Глава 39. Путешествие по Десятиградью
39.1. ПРИБЫТИЕ В МАГАДАН
Когда Иисус и двенадцать прибыли в Магаданский парк, они обнаружили, что их дожидается группа почти из ста евангелистов и учеников, включая женский корпус, которые были готовы сразу же отправиться в путь, – учить и проповедовать в Десятиградье.
Этим утром – в четверг, 18 августа – Иисус созвал Своих последователей и велел каждому апостолу взять себе в напарники одного из евангелистов и вместе с остальными евангелистами отправиться двенадцатью группами в города и сёла Десятиградья. Он распорядился, чтобы женский корпус и остальные ученики остались с Ним. Иисус выделил на это путешествие четыре недели, наказав Своим последователям вернуться в Магадан не позднее пятницы, 16 сентября. Он пообещал, что будет часто навещать их. В течение месяца эти двенадцать групп трудились в Герасе, Гамале, Гиппосе, Зафоне, Гадаре, Абиле, Едрее, Филадельфии, Хешбоне, Диуме, Скифополе и многих других городах. За всё это путешествие не произошло ни одного чудодейственного исцеления или иного сверхъестественного события.
39.2. ПРОПОВЕДЬ О ПРОЩЕНИИ
Однажды вечером, в Гиппосе, в ответ на вопрос ученика, Иисус посвятил Свой урок теме прощения.
Иисус сказал: «Если у доброго человека есть сто овец и одна из них отбилась от стада, разве не оставит он сразу же девяносто девять и не пойдёт искать ту, что отбилась от стада? И если он хороший пастух, разве не будет он продолжать поиски пропавшей овцы, пока не найдёт её? А затем, когда пастух находит свою овцу, он берёт её на плечи и, радостно идя домой, созывает своих друзей и соседей: «Порадуйтесь со мной, ведь я нашёл мою пропавшую овцу». Я говорю вам, что на Небесах больше радуются одному кающемуся грешнику, чем девяноста девяти праведникам, не нуждающимся в покаянии. Воистину, Отец Мой Небесный не желает, чтобы хотя бы один из Его малых детей заблудился, тем более погиб. В вашей религии Бог может принять кающихся грешников. В Радостной Вести Царства Отец отправляется искать их ещё до того, как они всерьёз задумаются о раскаянии.
Отец Небесный любит детей Своих, поэтому и вам следует учиться любить друг друга. Отец Небесный прощает вам грехи ваши, поэтому и вы должны учиться прощать друг друга. Если брат твой грешит против тебя, пойди к нему и вежливо, терпеливо объясни, в чём его проступок. И сделай всё это наедине с ним. Если он выслушает тебя, ты убедил брата своего. Но если брат твой не захочет слушать тебя, если будет продолжать упорствовать в своём заблуждении, снова пойди к нему, взяв с собой одного или двух общих друзей. Так чтобы у тебя было двое или даже трое свидетелей, которые могли бы подтвердить твоё мнение и убедиться в том, что ты относился справедливо и милосердно к своему согрешившему брату. Если же он не пожелает слушать братьев твоих, ты можешь рассказать обо всём собратьям и затем, если он откажется внимать собратьям, пусть они предпримут то, что сочтут нужным. Пусть такой непокорный собрат будет изгнан из Царства. Хотя вы не можете брать на себя суд над душами ваших ближних, и хотя вы не можете прощать грехи или пытаться присвоить себе те права, которые принадлежат только небесным силам, вам доверено поддержание мирского порядка в царстве земном. Хотя вы не можете вмешиваться в божественные распоряжения о вечной жизни, вы будете решать трудности поведения в той мере, в какой они касаются мирского благополучия братства на земле. Поэтому во всех вопросах, относящихся к порядку в братстве, что бы вы ни решили на земле, будет признано на Небе. Хотя вы неспособны решать вечную участь каждого, вы можете принимать законы о поведении многих. Ибо где двое или трое из вас придут к согласию по любой из этих вещей и попросят у Меня, это будет сделано для вас, если ваше прошение не будет противоречить воле Отца Моего Небесного. И всё это будет истинным вовеки веков, ибо там, где двое или трое верующих собираются вместе, там вместе с ними и Я».
Симон Пётр был тем апостолом, который руководил тружениками в Гиппосе, и, услышав эти слова Иисуса, он спросил: «Господин, если брат мой грешит против меня, сколько раз я должен прощать ему? До семи раз?»
Иисус ответил Петру: «Не только до семи, но и до семидесяти семи раз [Быт, 4:24] – прощай.
