Издано по решению редакционно-издательского совета БГУФК
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет физической культуры»
Философия и методология науки
Методическое пособие для студентов магистратуры и соискателей БГУФК
Минск 2012
УДК 1 (075)
ББК 1 (075.37)
Б90
Издано по решению редакционно-издательского совета БГУФК
Автор-составитель:
доктор философских наук, зав. кафедрой философии и истории УО «Белорусский государственный университет физической культуры»
Т.Н. Буйко
Рецензенты:
доцент, доктор философских наук, заведующий лабораторией
проблем воспитания личности НМУ «Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь
А.С. Лаптенок
доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории УО «Белорусский государственный университет физической культуры»
В.П. Кириченко
Философия и методология науки: Методическое пособие для студентов магистратуры и соискателей БГУФК / сост. Т.Н. Буйко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2012. – 48 с.
ISBN
Методическое пособие подготовлено в соответствии с программой-минимумом кандидатского экзамена по философии и методологии науки утвержденной приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179. Целью пособия является оказание помощи студентам магистратуры БГУФК в их философско-методологической подготовке. Пособие включает планы лекций и семинарских занятий с формулировками учебно-методических задач, понятийно-терминологические минимумы по каждой теме, списки учебной справочной основной и дополнительной литературы по всему курсу и по каждому из его разделов, а также материалы для дискуссий по актуальным проблемам философии и методологии науки.
УДК 1 (075)
ББК 1 (075.37)
Введение: цели и задачи преподавания дисциплины
«Философия и методология науки»
Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки утверждена приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 13 августа 2012 г. № 97. Как отмечается в данном документе, программа-минимум предназначена для студентов магистратуры, нефилософских специальностей, сдающих кандидатский экзамен по философии и методологии науки, и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления. В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов.
Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.
В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином определенного государства.
Kуpc «Философия и методология науки», адресованный молодым ученым, предлагая концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции и понять, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку.
Программа курса «Философия и методология науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности студентов магистратуры и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.
Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов магистратуры устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания.
В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой.
В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления студентов магистратуры, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.
Таким образом,цель курса –философско-методологическая подготовка будущих ученых и педагогов.
Задачи курса:
- профессиональное и творческое осмысление проблем философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка;
- конструктивно-критическое осмысление проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др;
- определение социальных и гражданских позиций, мировоззренческих и ценностных установок тех, кто идет в науку;
- философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности студентов магистратуры и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования;
- изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки;
- формирование у студентов магистратуры устойчивых навыков рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания;
- актуализация и развитие креативности и проективности мышления студентов магистратуры и соискателей.
Существенным моментом программы-минимум является акцент на необходимости существенной активизации творческой самостоятельной работы студентов магистратуры по осмыслению и анализу предложенной литературы (как основной, так и дополнительной) и авторской интерпретации наиболее важных и актуальных проблем современной философии и методологии науки с учетом профиля диссертационных исследований, выполняемых студентами магистратуры и соискателями. Эта работа осуществляется, прежде всего, в процессе подготовки реферата по курсу «Философия и методология науки» с последующей его защитой при сдаче кандидатского экзамена. Опыт работы с молодыми учеными, накопленный во многих учебных и научных центрах Республики Беларусь и странах СНГ, свидетельствует о том, что это очень важный и значимый компонент в системе их философско-методологической подготовки в целом. Он требует не только от студента магистратуры, но и от его научного руководителя больших затрат времени и серьезного внимания к выбору темы реферата, а также информационно-теоретического обеспечения его надлежащего уровня.
Настоящее методическое пособие подготовлено в соответствии с программой-минимумом кандидатского экзамена по философии и методологии науки утвержденной приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179. Целью пособия является оказание помощи студентам магистратуры и соискателям БГУФК в их философско-методологической подготовке. Пособие включает планы лекций и семинарских занятий с формулировками учебно-методических задач, понятийно-терминологические минимумы по каждой теме, списки учебной справочной основной и дополнительной литературы по всему курсу и по каждому из его разделов, а также материалы для дискуссий по актуальным проблемам философии и методологии науки. Темы дискуссий могут быть избраны магистрантами и соискателями) для подготовки рефератов к кандидатскому экзамену, а дискуссионная литература использоваться ими для начала этой работы.
