Глава 9. философия человека
Проблемами сущности человека, пределами и многообразием ситуа-
ций человеческого существования, свободы воли и детерминантов поведе-
ния, смысла жизни и достоинства смерти, исследованием различных чело-
веческих качеств занимается специализированная область философии - фи-
лософская антропология (от гр. anthropos - человек, и logos - слово, учение).
Родовое понятие “Человек” определяет место человека в ряду других
элементов мира: он не принадлежит безраздельно Природе, хотя многие
свойства человека имеют естественное происхождение, как анатомические,
физиологические или психические. Человек - продукт и часть Культуры, со-
циальной системы, общества, и ещё больше свойств имеют искусственный
характер и привнесены в человека воспитанием, как способности к труду,
общению, игре. Есть в человеке и свойства, приписываемые Богу (или бого-
данные) и имеющие сверхъестественный характер, как способность к творче-
ству или дар предвидения. Однако человек - не естественное, не искусствен-
ное и не сверхъестественное существо: у него свой особенный - синтетиче-
ский - способ существования.
Природные свойства человека являются врождёнными и передаются по
наследству через генотип. Совокупность этих свойств объединяется поняти-
ем “индивид” (лат. неделимый, особь).
Социальные свойства человека являются приобретёнными и закладыва-
ются в него в процессе постнатального (после рождения) развития, который
называют социализацией индивида или воспитанием. Совокупность этих
свойств объединяется понятием “личность” (persona, лицо, личина).
Как природные, так и социальные качества человека, подчиняясь принци-
пу комбинаторности, образуют неповторимые сочетания: так, даже неболь-
шое количество цветных стёклышек в детском калейдоскопе складывается в
бесчисленное множество картинок, которые практически не повторяются не-
определённо долго. Мы все рождаемся в похожих семьях, воспитываемся по-
хожими нянями и бабушками, учимся в похожих школах по одинаковым
учебникам, читаем одни и те же книги, смотрим одни и те же фильмы, живём
похожей - типичной! - жизнью, и все мы совершенно разные люди. Неповто-
римость и уникальность, своеобразие и оригинальность каждого организма,
тела и каждого разума, души - каждого человеческого существа - объединя-
ются понятием “индивидуальность” (целостность, нераздельность).
Ценностные асимптоты человеческого существования:
В философ-
ской антропологии важнейшее место в понимании сущности человека зани-
мает трактовка человека как социального существа. Традиционным в преж-
ней философии поискам естественных или божественных начал человече-
ской природы современная теория, опирающаяся на социоцентризм эпохи
классицизма, на философию Г. Гегеля, К. Маркса, О. Конта – противопостав-
ляет идею принадлежности человека особенной форме реальности: социаль-
ной системе, в которой человек выступает и как продукт, результат обработ-
ки природного биологического материала средствами культуры, и как персо-
нифицированное воплощение этой системы, выделившийся в ней субъект
новых преобразований и, следовательно, движущая сила саморазвития обще-
ства.
Содержание общественного бытия воплощается прежде всего в предме-
тах культуры. Действительно, мир вещей, искусственная среда обитания че-
ловека – это “говорящий”, даже “кричащий” о самом человеке мир. Предста-
вим себе фантастическую ситуацию: на Земле исчезли люди, но всё ими соз-
данное сохранилось в неприкосновенности. В этот момент на планету выса-
живаются “зелёные человечки” из “летающих тарелочек” и находят весь
предметный мир человеческой культуры. Смогут ли они восстановить внеш-
ний образ и внутренний облик создателей этого мира?
Думается, что да, и достаточно легко. Исследуя предметы быта – одежду,
жилища, мебель, они реконструируют пропорции и внешний вид человече-
ского тела. Найдя наши продукты питания, поля и фермы, продовольствен-
ные комплексы и прилавки гастрономов, они установят химизм и физиоло-
гию нашего организма. Разбираясь с нашими заводами, транспортом, источ-
никами энергии, они поймут нашу технологию, а, значит, установят уровень
развития производительных сил и, следовательно, основные типы социаль-
ных институтов, включая тип общественно-экономической формации. Нако-
нец, расшифровав наши языки и прочитав наши книги, воспроизведя звуко-
вые и видеозаписи, они откроют наш духовный мир, наши логику и психоло-
гию, поймут наши стремления, беды и радости, страхи и надежды.
Однако надо понимать, что предметная культура сама по себе мертва без
приводящей её в движение деятельности людей. Поэтому общественное бы-
тие отражается в самих структурах и организационных формах деятельности,
в атрибутах труда, общения, способах жизнедеятельности, составляющих ха-
рактеристики образа жизни. Этот срез социальной действительности выража-
ется в действенно-практической, функциональной организации системы об-
щественных отношений. Здесь отражение общественного бытия выходит на
уровень знаковых систем: наряду с предметами и орудиями деятельности по-
являются знаки – искусственные вещи, специальная функция которых состо-
ит в замещении предметов деятельности и которые выступают в качестве
орудий коммуникации, общения, информационных процессов. Наиболее
универсальной, гибкой, всеобъемлющей системой таких знаков является ес-
тественный язык, разговорная речь.