Ведь Царство Небесное можно сравнить с царём, который захотел собрать долги со своих слуг. И когда они стали с ним рассчитываться, к нему привели одного из его первых слуг, который сознался в том, что задолжал своему царю много миллионов серебряных монет. Оправдываясь тем, что он переживает тяжёлые времена, царский придворный сказал, что ему нечем заплатить свой долг. И государь приказал отобрать всё его имущество и продать его детей, чтобы тот смог рассчитаться. Услышав жестокий приказ царя, старший слуга пал перед ним ниц и взмолился, чтобы царь смилостивился над ним и дал ему больше времени, говоря: «Господин, потерпи немного, и я расплачусь с тобой». И когда царь взглянул на этого нерадивого слугу и его семью, он сжалился над ним. Он приказал отпустить его и простил ему весь долг.
И этот старший слуга, получивший так милость и прощение от царя, вернулся к своим делам. И, найдя одного из своих подчинённых, который был должен ему всего лишь сто серебряных монет, схватил его и, взяв за горло, сказал: «Заплати всё, что ты мне должен!» И тогда этот младший слуга пал к его ногам и, взмолившись, сказал: «Потерпи, и вскоре я уплачу тебе сполна!» Но вместо того, чтобы проявить милосердие, старший слуга велел бросить его в тюрьму и держать там, пока тот не заплатит свой долг. Когда другие слуги увидели, что произошло, они так огорчились, что пошли и рассказали обо всём своему господину и повелителю, царю. Узнав о поступке своего старшего слуги, царь призвал к себе этого неблагодарного и злопамятного человека и сказал: «Подлый и негодный раб! Когда ты искал сочувствия, я великодушно простил тебе весь долг. Почему же ты не помиловал своего собрата так же, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь отдал неблагодарного старшего слугу тюремщикам, чтобы те держали его до тех пор, пока он не вернёт весь долг…
Так и милосердие Отца Моего Небесного будет более щедрым к тем, кто великодушно проявляет милосердие к своим ближним. Как можете вы приходить к Богу, прося о снисхождении к вашим недостаткам, когда вы готовы наказать своих братьев за то, что они повинны в тех же человеческих слабостях? Я говорю вам: даром получили вы добрые дары Царства, поэтому даром отдавайте их своим земным собратьям».
Так Иисус раскрыл опасность и показал несправедливость личного суда над своими товарищами. А выражение «семьдесят семь», использованное Им в качестве примера милосердия и снисходительности, было взято из Писаний. В то время как герой Книги Бытия говорил о семидесятисемикратном отмщении, Иисус, осуждая месть, сказал, что нужно прощать до семидесяти семи раз.
39.3. НЕЗНАКОМЫЙ ПРОПОВЕДНИК
Иисус отправился в Гамалу для встречи с апостолом Иоанном и теми, кто работал с ним в этом месте.
Вечером, после встречи, на которой Иисус отвечал на вопросы присутствующих, Иоанн сказал Ему: «Учитель, вчера я ходил в Аштароф, чтобы повидать человека, который учит Твоим именем и даже утверждает, что способен изгонять бесов. Этот человек никогда не бывал с нами, он не наш последователь, – поэтому я запретил ему заниматься этим».
Тогда Иисус сказал: «Не запрещай ему. Разве ты не понимаешь, что Радостная Весть Царства вскоре будут провозглашать по всему миру? Не думаешь же ты, что все верующие в неё будут подчиняться твоему руководству? Радуйся, что это Учение уже вышло за пределы нашего личного влияния. Разве ты не видишь, Иоанн, что те, кто открыто говорят о том, что совершают великие дела Моим именем, должны в итоге поддерживать наше дело? Вряд ли они поспешат злословить обо Мне. Сын Мой, в таких делах тебе было бы лучше считать, что тот, кто не против нас, тот за нас. В грядущих поколениях многие не слишком достойные люди совершат именем Моим много странных вещей, но Я не запрещу им. Я говорю тебе, что если жаждущей душе дают хотя бы чашу холодной воды, такое служение любви никогда не остаётся незамеченным посланниками Отца».
Этот наказ чрезвычайно смутил Иоанна. Разве не слышал он, как Учитель говорил: «Кто не со Мной, тот против Меня»? И он не понял, что в данном случае Иисус имел в виду личную связь человека с духовными учениями Царства Божьего, в то время как в предыдущем случае Он говорил о внешних и широких социальных связях верующих, относящихся к вопросам административного контроля и подчинения, осуществляемого одной группой верующих над трудом других групп, которые в итоге и образуют грядущее всемирное братство.
