определенная связь между человеком и Богом и вытекающее из нее богопочитание.
Теперь, после выяснения сущности религии и философии сделаем краткий анализ мировых религий.
Буддизм– древнейшая из мировых религий, получившая название от почетного титула, ее основателя Будды, что означает «Просветленный».
В чем же состоит учение Будды?
ЕГО СУТЬ В ЧЕТЫРЕХ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИНАХ.
Рассмотрим их.
Рассмотрим эти правила:
Сточки зрения буддизма смысла в вечной жизни на небесах нет, т.к. вечная жизнь – это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. Для ее обозначения в буддизме принят термин «САНСАРА» - «скитание» - бесконечный цикл рождений, жизни и смерти. Покинуть его можно, лишь достигнув нирваны.
Христианство возникло в Палестине как одна из многочисленных религиозных сект. Огромную роль в его распространении сыграли еврейские общины, рассеянные по всей Римской империи. В центре христианской религии было убеждение, что Иисус Христос – сын Божий, воплотившийся в человеке. Притягательность христианской религии во многом обусловлена идеей всеобщего равенства.
| ||||||
Как и в любой другой религии, в христианстве сформировался свой особый культ. Он включает в себя богослужения, таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, святых и мощей.
Основу церковного культа составляют таинства – видимые знаки невидимой благодати Божьей. Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия. Участвуя в них, человек согласно учению Церкви, получает благодатную помощь свыше. Согласно вере , таинство совершается ни кем иным, как Богом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству священника.
| |||
|
Первостепенное значение христиане придают молитве. Их множество. Все зависит от того, кто молится, кому молится, когда молится и что просит.
В X в. в результате расколов в христианстве оно существует в трех основных направлениях: католицизм, православие и протестантизм.
Ислам возник в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове.
Основные положения вероучения ислама изложены в Коране. Наиболее распространенный вариант Корана состоит из 114 глав и 6211 стихов (аятов). Шииты добавляют 115 главу «два светила», в которой славят своего кумира Али.
Богословы считают будто Коран есть книга, в которой Мухаммад слово в слово передал то, что поведал ему Аллах. Он состоит из проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бытовые правила и поучения. Но главным образом, в Коране говорится об Аллахе – едином боге, которому следует безропотно поклоняться, Само слово ИСЛАМ происходит от араб. «Муслим» - верный и означает покорность.
Другой частью религиозной литературы мусульман является Сунна, состоящая из преданий (хадисов) о жизни и поучениях Мухаммада и его сподвижников. Сунна состоит из 6 канонических сборников и призвана освещать вопросы веры не разработанные в Коране.
Важнейшей частью религиозно – культовой системы ислама является шариат (от араб. «шариа» - надлежащий путь) – свод морали, права,предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне. Соблюдение комплекса норм, принципов, правил поведения, предусмотренных шариатом, означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина к идеальному устройству общественной жизни и обеспечивающей попадание в рай после смерти.
В Исламе нет различия между политической и религиозной сферами, между светским и духовным миром. Существует один мир, который должен жить по священному религиозному закону, ниспосланному Богом в Коране, воплощенному в образе жизни и деяниях пророка (Сунне) и истолкованному в шариате.
Ислам опирается на пять «столпов веры», указывающих на важнейшие обязанности мусульманина.
Таким образом, в современном мире, если оценить ситуацию в целом, отчетливо обозначается процесс религиозного возрождения, который теологиназывают «реваншем богов», - влияние религии во все миреусиливается. В связи с этим возрастает и роль философии.