Тематический план курса «Философия и методология науки»(120 часов)
№ п/п | Содержание курса | Лекции | Семинары и практикумы | Контролируемая самостоятельная работа | Всего |
Раздел I | Философия и ценности современной цивилизации | ||||
Раздел II | Философско-методологический анализ науки | ||||
Раздел III | Философско-методологические проблемы дисциплинарно-организованной науки Модуль А. Философия естествознания и техники Модуль Б. Философия социально-гуманитарного познания | ||||
Вместо заключения | Философия и наука на рубеже XX и XXI веков | ||||
Итого |
Учебная и справочная литература по курсу
«Философия и методология науки»
1. Берков, В.Ф. Философия и методология науки: учеб. пособие / В.Ф. Берков. – Мн., 2004.
2. История философии: учеб. пособие / под ред. Ч. С. Кирвеля. – Мн., 2001.
3. Козел, А.А. Философская мысль Беларуси / А.А. Козел. – Мн., 2004.
4. Кохановский, В.П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, Т.В. Фатхи. – Ростов н/Д., 2004.
5. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. Пособие / Т.Г. Лешкевич. – М., 2005.
6. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М., 2005.
7. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология: учеб. пособие / А.Л. Никифоров. – М., 1998.
8. Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2001-2002.
9. Современная западная философия: учеб. пособие / Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов, В.Л Абушенко, М.А. Можейко [и др.]; под общей ред. Т.Г. Румянцевой. – Мн., 2000.
10. Стёпин, В.С. Основы философии науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М., 2006.
11. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Мн., 2006.
12. Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов / А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Т. Тихонов [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Мн., 2007.
13. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки. Вопросы и ответы: полный курс подготовки к кандидатскому экзамену / Я.С. Яскевич. – Мн., 2007.
14. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевич. – Мн., 2009.
Основная литература (первоисточники)
Абдзіраловіч, І. Адвечным шляхам: Даследзіны беларускага сьветагляду / І. Абдзіраловіч. – Мн., 1993.
Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / под ред. А.Ф. Грязнова. – М., 1998.
Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – М., 1994.
Бахтин, М.М. Работы 20-х годов / М.М. Бахтин. – Киев, 1994.
Башляр, Г. Новый рационализм / Г. Башляр. – М., 1997
Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М., 1999.
Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М., 1990.
Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. / И. Валлерстайн. – М., 2003.
Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Вебер, М. Избранные произведения. – М., 1990.
Виндельбанд, В. Философия культуры: Избранное / В. Виндельбанд. – М., 1994.
Витгенштейн, Л. Философские работы / Л. Витгенштейн. - Ч. 1. – М., 1994.
Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М., 1988.
Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. – Новочеркасск, 1994.
Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. – СПб., 2000.
Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. – М., 1987.
Камю, А. Творчество и свобода / А. Камю. – М., 1990.
Коллингвуд, Дж.Р. Идея истории. Автобиография историка / Дж. Р. Коллингвуд. – М., 1982.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975.
Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М., 1995.
Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М., 1985.
Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин // Ленин, В.И. Полн. собр. соч., Т.18.
Лиотар, Ж.-Ф. Ситуация постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. – СПб., 1998.
Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. – М., 1992.
Манхейм, К. Идеология и утопия / К. Манхейм. – М., 1993.
Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. – М., 1994.
Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 13.
Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. Т. 42.
Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М., 1995.
Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.
Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1993.
Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.
Путь в философию. Антология. – М., 2001.
Рассел, Б. Человеческое познание, его сфера и границы / Б. Рассел. – Киев, 1997.
Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. – М., 1995.
Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.
Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр// Сумерки богов. – М., 1990.
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М., 1992.
Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. – М., 1978.
Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.
Тойнби, А.Дж. Цивилизации перед судом истории / А. Дж. Тойнби. – М., 1995.
Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М., 1986.
Феномен Человека: Антология. – М., 1993.
Философия истории. Антология. – М., 1995.
Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // Франк, С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.
Фуко, М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / М. Фуко. – СПб., 1994.
Фукуяма, Ф. Конец истории / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. – 1990, № 3.
Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000.
Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М., 2003.
Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – СПб., 1997.
Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории О. Шпенглер. – М., 1993.
Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Ф. Энгельс // Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. Т. 21.
Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. – М., 1991.
Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.
Дополнительная учебная и научная литература