И всё же Иоанн часто вспоминал этот случай в связи со своими последующими трудами во имя Царства. Хотя апостолов нередко оскорбляло, когда кто-то позволял себе учить именем Иисуса. Им всегда казалось неуместным, чтобы те, кто ни разу не сидел у ног Иисуса, осмеливались учить Его именем.
Человек, которому Иоанн запретил учить и трудиться именем Иисуса, не послушался апостольского приказа. Он продолжал трудиться, как ни в чём не бывало, и, прежде чем отправиться в Месопотамию, оставил после себя много верующих в Канате. Этот человек, Аден, поверил в Иисуса после рассказа умалишённого, которого Иисус исцелил около Хересы и который твёрдо поверил в то, что мнимые злые духи, изгнанные Учителем из него, вошли в свиней и заставили тех броситься с обрыва навстречу своей гибели…
В Едрее, где трудились Фома и его соратники, Иисус провёл одни сутки и в ходе вечерних обсуждений сформулировал принципы, которыми должны руководствоваться проповедники истины – принципы уважения к людям, кротости и спокойствия. Иисус предостерёг не изображать Его страдальцем, а говорить о радости тех, кто вступает в Царство Божье. Он призывал не использовать ложное сочувствие для привлечения людей, призывал растить веру в Бога, позволяющую не бояться трудностей.
Иисус в частности сказал: «Смотрите, Я стою у двери и стучусь, и если кто отворит дверь, Я войду».
39.4. РАЗГОВОР С НАФАНАИЛОМ О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ
Затем Иисус отправился в Абилу, где трудились Нафанаил и его собратья. Нафанаилу не давали покоя некоторые высказывания Иисуса, которые, как ему казалось, умаляли авторитет признанных священных книг иудеев.
Поэтому в тот вечер, после обычного часа вопросов и ответов, Нафанаил отвёл Иисуса в сторону и спросил: «Учитель, можешь ли Ты доверить мне истину о Писаниях? Я вижу, что Ты учишь нас только нескольким священным книгам – я думаю, лучшим. И я полагаю, что Ты отвергаешь речи учителей о том, что слова Закона – это слова Самого́ Бога, бывшие у Бога на Небесах ещё до Авраама и Моисея. В чём же истина о Писаниях?»
Услышав этот вопрос своего смущённого апостола, Иисус ответил: «Нафанаил, ты сделал правильный вывод: Моё отношение к Писаниям отличается от отношения учителей Закона. Я поговорю с тобой об этом при условии, что ты не станешь передавать наш разговор твоим братьям, не все из которых готовы принять это учение.
Слова Закона Моисея, а также учения Писаний не существовали до Авраама. Лишь в недавние времена Писания были собраны в том виде, в каком они известны нам сейчас. Наряду с лучшими из наиболее возвышенных помыслов и устремлений нашего народа они содержат и много такого, что совсем не отражает суть и учения Отца Небесного. Поэтому Я вынужден собирать по крупицам из лучших учений те истины, которые надлежит использовать в Радостной Вести Царства.
Писания – это творения людей. Некоторые из них были людьми святыми, другие – не слишком святыми. Учения этих книг отражают воззрения и ступень просвещённости тех эпох, в которые они появились на свет. В смысле раскрытия истины, последние из них более достоверны, чем первые. Писания несовершенны и являются полностью человеческими творениями, но не сомневайся: на нынешний день они действительно представляют собой лучшее в мире собрание религиозной мудрости и духовной истины.
Многие из книг были написаны не теми людьми, которым они приписываются, но это никак не уменьшает ценности содержащихся в них истин. Если бы рассказ об Ионе не был правдив и даже если бы Иона был вымышлен, глубокая истина этого повествования – любовь Бога к Ниневии и так называемым язычникам – не потеряла бы своей ценности в глазах всех тех, кто любит своих собратьев. Писания священны, потому что они отражают мысли и поступки людей, искавших Бога и раскрывших в этих книгах свои высочайшие представления о праведности, истине и святости. Писания содержат много, очень много истинного, и всё же в свете твоего нынешнего учения ты знаешь, что многое в этих произведениях даёт неверное представление об Отце Небесном, – любящем Боге, раскрыть Которого Я пришёл всем мирам.