В конечном счёте действия с предметами, трудовые операции вместе с
системами знаков, образных или символических, внедряются в психику ин-
дивидов, изменяя и формируя её содержание. У человека, включённого в
систему общественных отношений, в социальную сферу, вырабатывается
способность к мышлению, радикально перестраивающая его психику. У него
появляется возможность с помощью речи фиксировать, накапливать инфор-
мацию, экстраполировать её из прошлого на настоящее, подключая опыт, за-
ложенный в памяти, или на будущее, прогнозируя результаты деятельности,
предвосхищая грядущие события. Тем самым человек становится частью и
персонифицированным воплощением социальной системы, приобретает ка-
чество личности, а деятельность его становится сознательной.
Следует обратить внимание на то, что живые индивиды становятся созна-
тельными личностями не в силу чисто природных свойств. Их социальное
качество не заложено в генотипе, а приобретается в процессе социализации,
воспитания в культурной среде, а следовательно без органического соедине-
ния с вещами и знаками, без практически-предметной связи с другими людь-
ми в структурах общественных институтов не может быть и речи о созна-
тельных личностях.
Впрочем, сама природа человека оценивалась в социальной философии в
контрарных, противоречивых асимптотах. С одной стороны, в общественной
мысли эпохи Просвещения доминирует видение человека как своего рода со-
циального атома, отдельной монады, замкнутой автономной сущности, само-
стоятельно определяющей формы собственного взаимодействия с другими
социальными единицами. Гоббсовская “война всех против всех”, локковский
“общественный договор”, экономические и гносеологические “робинзона-
ды”, столь характерные для философии этой эпохи, - вот конкретные выра-
жения рассматриваемого подхода.
Из этой же презумпции исходят создатели манифестов, сыгравших наи-
более значительную роль в политических движениях Нового времени. Так, в
Конституции США Б.Франклином зафиксировано: мы считаем очевидными
следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим
создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принад-
лежат: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав
учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую
власть из согласия управляемых.
В эпоху классицизма, в Х1Х веке складывается радикально иная трактов-
ка природы человека: индивид, “социальный атом” уступают место “соци-
альной волне”, принцип дискретности – принципу континуальности, когда
человека представляют как функцию внешней для него социальной среды.
Причём подобный подход имеет место отнюдь не только в марксизме. Мы
обнаружим такое видение человека и в системе Г.Гегеля, и в позитивизме
О.Конта, и в философии всеединства Вл.Соловьёва – везде речь идёт об “об-
щем согласии”, об обществе как высшей действительности, предшествующей
индивиду, относительно которой он не выглядит самостоятельным элемен-
том.
Вместе с тем индивидуалистическая ориентация вовсе не отбрасывается и
с новой силой заявляет о себе в современной социальной философии и в ак-
сиологии. Так, в социологии М.Вебера общество всегда репрезентировано
действиями одной или многих отдельных личностей, а в философской антро-
пологии М.Шелера человек вообще определяется как эксцентричное сущест-
во, не вписывающееся ни в природную, ни в социальную действительность и
занимающее уникально-единственное место среди подобных и неподобных
ему явлений.
В том же марксизме наряду с представлением о человеческой сущности
как “ансамбле общественных отношений” содержится противоположная ан-
тропологическая ориентация, согласно которой в коммунистическом общест-
ве, преодолевшем отчуждение человека от своей сущности, получат приори-
тет личностная автономия, свобода выбора жизненного пути и право на сча-
стье в гуманной и гармоничной социальной среде.
Однако уже первые попытки реализации провозглашённого идеала же-
лаемого будущего обернулись тотальным подавлением человека, наиболее
выразительными отображениями которого стали печально известные идеоло-
гические клише людей как “винтиков общественного механизма”, про кото-
рых можно с полным основанием говорить: незаменимых у нас нет! Трагиче-
ский, но и фарсовый отсвет бросают на эту идеологему кошмары судебных
процессов второй половины 30-х годов, когда подсудимые – видные больше-
вики – давали чудовищные по своей нелепости признания, поскольку в их
представлении этого требовали соображения “пользы” Советской власти и
непреложный партийный долг. А между тем ещё Г.Спенсер утверждал, что
это общество существует для блага своих членов, а не члены его существуют
для блага общества.
В том же марксизме понимание сущности человека диалектично. С одной
стороны, по мысли К.Маркса, “cущность человека не есть абстракт, прису-
щий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность
всех общественных отношений”. Но вместе с тем “…как само общество про-
изводит человека как человека, так и он производит общество”.
Рассматривая первую сторону этой взаимозависимости, следует говорить
о том, что всё человеческое в человеке – от деятельности до разума, от пере-
живания до чувства и волеизъявления – не является врождённым, не заложе-
но ни в генотипе, ни в строении тела, ни в психике индивида, а приобретает-
ся им в процессе социализации – процессе воспитания и освоения предметов
вещественной и духовной культуры. В этом процессе физиологические и
психические свойства индивида перекомбинируются, шлифуются, приобре-
тают новое содержание и включаются в состав личностных характеристик
становящегося человека.
С этой точки зрения человек должен быть представлен как продукт обще-
ственного производства, как предмет, в который общество в лице уже сфор-
мировавшихся людей вкладывает силы и средства, затрачивает труд и, сле-
довательно, создаёт ценность. Следует лишь добавить тот момент, что так
же, как человек осваивает внешний по отношению к нему природный мате-
риал, превращая его, по выражению Ф.Энгельса, в своё “неорганическое те-
ло”, так же человек должен освоить свой внутренний естественный материал,
свои тело и душу, подчинив соматические и психические процессы разумно-
му началу.