Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Ключевые параметры оценивания сформированности компетенций по уровням
Пороговый уровень: | Продвинутый уровень: | |
Знать | объект и предмет философии как науки, место и значение философии в системе культуры; специфику философского метода познания действительности (в сравнении с мифологическим, научным, религиозным, художественным); функции философии для индивидуального и общественного сознания; структуру (систему) философского знания (онтология, гносеология, аксиология, праксиология; философская антропология, социальная философия, этика, эстетика); историю мировой философии и представлять логику ее развития с древнейших времен (древнеегипетский герметизм, китайская, индийская и античная философия) до наших дней (философия ХХ века, основные тенденции отечественной и зарубежной в современной философии); систему понятий и категорий философии как науки и учебной дисциплины (бытие, небытие, материя, пространство, время, движение, сознание, мышление, язык, речь, бессознательное и т. д.); основные линии развития мировой философии, ее направления и школы, а также ее виднейших представителей; национальные философские школы (немецкая, английская, французская, испанская, русская, американская); наиболее авторитетные философские парадигмы (философемы) осмысления индивидуального и общественного бытия; основные потребности человека, эмоции и чувства. | значимые первоисточники по истории развития мировой философской мысли; основные философские, социально-философские, философско-культурологические закономерности индивидуального и общественного развития; конкретно-исторические, этно-национальные (европейская, азиатская, евразийская) и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики; объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме; основные функции психики, иметь представление о роли разума, сознательного и бессознательного в регуляции поведения и функционирования общества и ноосферы; условия формирования личности, ее свободы, ответственности, прав и свобод, понимать роль насилия и ненасилия в истории и поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим и самому себе. |
Уметь | оперировать понятиями и категориями античной, средневековой, новоевропейской и современной философии; давать логически верные определения научным и философским понятиям; корректно излагать мысли, почерпнутые из первоисточников и литературы; логически оперировать найденной информацией, создавая целостный системный образ репрезентации проблемы; видеть своеобразие философии, ее место в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека. | создавать и использовать опорные сигналы к определенным вопросам или философским проблемам; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, настоящему и будущему; определять философему, адекватную актуальной (реализуемой субъектом) сфере бытия или деятельности; вести научный диалог по актуальным вопросам и проблемам современной философии; критически анализировать первоисточники и литературу по заданной проблематике; анализировать взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней; определять соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности,особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни. |
Владеть | метафизическим, диалектическим, историческим, компаративистским, герменевтическим, феноменологическим, экологическим, семиотическим, системно-синергетическим, ноосферно-универсумным подходами к анализу актуальной (реализуемой субъектом) сферы бытия или деятельности; опытом создания презентаций по отдельным философским проблемам и вопросам; навыками ведения дискуссии; приемами самоорганизации деятельности (самообразования, саморазвития, самосовершенствования и т. д.); гипотетико-дедуктивным, индуктивным и аналогическим способами познания исторической, социальной и политической действительности. | системно-синергетическим и ноосферно-универсумным подходами к анализу актуальной (реализуемой субъектом) сферы бытия или деятельности; опытом организации и осуществления научной деятельности; навыками ведения различных видов диалога (полилога); активными приемами работы с аудиторией; системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов; современными личностно-ориентированными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни; навыками системного, информационного и семиотического подходов к анализу текстов. |
Компетенции | ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-12, ОК-17, ОК-19, ПДК-2, ПДК-5 | ОК-1, ОК-2, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-16, ОК-17, ОК-19, ОК-20, ОК-25, ПДК-2, ПДК-5, ПК-14 |
В курсе предусмотрены три формы контроля: входной, текущий и промежуточный.
Система оценки прогресса студентов – рейтинговая, которая позволяет в наиболее адекватной форме обобщить и объективно оценить знания, умения и владения (приобретенный опыт) учащихся.
Оценка достижений студентов производится на основе 100-балльной (семестровой) шкалы. Каждому виду деятельности студентов присваивается свой «коэффициент успеха», что позволяет учащимся набрать определенное количество баллов, свидетельствующее об уровне освоения ими дисциплины, которое, представленное в числовом выражении, соотносится с традиционными оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Входной контроль: решение задач на определение уровня формирования философского мышления (на предмет выявления предпосылочного знания и предпосылочных компетенций). Цель: выявить уровень эрудированности и подготовленности студентов к усвоению материала дисциплины. Входной контроль не оценивается!
Текущий контроль: работа на семинарских занятиях (каждое семинарское занятие предполагает новую форму проективной деятельности); участие в деловых играх, диспутах; генерирование гипотез (построение моделей) развития политических, экономических, экологических, демографических, правовых и иных ситуаций; участие в моделировании политического диалога; участие в проблемных дискуссиях; индивидуальный анализ юридических, нормативно-правовых текстов; тестовые работы. Цель: оценить промежуточные итоги деятельности студентов, понять «проблемные места».