Нафанаил, никогда, ни на мгновение не позволяй себе верить тем местам из Писаний, где говорится, что Бог любви послал твоих предков в бой для уничтожения всех их врагов, – мужчин, женщин и детей. Такие истории придуманы людьми, причём людьми не особенно святыми, они – не есть Слово Божье. Писания всегда отражали, и всегда будут отражать, разумность, нравственность и духовность их творцов. Разве ты не обратил внимания на то, как представления о Господе становятся всё более прекрасными и возвышенными от одной книги пророков к другой – от Самуила к Исайе? И ты должен помнить, что Писания предназначены для религиозного воспитания и духовного руководства. Их авторы не были историками или философами.
Наиболее прискорбным является не просто ошибочная идея о полном совершенстве Писаний и непогрешимости их учений, а приводящее в замешательство толкование этих священных трудов скованными традицией иерусалимскими учителями Закона и фарисеями. И теперь они будут использовать и учение о богооткровенности Писаний, и свои ложные толкования этих книг в решительной попытке дать отпор новым учениям Радостной Вести Царства. Нафанаил, всегда помни о том, что Отец никогда не ограничивает раскрытие истины каким-либо одним поколением или каким-либо одним народом. Многие искренние искатели истины приходили и будут приходить в замешательство и уныние из-за этих учений о совершенстве Писаний.
Сила истины состоит в том самом духе, который пребывает в её живых воплощениях, а не в мёртвых словах менее просвещённых людей иного поколения, которым, якобы, было ниспослано откровение. И даже если жизнь этих святых людей древности была исполнена божественного вдохновения и духовности, это не означает, что и их слова были ниспосланы свыше. Ныне мы не записываем Учения этой Радостной Вести Царства, чтобы, когда Меня не будет, вы тут же не разделились на всевозможные братства борцов за истину – из-за разного толкования Моих учений. Для этого поколения будет лучше, если мы будем жить этими истинами, остерегаясь записывать их.
Хорошо запомни Мои слова, Нафанаил: ничто из того, чего коснулось человеческая природа, не может считаться непогрешимым. Хотя человеческий разум действительно может источать сияние божественной истины, такое сияние всегда будет только относительно чистым и лишь отчасти божественным. Создание способно стремиться к непогрешимости, но только Создатели обладают им.
Однако величайшим заблуждением учения о Писаниях – это слова о том, что эти письмена есть тайна за семью печатями, а их мудрость смеют толковать лишь лучшие умы народа. Если что-то и держит откровения божественной истины за семью печатями, то это одно лишь человеческое невежество, страстная буйность и узколобая нетерпимость. Только предубеждение ослабляет свет Писаний, только суеверия омрачают его. Ложный страх священности лишил религию такого защитника, как здравый смысл. Страх перед авторитетом священных Писаний прошлого не позволяет нынешним искренним душам принять новый свет Радостной Вести – тот самый свет, который столь трепетно мечтали увидеть богопознавшие люди других поколений.
Но самое печальное то, что некоторые из учителей, провозглашающих святость таких традиций, знают эту истину. Они более или менее понимают ограниченность Писаний, однако же они – духовные трусы, нечестные разумом люди. Они знают истину о священных книгах, но предпочитают утаивать эту возмущающую спокойствие правду от народа. Так они извращают и искажают Писания, превращая их в руководство по раболепному соблюдению мелочей повседневной жизни и наделяя его властью в вещах недуховных; вместо того, чтобы обращаться к священным книгам как к сокровищнице нравственной мудрости, религиозного вдохновения и духовного учения богопознавших людей других поколений».
Слова Иисуса просветили и потрясли Нафанаила. Он долго размышлял об этом разговоре в глубине своей души, но никому не говорил о нём вплоть до Вознесения Иисуса. И даже после этого он боялся рассказывать обо всём, во что его посвятил Учитель.
39.5. ОБ ИЗУЧЕНИИ ПИСАНИЙ
В Филадельфии, где трудился Иаков, Иисус говорил Своим воспитанникам о позитивном характере Его Учения.
Когда в ходе Своих замечаний Он дал понять, что в некоторых частях Писания заключено больше истины, чем в других, и призвал слушателей давать своим душам лучшую духовную пищу, Иаков прервал Иисуса вопросом: «Учитель, не будешь ли Ты так добр, чтобы посоветовать нам, как выбирать лучшие отрывки из Писаний для нашего личного просвещения?»
Иисус ответил: «Да, Иаков. Читая Писания, ищите вечно истинные и божественно прекрасные наставления. Вот несколько примеров:
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже [Пс, 50:12]»,
«Господь – Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться [Пс, 22:1]»,
«Люби ближнего твоего, как самого себя [Лев, 19:18]»,
«Ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «Не бойся, Я помогаю тебе» [Ис, 41:13]»,
«И не будут более учиться воевать [Ис, 2:4]»».
39.6. ВОЗВРАЩЕНИЕ В МАГАДАН
Четырёхнедельная миссия в Десятиградье прошла довольно успешно. Сотни душ были приняты в Царство, а апостолы и евангелисты приобрели ценный опыт, поскольку им пришлось работать без того вдохновения, которое давало непосредственное присутствие Иисуса.
Как и предполагалось, в пятницу, 16 сентября, все труженики собрались в Магаданском парке. В субботу состоялся совет, в котором приняли участие более ста верующих, всесторонне обсудивших дальнейшие планы работы по установлению Царства. На совете присутствовали гонцы Давида, сообщившие о положении верующих в Иудее, Самарии, Галилее и прилегающих районах.
В то время мало кто из последователей Иисуса понимал огромную ценность услуг, оказываемых корпусом гонцов. Они не только помогали верующим по всей Палестине поддерживать связь друг с другом, Иисусом и апостолами, но в это тяжёлое время исполняли также обязанности сборщиков средств, причём не только для Иисуса и Его соратников, но и в помощь семьям двенадцати апостолов и двенадцати евангелистов.
Примерно в это же время Абнер перенёс центр своей деятельности из Хеврона в Вифлеем, который также был опорным пунктом гонцов Давида в Иудее. Благодаря Давиду, Иерусалим и Вифсаида были связаны курьерской службой, причём сменявшие друг друга гонцы покрывали это расстояние за ночь. Каждый вечер гонцы покидали Иерусалим и, сменяясь в Сихаре и Скифополе, прибывали в Вифсаиду на следующее утро до завтрака.
Теперь Иисус и Его апостолы планировали устроить неделю отдыха, прежде чем приготовиться к началу последнего этапа трудов на благо Царства. Этот отдых стал для них последним, так как служение в Перее вылилось в кампанию проповедей и обучения, которая продолжалась вплоть до их прибытия в Иерусалим, где произошли завершающие события земного пути Иисуса.
39.7. РОДАН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Утром в воскресенье, 18 сентября, Андрей сообщил, что на ближайшую неделю не запланировано никакой работы. Все апостолы, кроме Нафанаила и Фомы, разошлись по домам к своим семьям или отправились погостить к друзьям. Эту неделю Иисус смог почти целиком посвятить отдыху, а Нафанаил и Фома провели много времени в беседах с греческим философом из Александрии по имени Родан. Немногим ранее этот грек стал последователем Иисуса под воздействием учения одного из соратников Абнера, проповедовавшего в Александрии. Теперь Родан поставил перед собой задачу привести свою философию жизни в соответствие с новыми религиозными учениями Иисуса, и он прибыл в Магадан в надежде обсудить эти проблемы с Учителем. Он также надеялся услышать Радостную Весть непосредственно из первых рук – от Самого́ Иисуса или одного из Его апостолов. Хотя Иисус отказался вступить с Роданом в такую беседу, Он любезно принял его и сразу же распорядился, чтобы Нафанаил и Фома выслушали всё, что тот хотел сказать им, и в ответ рассказали ему о Радостной Вести.
В следующее воскресенье, 25 сентября 29 года н. э., апостолы и евангелисты собрались в Магадане. После длительного совещания со Своими сподвижниками Иисус, к удивлению всех присутствующих, объявил, что на следующий день ранним утром Он и двенадцать апостолов отправятся в Иерусалим на Праздник Шалашей. Он распорядился, чтобы евангелисты посетили верующих в Галилее, а женский корпус на время вернулся в Вифсаиду.
Когда подошло время отправляться в Иерусалим, беседы Нафанаила и Фомы с Роданом Александрийским были в самом разгаре, и они получили от Учителя разрешение задержаться на несколько дней в Магадане. Поэтому, пока Иисус и десять апостолов шли в Иерусалим, Нафанаил и Фома увлечённо дискутировали с Роданом, который убедился в том, что у него было хорошее представление об учениях Иисуса.
Завершив свои беседы с Роданом, Нафанаил и Фома поспешили в Иерусалим, чтобы присоединиться к остальным апостолам, прибыв туда в пятницу на той же неделе. Эта встреча сыграла важную роль в жизни всех трёх верующих, и остальные апостолы почерпнули много нового, когда Нафанаил и Фома рассказали им о своих впечатлениях.
Родан вернулся в Александрию, где в течение многих лет преподавал философию в школе Меганты. Впоследствии он стал выдающимся деятелем Царства. До конца своих дней он оставался убеждённым верующим и в разгар преследований погиб в Греции вместе с другими.